Конспект урока в 6 классе Блокада Ленинграда в цифрах. Обобщение темы Пропорции и масштаб
УРОК-ОБОЩЕНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА ЯЗЫКОМ ЦИФР»
Цель:
сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Отношения и пропорции»
упражнять в выполнении математических действий с рациональными числами
развивать познавательные способности учащихся на основе упражнений
Воспитательные:
воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу
мотивация учебной деятельности
воспитывать интерес к урокам математики
Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации
Умение слушать и слышать товарищей
Развивающие:
развитие познавательного интереса, наблюдательности, устойчивого внимания, творческой активности, самостоятельности, умения сравнивать, делать выводы
расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса
развитие интереса к предмету
Вызывать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы.
Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Отношения и пропорции»
упражнять в выполнении математических действий с рациональными числами
решать задачи и упражнения по теме по теме «Отношения и пропорции»
рассказать о блокаде Ленинграда во время ВОВ
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал
ХОД УРОКА
Учитель.Сегодня у нас необычный урок.
Наш урок проводится в день снятия блокады Ленинграда.
Мне хочется, чтобы сегодня у вас появилось осознание величия того подвига, который совершили ваши прадедушки и прабабушки, чтобы вы хоть краешком своей души почувствовали то, что пережили участники этих страшных событий и осознали, что мы есть, живём и здравствуем только потому, что величайшими усилиями государство наше сохранилось, о чём даже страшно подумать, мало того наши соотечественники отстояли страну и уничтожили расползавшийся фашизм в Европе и ещё хочется, чтобы ваши сердечки наполнились бесконечной благодарностью к тем, кто отстоял нашу свободу.
Мы жители одной страны, одного города должны знать свою историю. Эта история нашего народа, история жизни наших дедушек и бабушек, наших родителей. И сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – Великую Отечественную войну. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. и закончилась 9 мая 1941 года.
Гитлер планировал захватить в первую очередь город Ленинград.
Почему же Гитлер придавал такое значение взятию Ленинграда? Потому что Ленинград – северная столица, крупный промышленный, культурный центр, морской порт, удобный плацдарм для удара на Москву. Захватив Ленинград, Гитлер собирался напасть на столицу страны, Москву.
Наступление фашистов на Ленинград началась в августе 1941 года.
Цель нашего урока доказать фактами и числами какой урон нанесли фашисты нашему государству, какие бесчеловечные условия жизни испытывали из-за войны советские мирные жители и какие подвиги совершали во имя Победы. Одним из свидетельств героического подвига советских людей в этой войне является сражение за Ленинград, оказавшейся в блокаде. А, что означает блокада? Сегодняшний урок мы посвящаем блокаде Ленинграда.
Открываем тетради и записываем тему нашего урока: «Пропорции, уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда». Названная тема вам уже знакома и сегодня мы с вами их просто повторим в ходе урока.
Устный счет
Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”.
Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая "восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города.
Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно.
ОСЬМУШКА ХЛЕБА
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125. Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.
Из чего же состоял блокадный хлеб?
125-граммовый кусок хлеба:
Пищевая целлюлоза – 10%Хлопковый жмых – 10%Обойная пыль – 10%Вытряски из мешков – 2%Кукурузная мука – 3%Ржаная мука – 73%.
Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.
Задача. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?
10% от 125граммов 125*0,1=12,5(граммов) - пищевая целлюлоза, хлопковый жмых, обойная пыль.
2% от 125 граммов 125*0,02 = 2,5(граммов) - вытряски из мешков
3% от 125 граммов 125*0,03 = 3,75(граммов) - кукурузная мука
73% от 125 граммов 125*0,73 = 91,25(граммов) - ржаная мука
Задача. На момент установления блокады в городе находилось 2 млн 544тысячи человек. Среди них были дети. Сколько было детей, если они составляли 16%?
Задача. Блокада Ленинграда длилась 873 дня. Только 1/3 этого времени город не подвергался обстрелам. Вычислите, сколько дней продолжались вражеские обстрелы?
17 августа 1943 года произошел самый длительный обстрел за все годы блокады. Кто знает, какова его продолжительность?
Задача. Решив уравнение, вы точно узнаете, продолжительность обстрела. Целая часть корня покажет количество часов, а дробная часть – количество минут.
Х:35,04 = 3:8
Ответ: Продолжительность обстрела 13 час. 14 мин. В городе разорвалось более 2000 снарядов.
Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.
Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим, Еще не знают на земле, Страшней и радостней дороги!!!
Задача. Найти длину дороги жизни по карте.
Задача. Для перевозки груза требуется 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Но машины под тяжестью груза часто уходили под лед. Тогда было решено уменьшить грузоподъемность машин. Сколько нужно машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремели залпы торжественного салюта! Сколько залпов прогремело? Салют дан из 324 орудий.
Давайте решим пример (устно):
(1413 QUOTE 1415 +49,5) · 13 QUOTE 1415
Почему 24 залпа?
Потому что день снятия блокады Ленинграда считается очень важным праздником, значимым событием, а салюты бывают трех видов, каждый из которых состоит из разного количества залпов. Тот салют, в котором 24 залпа считается самым торжественным.
Итог урока
Чем интересны были задачи?
Какие новые факты истории вы сегодня узнали?
Какие числа вас впечатлили и чем?
На сколько справились с математическими задачами?
Рефлексия
Является ли это занятие важным (или не важным) для вас? Объясните свой ответ.
Домашнее задание: выданы карточки с заданием:
Задача № 1. За время блокады ленинградцы отремонтировали и отправили на фронт 15500 боевых единиц. Из них минометов в 6 раз больше, чем танков, а самолетов на 500 больше, чем танков. Сколько танков, минометов и самолетов выпустили и отре монтировали блокадники?
Задача№2. Выполните действия, и вы узнаете, сколько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады.
(7,7 * 5 + 2,2) : 0,1 =
Задание №3. Изучив дополнительный материал о блокаде Ленинграда и блокадниках составить математические задачи .
Рисунок 8Рисунок 615