Методическая разработка урока истории Первая мировая война

Тема: Первая мировая война. Боевые действия 19141918 годов


Цель урока: выяснить причины и повод войны, характер первой мировой войны, основные события; определить место и роль России в мировой войне
Задачи:
развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, сопоставляя события нашей страны с мировой историей, решать проблемные задачи, продолжить формировать умение работать с исторической картой;
формировать потребность к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории, формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе
Тип урока: изучение новой темы с элементами проблемного обучения
Основные понятия: экспансия, Брусиловский прорыв, позиционная (окопная) война
Оборудование: карта «Первая мировая война», мультимедиа, фильм «Первая мировая война» Первая Мировая. 7 я серия. StarMedia. 2014 г.


Ход урока.
1. Изучение новой темы:
План урока.
Причины и цели в войне России др. стран – участниц.
Военные события 1914-1916 гг.
Роль России в войне.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы приступаем к изучению одного из важнейших событий в истории России – это последняя война Российской империи. Для многих стран мира эта война имела самые серьёзные последствия и потрясения. Но именно в ходе этой войны отречётся от престола последний император России Николай II, закончит своё существование трёхсотлетняя история дома Романовых и страна окунется в страшные события для её народа – Февральская, а следом за ней и Октябрьская революции, которые перевернут судьбу России и судьбы миллионов граждан нашей страны.
Речь об участии России в первой мировой войне шла в контексте мировых событий. Нам предстоит изучить более глубоко данный исторический факт из истории Российского государства.
- Чем отличалась первая мировая от известных войн?
Рассказ учителя: Первая мировая война 19141918 гг. длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней, в ней участвовали 33 государства (общее число независимых государств 59) с населением более 1,5 млрд человек (87% населения планеты). Погибло и умерло от ран более 10 млн, ранено и искалечено более 20 млн человек. В ходе военных действий впервые участвовали танковые и химические войска, применялись авиация и подводный флот.
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить роль России в первой мировой войне, опираясь на знания по всеобщей истории.
Проблема урока: Какова роль царской России в первой мировой войне?
Итак, нам уже известен тот факт, что истоки войны 1914 -1918 гг. историки усматривают в процессах мирового развития и международных отношениях конца XIX - начала XX .
- Каковы вообще причины всех войн? А что же стало причиной Первой мировой войны и поводом разгоревшегося мирового пожара?
А) Примерный ответ:
Обострение противоречий между военно-политическими блоками: Антантой и Тройственным союзом за сферы влияния, рынки сбыта и колонии
Правительства пытались отвлечь свои народы от революционной борьбы
Цели:
Англия
Сохранить колонии ослабить Германию

Франция
Получить Эльзас и Лотарингию, Саарский угольный бассейн

Россия
усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии

Германия
Передел английских и французских колоний, утверждение на Балканах и Ближнем Востоке, отторжение от России Украины. Прибалтики, Белоруссии


Вывод: Индустриализация усиливала стремление многих государств к выходу на широкий мировой рынок. Таким образом, война явилась результатом столкновения интересов ряда империалистических стран

- Вспомните экономическое положение России накануне войны? (выкуп иностранных ценных бумаг русскими капиталистами, но всё-таки большой процент находился в руках иностранцев)
- Была ли связана экономика России с Западной? Как это могло отразиться на ходе войны?
- Стремилась ли Россия к активному развязыванию войны? Подтвердите фактами.
Рассказ учителя: Осознавая незавершенность внутренних преобразований, Николай II избегал обострения международной ситуации. Россия шла на уступки в отношениях с другими странами (согласилась на присоединение к Австро-Венгрии Боснии и Герцеговины). В феврале 1914 г. на его имя была представлена записка виднейшего гос. деятеля России, министра внутренних дел в кабинете Витте, 1906 – члена Гос. совета П.Н. Дурново.

- О чем предупреждал П. Н. Дурново Николая II?(изложение содержания тезисов)
В чём он оказался прав?
Записка, написанная П.Н. Дурново Николаю II в феврале 1914 года, т.е. за полгода до начала Первой Мировой войны, была уникальна тем, что все пророчества автора практически полностью сбылись. Основные тезисы записки Дурново были изложены в названиях ее разделов: 1) «Будущая англо-германская война превратится в вооруженное столкновение между двумя группами держав»; 2) «Трудно уловить какие-либо реальные выгоды, полученные Россией в результате ее сотрудничества с Англией»; 3) «Жизненные интересы Германии и России нигде не сталкиваются»; 4) «В области экономических интересов русские польза и нужды не противоречат германским»; 5) «Даже победа над Германией сулит России крайне неблагоприятные перспективы»; 6) «Борьба между Россией и Германией глубоко нежелательна для обеих сторон, как сводящаяся к ослаблению монархического начала»; 7) «Россия будет ввергнута в беспросветную анархию»; 8) «Германию, в случае поражения, ждут не меньшие социальные потрясения»; 9) «Мирному сожительству культурных наций более всего угрожает стремление Англии удержать ускользающее от нее господство над морями».

- Что же стало поводом для разгоравшегося мирового пожара? (убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда)
Запись в тетрадях:
28 июня 1914- 11 ноября 1918 гг. - Первая мировая война
Беседа с учащимися с сопровождающимися пояснениями на карте:
- Расскажите о планах Германии, Австро - Венгрии в Первой мировой войне
(разбить поодиночке противников - сначала Францию, потом Россию, австрийцы сковывают русских, пока Германия наступает на Францию)
- Расскажите о планах России и Франции
(разбить более слабую Австро- Венгрию, взять Германию в кольцо вместе с союзниками)
- Суждено ли им было осуществиться? (рассказ ученика и показ на карте)
Заполнение таблицы в тетрадях:
Воссоздание событий войны с помощью учителя и одновременной работой по карте.

Первая мировая война.
Год

Основные военный операции
на Восточном фронте
Значение

1914 г
1. Вторжение двух русских армий в Восточную Пруссию (армия генералов
П. Ренненкампфа и Самсонова) – окружение и уничтожение армии Самсонова.
2. Юго-Западный фронт – успешные действия в Галиции против Австро-Венгрии – захват Львова, крепость Перемышль
1. крушение планов молниеносной войны Германия ведёт войну на два фронта, переход к позиционной войне
2. осложнение положения России из-за вступления в войну Турции удачи русской армии на Кавказском фронте.
3. Россия нанесла удары и по Австрии и по Германии остановлено наступление немцев на Марне

1915 г.

Переориентация Германии на Восточный фронт
1. Лето-осень – тяжелейшие бои.
2. Николай 11- возглавил русскую армию;
Князь Николай Николаевич – возглавил Кавказский фронт

1.Русские оставили Галицию, Польшу, Литву, Белоруссию
2. Германия не достигла главной цели: окружить, уничтожить и вывести русские войска из войны
Комментарии: западные союзники не организовали ни одного наступления до сентября 1915 г. огромные потери русских

1916 г.
1. Франция и Италия запросили помощи у России
Март – наступление русской армии в районе Двинска.
Май – «Брусиловский прорыв» (Юго-Западный фронт)
*Просмотр отрывка из фильма «Первая мировая война» Мир на Пороге Войны. Первая Мировая. 2014 г.


1. Наступление Брусилова вывело из строя массу войск противника (Австрия на грани военной и политической катастрофы),
2. спасло от полного разгрома Италию;
3. существенно ослабило натиска на Францию.
4. захват русским почти всей турецкой Армении
Для комментария: русская армия вновь, как и 1914 и 1915 г. жертвовала собой ради общих союзных интересов

Рассказ учителя: Впереди был ещё 1917 и 1918 г. Но войну закончилась не без участия народов. Первой грянула революция в России. В феврале 1917 г. будет свергнуто самодержавие, в октябре к власти пришли большевики. Россия вышла из войны. Сначала это было брожение в армии и распад восточного фронта. А 3 марта 1918 г. советское правительство заключило Брестский мир с Германией и её союзниками, под контролём которых остались обширные территории в Прибалтике, Белоруссии, на Украине и на Кавказе.
Закрепление изученной темы:
- Какие цели преследовала Россия в Первой мировой войне?
- В чём выражалась связь боевых действий на западном и восточном фронте. Можно ли здесь выявить какие-то тенденции?
- Как закончилась война для России? Был ли возможен другой исход событий?
- Какую роль в войне мы отведём России?
Выводы:
1. Россия как великая держава была, таким образом, втянута в сложный клубок противоречий, которые с неизбежностью вели к войне.
2. Из-за недостаточно развитой материально- технической базы царская Россия не могла без помощи извне осуществлять империалистические цели. Она вынуждена была принимать помощь со стороны союзников на условиях, ограничивавших ее политическую самостоятельность и экономическую независимость
3. Россией приняла на себя наибольшие тяготы по ведению войны, оттягивая германские армии с западного фронта, что привело к огромным людским потерям и назреванию общенационального кризиса.
На следующем уроке нам предстоит ответить на вопрос : Как Первая мировая война повлияла на складывание революционной ситуации в стране? Являлась ли она непосредственной причиной или катализатором этого процесса?
Домашнее задание: § 14-15. сообщение о Г. Распутине.




бђ Заголовок 115