«Музыка в театре, кино и на телевидении»


Урок музыки в 5 классе
Педагог:Ожерельева Инна Валерьевна
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении.
Задачи:
направленные на достижения личностных результатов:развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства.
направленные на достижения метапредметных результатов:освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Тип урока: освоение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Структура и ход урока:
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Давайте с вами разгадаем загадки.
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать?
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
УСудя по отгадкам как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. На у роке
будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.
У: Посмотрите внимательно и скажите, к каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации?
Опера «Снегурочка» - автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Правильно, это иллюстрация к опере «Снегурочка». Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.
У: Послушайте фрагмент оперы «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи? Скоморохи – это музыканты, народные стихотворцы. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – на Троицу. Когда народ собирался на праздник, тут и являлись скоморохи с бубнами и струнными гудками.
Опера «Садко» - Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Опера «Садко» написана на сюжет новгородской былины «Садко».
У: Послушайте и посмотрите фрагмент оперы «Ария Садко». Что такое ария? Ария – главная музыкальная характеристика героя оперы (раскрытие душевных переживаний), исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. 
Ой, ты темная дубравушка,
Расступись, дай мне дороженьку –
Сквозь туман, слезу горючую,
Я не вижу света белого.
Всколыхнись ты трость дерево, -
Разбуди-ка Ильмень озеро
Людям стали уж не надобны,
Мои гусельки яровчаты.
Слушай, ты волна зыбучая,
Ты раздольице широкое,Про мою участь горькую,
Да про думушку заветную.- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? 
Балет «Щелкунчик» - русский композитор Петр Ильич Чайковский.
У: Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник. Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
У: Послушайте фрагмент балета «Адажио». В балете адажио — танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов, являющий собой центральную часть произведения.
Балет «Золушка» - русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Балет написан на сюжет сказки французского писателя. Шарля Перро «Золушка».
Послушайте фрагмент балета из сцены «Воспоминание». Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене «Воспоминание»? (волнение, радость, восторг, мечта)
У: Молодцы, справились с заданием.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
Физкультминутка
У: Я думаю, что каждый из вас когда-то был в театре. Какие театры есть в ближайшем от нас городе Магнитогорске.

Драмати́ческий теа́тр им. А. С. Пу́шкина — старейший театр г. Магнитогорска. История театра уходит своими корнями в историю города, когда в 1932 году на базе агитбригады был создан Магнитогорский театр рабочей молодёжи.
В 1935 году Магнитогорский театр рабочей молодёжи был преобразован в Драматический театр Магнитогорска, а в 1937 году ему было присвоено имя А. С. Пушкина 
Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» — магнитогорский театр, один из известнейших кукольных театров России.
В январе 1972 исполком Магнитогорского горсовета принял решение о создании в городе театра кукол.
Первым поставленным спектаклем стали «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей», премьера которого состоялась 7 февраля1973 года — этот день театр считает днём своего рождения. Сразу после появления на свет театру было передано небольшое здание по проспекту К. Маркса.
Уже в первые годы своего существования театр Буратино стал популярным благодаря таким спектаклям, как «Айболит против Бармалея», «Три мушкетера», «Маугли».
В феврале 1999 театр переехал в новое помещение на улице Б. Ручьёва и получил новый зрительный зал на 210 мест.
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр
Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время начавшегося действия опоздавшие зрители проходят на свои места, если рядом кто-то шуршит конфетной обёрткой, а соседи громко переговариваются между собой, то твоё настроение будет безнадёжно испорчено. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.
У: Ребята, кто из вас знает, кто такие были таперы?
У: Тапёр  — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
Иногда таперы стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.
У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.
( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
Прослушивание песни. Распевание. Разучивание песни
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
Нам любые дороги дороги!

Мы свое призванье не забудем!
Смех и радость мы приносим людям,
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.
Не заменят никогда свободы.

Наш ковер — цветочная поляна,
Наши стены — сосны-великаны,
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою.
Наше счастье — жить такой судьбою
Этап рефлексии.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев,
создает атмосферу действия,
показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
создает национальный колорит,
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Домашнее задание. Знать понятия. Повторить песню «Ни чего на свете лучше нету»