Родители как участники воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Родители как участники воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Бухарова О. А., воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №8,
Приоритет цели саморазвития личности требует новых подходов не только к организации процесса обучения, но и новой системы взаимодействия между образовательным учреждением и семьей ребенка. Только в условиях тесного сотрудничества образовательных учреждений как социальных институтов и семьи, единства целей и подходов к обучению и воспитанию можно помочь детям успешно самореализоваться в будущем(1(.
Приоритет семьи в воспитании ребенка зафиксирован сегодня в нормативных документах образования. Так, стратегическими для системы дошкольного образования документами являются:
«Концепция дошкольного воспитания» (1989), которая акцентирует внимание на следующих положениях: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (2012), в частности, указывает на то, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (статья 44, часть1). Принятие данного документа привносит много нового в функциональные обязанности педагогов ДОО, начиная от рефлексии уровня профессионально компетентности родителям в вопросах развития индивидуальных способностей и коррекции нарушений, заканчивая вопросами общественной экспертизы качества дошкольного образования «глазами родителей».
Подчеркнуто, что базовыми принципами современного дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. ФГОС ДО, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития – п.1.7. Сотрудничество, мы понимаем, как общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Между тем, сегодня, когда в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, и одновременно коренным образом изменяются цели и ценности образования, родители потеряли привычные ориентиры в вопросах обучения и воспитания своих детей. Старые методы взаимодействия с детьми, которые вырабатывались в культуре веками, не работают, а новые не только не осознаны, но даже не прожиты в опыте взрослых – их учили и воспитывали по-другому. Все это требует изменения традиционных подходов к взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников (2(.
В последние годы формы работы с родителями в нашем дошкольном образовательном учреждении стали более разнообразными: конкурсы, семейные гостиные, родительские клубы, мастерские, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», уголки для родителей, лектории, тренинги и прочее. Все чаще используются интерактивные методы работы с родителями деловая игра, проект, видеокурсы и др.), ориентированные на получение знаний родителями не в «готовом» виде, а в результате самостоятельного поиска, осмысления. У родителей появилась реальная возможность не только обогатить свои знания в вопросах воспитания и развития ребенка, но еще и понять причины своих проблем в воспитании, выработать навыки эффективного взаимодействия с детьми (1,2,3,4(.
Приведение взаимоотношений и взаимодействия семьи и ДОУ на уровень, адекватный их новым качествам и возможностям, является актуальной задачей для любого учебного заведения.
Преградой в решении этих задач является, как правило, высокая степень занятости родителей, особенно тех, кто понимает ценность индивидуализирующего образования и может сегодня его поддерживать. Проблема занятости преодолевается только на основе того же индивидуального подхода к родителю. Его присутствие и участие в том или ином проходящем в ДОУ мероприятии должно быть обусловлено его индивидуальным интересом, будь то хобби (на первой ступени в нашей модели), его принципиальной позиции по дискутируемому вопросу (на второй) или заинтересованностью в проектно-игровых изысканиях детей (на третьей ступени) в той же области деятельности, которой интересуется он сам.
Важная роль в формировании образовательной среды принадлежит родителям, которые создают атмосферу сопричастности к тому, чем живет наш детский сад. Работа с ними осуществляется в рамках программы «Родительского клуба «Навстречу друг другу». Ее основные направления: изучение, информирование, просвещение, обучение и сотрудничество.
Просвещение и обучение родителей реализуется с помощью ряда проектов клуба, о содержании которых мы хотели бы рассказать в рамках данной статьи. В отличие от собраний эти встречи эмоциональны, предполагают свободу выбора и заинтересованность в каждом. В ДОУ проводятся групповые (итоговые, тематические – «Родительский клуб», проблемные, организационные) и индивидуальные встречи.
Для определения содержания деятельности клуба, мы провели анкетирование родителей. В ходе письменного опроса большинство из них пожелало поучаствовать в совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей; получить практические навыки в художественно-эстетическом развитии детей, поэтому в нашем детском саду был создан детско-родительский клуб «Навстречу друг другу».
Для подготовки к реализации семейных художественно-творческих проектов нами был проведен цикл занятий «Работаем все вместе». Тематика занятий разнообразна: «Краска и цвет», «Работа с линией», «Работа с формой», «Учимся композиции». Цель таких занятий заключается в том, чтобы включить детей в совместное творчество, где они станут участниками крупных коллективных художественных работ. Показать, как из отдельных элементов можно создать интересные и необычные произведения, которыми уместно украсить интерьер детского учреждения или свою комнату. Эти занятия необходимы, так как создают эффект вживания в творческий процесс даже у тех, кто никогда не брал кисть и карандаш в руки. Занятия проходили в атмосфере эмоционального подъема, откровенности, искренности, свободного проявления инициативы.
Следующим этапом в нашей работе стало реализация семейных художественно-творческих проектов, которые призваны объединить детей одной группы, сплотить родителейи педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества; создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Нами было реализовано несколько совместных художественно-творческих проектов: «Мир в твоем окне», «Дети – цветы жизни», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Самым запоминающим для детей и родителей стал проект «Я – взрослый, ты – ребенок», который помог детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир современного ребенка. Участникам проекта было предложено побывать в непривычных ролях: детям – в роли взрослых, взрослым – в роли детей. Они создавали своими руками символические фигуры персонажей, наделяя их чувствами, давали им имена, рассказывали об их характерах и настроении. В конце программы образы вступали в диалог друг с другом, проигрывали небольшие сценки из собственной жизни. Работая вместе, занимаясь искусством, общаясь друг с другом, участники проекта вступали в настоящее творческое соревнование. Такое взаимодействие близких людей способствует сближению членов семьи, становлению и развитию дружеских взаимоотношений.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно:
Подготовительная часть (подготовка материалов для выполнения творческого задания; подготовка помещения и оборудования для проведения занятия).
Творческая часть (объяснение задания, погружение в тему, создание фигуры человека из двух круглых картонных тарелочек и нескольких шаблонов из картона).
Заключительная часть (описание персонажа, разыгрывание сценок с участием созданных персонажей).
В заключительной части наступает самый важный этап этой художественной акции, когда созданные художниками (детьми и родителями) персонажи могут познакомиться и пожать друг другу руки в прямом смысле этого слова. Участники проекта превращаются в это время в зрителей кукольного театра. Дети выступают в небольших сценках в роли своего персонажа, взрослого человека – папы, дедушки, мамы, кого-то из знакомых. А взрослые говорят тонюсеньким голосочком, изображая маленького мальчика или девочку. Этот захватывающий игровой момент очень нравится и детям, и родителям. Теперь им комфортно, так как все окружающие тоже раскрепостились и позабыли свои обычные роли в жизни – роли детей и родителей.
Творческая импровизация в несколько непривычных условиях сделало участие в программе чрезвычайно увлекательным и интересным для детей и взрослых. Любой, смог проявить себя, почувствовать интерес к себе со стороны других людей.
Совместная деятельность привела к единению авторов рисунков, поделок и желанию еще раз попробовать свои силы на поприще искусства. И это закономерно, так как реализуется главное человеческое стремление – быть услышанным и понятым.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.
Сегодня мы с уверенность можем сказать, что семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Участвуя в таких акциях, дети, родители, педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а также эмоциональную и духовную поддержку.
Таким образом, организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между детским садом и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Результаты подобного сотрудничества с родителями показали, что родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и ДОУ на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:
дифференциацию взаимоотношений семьи и ДОУ в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей;
качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей и соответствующей дифференциацией форм, методов и содержания педобуча;
повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса.
Литература
Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями (Текст(/Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
Михайлова-Свирская, Л.В. работа с родителями (Текст(/Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. – 128с.
Микляева, Н.В. Семейный и родительский клуб в детском саду (Текст(/Н.В. Микляева, Т.Е. Иванова, Н.Ф. Лагутина. – М.: Сфера, 2012. – 128с.
Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» (Текст(/ Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, М.О. Кисилева. – М.: Сфера, 2012. – 128с.
15