Технологическая карта метапредметного урока по географии, биологии, истории и МХК в 7 классе по теме: «Уникальность Байкала, как природного и культурно-исторического объекта»
Технологическая карта метапредметного урока
по географии, биологии, истории и МХК в 7 классе по теме:
«Уникальность Байкала, как природного и культурно-исторического объекта»
Этап
Содержание
Методы
Учебно-познавательные задачи урока
Формы контроля
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Актуализация темы урока
Формулирование темы и задач урока.
Слайд 1 -3
Проблемный, частично- поисковый, наглядный, словесный
Формулирует проблему. Направляет деятельность учащегося на ее решение.
Используя зрительный ряд и стихотворный образ, определяют объект изучения и задачи на урок.
Словесная оценка.
Регулятивные:
- целеполагание
- планирование
Познавательные:
- сопоставление образов
- установление причинно-следственных связей.
ФГП объекта
Слайд3
Характеристика географического положения и определение типа озера.
Проблемный, частично- поисковый, практический, наглядный, творческий.
Направляет деятельность учащихся по составлению соответствующих характеристик.
Выполняют творческое задание, работают с картой, решают проблемы.
Словесный.
Взаимопроверка.
Личностное:
- выполняют творческое задание.
Коммуникативные:
- изложение собственных мыслей,
-беседа.
Происхождение озера
Слайд 3
Происхождение озера и современные тектонические процессы котловине Байкала.
Проблемный, частично- поисковый, практический, наглядный, аналитический.
Организует работу учащихся по выявлению характерных особенностей формирования озера.
Решают поставленную задачу, анализируя и сопоставляя тематические карты атласа. Иллюстрируя ответ на географической модели.
Словесная оценка.
Самопроверка.
Познавательные:
- поисковый,
-выявление существенных признаков,
-сравнение.
Коммуникативные:
-участие в совместной деятельности.
Особенности климата Байкал.
Влияние Байкала как крупного водного объекта на климат байкальской котловины и окружающих хребтов
Слайды 4-5-6
Проблемный, частично- поисковый, практический, наглядный, аналитический.
Направляет деятельность учащихся на выявление «морских» черт климата Байкала. Организует работу в группах по интерактивному заданию.
Решают поставленную задачу, анализируя и сопоставляя тематические карты атласа. Выполняют практическое задание в тетради по вариантам.
Словесная оценка.
Самопроверка через зрительный ряд.
Познавательные:
- поисковый,
-выявление существенных признаков,
-сравнение.
Коммуникативные:
-участие в совместной деятельности.
Регулятивные:
-оценка ,
- самооценка
Учебно-познавательная деятельность:
Слайд 7
Озеро Байкал
отличается уникальным разнообразием флоры и фауны
Слайд 8
Что же мы сегодня узнаем?
Обратимся к эпиграфу урока. Как он звучит?
Словесный,
наглядный, поисковый.
Мотивирует учащихся к познавательной деятельности
Учащиеся дают определение флоры и фауны, определяют цели и задачи
Словесная оценка учителя
Регулятивные:
- целеполагание
-самоконтроль.
Познавательные:
- информационный поиск
-поисковый
- выявление существенных признаков
- построение речевого высказывания.
1.Постановка проблемы.
Слайд 9
Уникальность определяется частотой воды Байкала. Как вы думаете, почему вода чистая?
Слайд 10
Какие организмы обеспечивают частоту воды?
Голомянка.
Слайд 10
Эпишура
Слайд 12
Макрогептоус
Слайд 13
Пресноводные губки.
Водоросли достаточно объемная группа. Какие водоросли встречаются в Байкале?
Слайд 14
Харовые.
Слайд 15
Диатомовые.
Проблемный
Наглядный
Познавательные
Осуществляет коррекцию, организует и направляет деятельность учащихся.
Учащиеся приводят примеры. Высказывают свои предположения
Отвечают на вопросы учителя, используя информацию опережающих заданий.
Самопроверка через зрительный ряд
3.Первичное закрепление
Слайд 16.17.18
2/3 видов обитающих в Байкале эндемики
Как вы думаете, что это за виды?
Аналитически наглядная
Предлагает учащимся проблемные вопросы с целью выявления уникальности природы Байкала, фаунистического состава.
Определяет и подтверждает правильность ответов учащихся через зрительный ряд .
Слайд 16-17-18
Учащиеся называют животных, дают определение эндемикам.
Делают вывод о разнообразии флоры и фауны.
Словесная оценка.
Оценивание через зрительный ряд
Познавательные:
- анализ и выявление
существенных признаков
- Установление причинно- следственных связей
Личностные:
- осознание ценности каждого живого организма.
Закрепление, рефлексия
Слайд 19
Сделайте вывод на основании следующего высказываний. Верны ли они и почему?
Слайд 20
Есть ли необходимость в охране Байкала? Посмотрите на слайд. Почему эти термины написаны вместе? К какому из них можно отнести Байкал?
Слайд 21
Что делать?
Слайд 22
Назовите еще одну причину, заставляющую нас задуматься над этими причинами.
Творческий, наглядный, устный
Организует работу в группах и индивидуальную.
Знакомит с правовой базой охраны озера Байкал. Предлагает
учащимся вопросы с целью выявления причин, связанных с необходимостью охраны Байкала.
Делают вывод на основе анализа высказывания, оценивают их.
Определяют проблемы Байкала, используют имеющиеся знания, находят правильный ответ.
Словесная оценка
Взаимопроверка.
Регулятивные:
-самоконтроль.
Коммуникативные:
- участие в совместной деятельности;
- изложение собственных мыслей, диалог,
Личностные:
- ответственное отношение к выполнению заданий
- уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Подведение итога
Слайд 23-24
Перед вами Закон РФ об охране озера Байкал.
Проанализируйте кратко содержание закона и определите проблемы Байкала и пути их решения.
Экстраординарность Байкала не только в его природной уникальности, но и в культурно-историческом плане.
Практический, наглядный.
Направляет деятельность учащихся связанную с поиском путей решения проблем Байкала.
Работают с текстом закона и делают вывод о необходимости охраны Байкала.
Словесная оценка учителя
Познавательные:
- поиск путей решения проблем Байкала
- информационный поиск.
Учебно-познавательная деятельность:
Слайд 25
Известно, что по всему побережью Байкала проживают бурятские народы.
Первые русские поселения появились в конце 17- нач. 18вв. Открытие Байкала связан с именем Курбата Иванова.
Проблемный
Наглядный
Мотивация учащихся к познавательной деятельности
Анализирует поставленную проблему, и знакомится с новым материалом.
Словесная оценка учителя
Познавательные:
- информационный поиск.
Слайд 26.
Перед вами портретный ряд. Ваша задача расположить их в хронологическом порядке.
Проблемный
Наглядный
Ставит перед учащимся проблемные вопросы.
Учащиеся анализируют исторический факт и анализируют временные отрезки.
Словесная оценка учителя
Первичное закрепление
Слайд 27
Ориентируясь по внешнему виду и одежде, определите, к какому сословию относятся эти путешественники.
Аналитический
Проблемный.
Ставит перед учащимся проблемные вопросы.
Учащиеся анализируют исторический факт и анализируют временные отрезки.
Самопроверка.
Регулятивные:
-самоконтроль.
Слайд28
Все исторические открытия и путешествия отмечены на карте. Ваша задача, работая в паре указать пути движения первых экспедиций
Наглядный, дедуктивный.
Организует работу в группах через работу с в исторической картой.
Работа с картой.
Взаимопроверка.
Познавательные:
- информационный поиск.
Личностные:
- ответственное отношение к выполнению заданий
Закрепление, рефлексия
Слайд 29 -30
Определите, что такое топонимика.
Таким образом уникальность Байкала оказала развитие на художественное восприятие среды.
Наглядный, поисковый, практический.
Организация учащихся к поисковой деятельности.
Работа со словарями
Словесная проверка
Познавательные:
- информационный поиск
Учебно-познавательная деятельность:
1.Постановка проблемы.
2. Открытие нового через ее решение.
3.Первичное закрепление
Слайд 31
В том числе на развитие этнографической культуры и фольклор народов Байкала.
Что изучает наука этнография?
Обратимся к толковому словарю и уточним, что изучает данная наука.
Запишите значение в тетрадь.
Словесный, наглядный, поисковый,
практический.
Мотивирует учащихся к познавательной цели урока
Учащиеся выясняют, что изучает наука этнография, дают определение, записывают в тетрадь.
Познавательная:
- информационный поиск.
Слайд 32-33
Вы выяснили, что наука этнография изучает материальную и духовную культуру народа.
Влияние Географическое положение и среда обитания влияет на образ жизни и религию народа Байкала.
Кто скажет, какой образ жизни вело коренное население?
В связи с этим определите хозяйственную деятельность.
Наглядный, проблемный.
познавательный,
аналитический,
Предлагает учащимся проблемные вопросы с целью выявления уникальности материальной и хозяйственной деятельности народов Байкала.
Определяет и подтверждает правильность ответов учащихся через зрительный ряд. Слайд 32 -33
Учащиеся анализируют среду обитания. Определяют образ жизни как кочевой.
Приводят примеры хозяйственной деятельности: рыболовство, охота, животноводство
Словесная оценка.
Оценивание через зрительный ряд на слайдах.
Познавательные:
-анализ и выявление существующих признаков;
-установление причинно-следственных связей.
Слайд 34
Что мы относим к духовной культуре?
Определите, к какой религии относится данное архитектурное сооружение и
представитель, какого верования представлен на иллюстрации.
Наглядный дедуктивный
Предлагает проблему для рассуждения и направляет деятельность учащихся
По признакам архитектурного сооружения определяют вероисповедание и традиционные верования.
Самопроверка через зрительный ряд.
Познавательные:
- поисковый
-выявление существенных признаков, сравнение;
- построение речевого высказывания.
Слайд 35
Байкальский фольклор!
Какие ассоциации пришли вам на ум, при просмотре изображения?
Фольклор.
Найдите в словаре точное определение и запишите в тетрадь
Определение подтверждается текстом на слайде.
Проблемный, наглядный, практический
Осуществляет коррекцию, организует, направляет
деятельность учащихся.
Высказывают свои ассоциации просмотренного изображения.
Дают определение слову фольклор, записывают определение в
тетрадь.
Словесная оценка учителя.
Самопроверка через зрительный ряд
Познавательные:
- поисковый
-выявление существенных признаков, сравнение;
- построение речевого высказывания.
Закрепление рефлексии.
Слайд 36
Из поколения в поколение, из уст в уста через легенды и произведения искусства люди воспевают славное море Байкал.
Слайд 37
Предлагаю вам стать соавторами художников и поэтов.
Работу предстоит выполнять в группах. Задание для группы на столе. Время на работу 4 минуты. Приступайте. Удачи.
Творческий,
практический,
наглядный,
устный.
Организует работу групп, побуждает
творчеству. Знакомит через задание с произведениями
художников и поэтов, воспевших красоту Байкала.
Выполняют задание в группе.
- осуществляют обсуждение и выбор эпиграфа к художественному произведению;
- определяются с названием картины,
- Выступают по группам.
Взаимопроверка
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- оценка и самооценка;
Коммуникативные:
- участие в совместной деятельности;
- изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
- ответственное отношение к выполнению творческих задач;
- уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Закрепление рефлексии, подведение итогов.
Слайд 38
Что являлось целью изучения на уроке? Достигли ли мы цели?
Что же такое Байкал?
А теперь оцените свою работу и настроение в оценочном листе.
Словесный.
Работа с оценочным листом.
Организует закрепление материала и рефлексию.
Учащиеся определяют достижение цели на уроке и приходят к выводу что:
Байкал - уникальный, природный, культурный и исторический .объект.
Осуществляют работу с оценочным листом.
Самопроверка
Регулятивные:
- участие в подведении итогов урока;
- самооценка.
15