Андрей Рублев. Троица Символика цвета и особенности композиции.



Цель. Воспитание чувства гордости за Отечество.
Андрей Рублев «Троица»
Воспитание духовно-нравственных качеств.
Задачи. Рассмотреть икону Андрея Рублёва с точки зрения особенностей композиции и цветового решения.
В 2015 году день Святой Троицы будет праздноваться 31мая. Это великий христианский праздник.

Икона «Троица» была написана около 1411 года одним из святых учеников преподобного Сергия Радонежского Андреем Рублёвым (1370-1430) и находится в Москве в Третьяковской галерее. Икона писалась в то время, когда Русь находилась под игом монголо-татар, а русские князья постоянно воевали друг с другом. Не было согласия между ними, что еще больше ослабляло Русь.
Иконописцу удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии. Ответим на вопрос: как ему это удалось?
Рассмотрим особенности композиции.

На иконе мы видим Трех Ангелов, сидящих рядом. Они склонились друг к другу. Боковые фигуры равноудалены от центральной фигуры.
Такой прием называется симметрия.
Уже с этого момента начинается удивительная красота, наполняющая икону чудодейственным светом.
Дело в том, что у древних народов, в том числе и христиан, число три ассоциировалось с кругом – символом жизни.

Повторяемость формы круга мы видим:
вокруг ликов Ангелов (круги-нимбы),
в жертвенной чаше,
в круге на столе, образованном коленями Ангелов.
Перейдем к цветовому решению иконы.
Начнем с того, что всё мироздание древние народы делили на два мира:
мир Бога и мир Человека.
Эти 2 мира противостоят друг другу и в христианском религиозном искусстве. Каждому этому миру принадлежат свои предметы, числа, цвета. Поэтому не случайно выбраны иноком Андреем цвета на иконе.

В одеждах всех Ангелов встречается синий цвет. Синий означал божественность, веру, верность.
Хитон центрального Ангела коричневого цвета.

Коричневый хитон может быть только на Ангеле, который воплощает в себе божественное и земное начало, т.к. коричневый – это смесь синего (божественного) и красного (земного цвета).
Красный – земной человеческий цвет означал огонь, смелость, честность, красоту.
Центральный Ангел - это Иисус Христос, сын Бога и земной женщины Марии.
Он Бог-Сын и принадлежит двум мирам: Божественному и человеческому.
Хитоны боковых Англов синие. Они принадлежат божественному небесному миру.

Левый Ангел в розовом плаще. Розовый – это белый и красный.
Белый цвет – это безгрешность жизни, чистота, мир, правда, добро.
Красный – земной цвет. Этот Ангел - создатель земного мира.
Он Бог-Отец.

Правый Ангел в зелёном плаще.
Зелёный - цвет неувядающей молодости в каждом человеке.
Это Бог - Святой Дух.

За спиной Бог Отца возвышается здание, еще одно указание на то, что именно его волей с чистыми, безгрешными помыслами сотворён МИР.

Над Богом Сыном мы видим вечнозеленое дерево. Вечнозеленое дерево – символ вечной жизни, данной человечеству Иисусом Христом, принявшим смерть за всех нас.

Над Богом Святым Духом мы видим гору (символ высоких помыслов), уходящую в небесные выси, откуда нисходит на нас Святой Дух.
lefttop0
Сияют золотом венцы над головами Ангелов, их крылья тоже золотые. Золотой цвет у древних христиан - это символ Вечного Бога.

Лики Ангелов похожи, т.к. они представители единого Бога. И все-таки они разные, т.к. выражают разные особенности единого Бога:
Бог Отец – создатель, основа всего,
Бог Сын – воплощение совести, готов пожертвовать собой ради Человечества,
Бог Святой Дух. Каждый человек жив силой духа, которая в нем есть.
На иконе изображен момент, когда Бог Сын продемонстрировал готовность пострадать за Человечество и благословил чашу со своей кровью, которая будет пролита в будущем.
Вывод .Иконописцу с помощью симметрии, повторяемости формы круга и цветового решения удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии.
Образы трех прекрасных Ангелов всем своим обликом выражают просветленную доброту, умиротворение, одухотворенность мысли. Вместе Ангелы воплощают духовное совершенство, к которому должен стремиться каждый человек