Конспект урока по литературе на тему ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СКАЗКИ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (5 класс)
Урок 5Тема: ХУДОЖЕСТВЕНЫЙ МИР СКАЗКИ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»
Цели: подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра; развивать речевые умения путем пересказа произведения; помочь понять внутренний мир героев и раскрыть лучшие черты их характеров.
Ход урока
Организационный момент.
I. Вступительная беседа.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. К какому виду сказок она относится?
3. Какие особенности народной сказки можете назвать?
4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
5. Почему Василису называют Премудрой?
II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.
Чтение эпизода «Сватовство царевичей».
Вопросы:
1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? (В некотором царстве, в некотором государстве; Где стрела упадет, там и сватайтесь; Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка)
2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь испугался Иван, хотел убежать»? (Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным.) Это и есть художественные особенности сказки.
3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:
Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)
Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.
Обобщающие вопросы:
Что вы поняли, читая этот эпизод? Какие они – наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?
, уважением к труду?
Пересказ эпизода о представлении хлебов.
Вопросы:
1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)
III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.
герое?
III. Обобщение.
Итак, перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признать свою неправоту, борется против Кощея.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Чему она вас научила?
3. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?
IV. Заключительное слово учителя.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как герои добиваются добра и справедливости, проходят тяжелые испытания. Герои стремятся соединиться друг с другом, так как ими движет одно из лучших чувств на Земле – любовь.
Домашнее задание: прочитать сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».