План урока: Измерение фигуры человека (5 класс)


Тема урока: Измерение фигуры человека. 5 класс
Цели урока:
Образовательные - ознакомить учащихся, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека.
Развивающие - развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).
Воспитательные - формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, сантиметровая лента, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование представлений о мире профессий.
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Применение теоретических знаний на практике;
Организация деятельности учащихся по изучению и закреплению способов действий.
Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель и задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенного задания, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, проводить сравнительный анализ задания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Коммуникативные:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; -устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
-удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы , эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
-построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- создание условий для развития у школьников умения работать в сотрудничестве и во времени.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

Ход урока.
Организационный момент: проверка готовности к уроку, рапорт учащихся .(Организую деятельность учащихся к эффективной работе на уроке.)
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Слушать меня поторопитесь.
Сегодня я вас удивлю
С литературного рассказа урок начну
Мне хочется предложить вашему вниманию небольшой рассказ Светланы Могилевской «Две хозяйки». Я надеюсь, что прослушав его вы без труда назовете «главного героя нашего урока»
Две девочки помощницы показывают сценку «две хозяйки»
Вопрос учащимся ? Кто герой нашего урока? Ответ фартук.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучать большой раздел «Технология изготовления швейного изделия- фартука»
Заслушаем информацию об истории фартука.(сообщение учащегося)
Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники .С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.
Учитель: И в наше время фартук нужен не только дома, на кухне.
Вопрос: Людям, каких профессий необходим фартук?
Проблемный вопрос: Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.
Учитель поясняет: «Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру». То есть необходимо измерить фигуру человека.
Давайте повторим пройденный материал.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
К соединительным швам относятся: стачной взаутюжку, вразутюжку, на ребро.
Существуют швейные машинки с : ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом, карамельным приводом.
Сырьем для производства хлопчатобумажной ткани случит шерсть.
Соединение двух или нескольких слоёв материала строчкой называется швом.
Прежде чем шить на машине, надо намотать нитки на шпульку, заправить нижнюю и верхнюю нитки.
Учитель: Молодцы, с заданием справились.
Как вы думаете достаточно ли у нас знаний для изготовления фартука?
Ответ: нет не достаточно, нужно знать измерение фигуры
. « Снятие мерок для построения чертежа фартука».
А какие задачи мы должны определить сегодня на уроке?
Вопрос: Что знаем, что умеем, что нужно знать
Ответ учащихся.
Определение задачи урока:
1.научится правильно измерять фигуру человека и правильно записывать мерки.
2.развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.
3. изучить правила снятия мерок.
Девиз нашего урока : Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Проблемный вопрос «Актуальна ли сегодня на уроке данная пословица»

Для измерения фигуры служит сантиметровая лента. придумал в 1847 Алексис Лавинь — мастер-портной французской императрицы Марии-Евгении, основатель первой в мире школы моды Esmod, которая существует и по сей день.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Для правильного снятия мерок нужно знать расположения основных точек и линий на фигуре человека . Эти линии называются конструктивными.
Учащимся предлагается вообразить гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:
Первый раз человек остановился, когда из воды выглядывала голова и шея – этот уровень принято называть линией шеи:
Второй раз человек остановился, когда вода дошла ему до передних углов подмышечных впадин – эту линию принято называть линией груди;
Третий раз человек остановился, когда вода дошла до самого узкого места туловища - эту линию принято называть линией талии;
Четвертый раз человек остановился, когда вода была на уровне выступающих точек ягодиц - эту линию принято называть линией бедер;
Пятый раз человек остановился, когда вода была на уровне середины колена - эту линию принято называть линией колена.
Все эти линии принято называть конструктивными и учитывать при измерении фигуры человека
Задание № 2 на изображенной фигуре человека определить конструктивные линии и подписать название.
Физминутка……
Правила снятия мерок: инструкционная карта
(работа учащихся с рабочей тетрадью, с комментариями учителя)
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
Стоять надо прямо, без напряжения.
При измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Сначала снимают мерки обхватов и ширины, затем мерки длин.
Для записи результатов существуют условные обозначения: О – обхват; С – полуобхват; Д – длина. Подстрочный знак указывает участок измерения (Ст).
Задание:
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на готовое изделие и попробовать определить из каких геометрических фигур состоит фартук с нагрудником и какие размеры будут необходимы для построения чертежа данных фигур.
Учащиеся определяют , что необходимо знать длину и ширину.
Инструкционная карта: Измерение фигуры. Мерки
Измеряем полный обхват фигуры а записываем в половинном размере.
Ст – полуобхват талии (снимается для определения длины пояса).
Сб – полуобхват бедер (снимается для определения ширины фартука).
Дн – длина нагрудника (снимается для определения длины нагрудника).
Ди – длина нижней части фартука (снимается для определения длины фартука).
Игра «Что вы знаете об измерениях фигуры человека?».
Вопросы:
Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)
С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)
Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)
Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)
По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)
Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)
Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)
Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)
10)Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)
11)Какие мерки записывают в половинном размере? ( обхватов)
12)Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди)
- Молодцы, прекрасно справились с заданием!
Я приглашаю вас в ателье «Пятиклашки» для отработки навыков измерения фигуры человека.
IV. Практическая работа. «Снятие мерок» (10 мин)
1.Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).
2.Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и  записывает их в тетрадь (“Мои мерки” для заказчика).
Практическая работа выполняется согласно инструкционным картам.
Инструкционная карта.
«Снятие мерок»
Последовательность работы и обозначение мерок. СтСбДнДиНазвание мерок Полуобхват талии полуобхват бедер длина нагрудника длина нижней части
Как снимать мерки Измеряется по самому узкому месту туловища. Измеряется по линии бедер горизонтально Измеряется от линии талии вверх выше линии груди на 3-5 см. Измеряется от линии талии вниз выше линии колена на
8-10 см.
Назначение мерок снимается для определения длины пояса снимается для определения ширины фартука снимается для определения длины нагрудника снимается для определения длины фартука
Мои мерки В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы.
1. Первый обход – проверка организации рабочего места, соблюдение правил снятия мерок.
2. Второй обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся.
3. Третий обход – проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля.
По окончании работы учитель проверяет правильность и точность выполненной работы.
Вопросы и задания для закрепления (5 мин)
Карточка-задание.
Мерки снимают по ………… стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают …………
При снятии мерок измеряемый должен стоять ………..
Мерки снимают ………………………………(чем?)
При измерении сантиметровую ленту не следует……….. и …………….
Мерки длины записывают …………………..
Мерки обхватов записывают ……………….. размере.
Ответ на проблемный вопрос «Актуальна на уроке пословица «семь раз отмерь, один отрежь»
Ответ учащихся……
Задание № 3 составьте слово из слог. Определите профессию «закройщик»

V. Заключительный инструктаж.
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- оценка работы;

Рефлексия;
было интересно…
было трудно…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
6.пригодяться ли в жизни данные навыки измерения фигуры человека?
Домашнее задание: (2 мин)
Эскиз фартука (девочки)
Выучить правила снятия мерок