Конспект занятия Рецепт от вредности
РЕЦЕПТ ОТ ВРЕДНОСТИ
Интегрированное занятие социально-нравственной направленности.
Цель. Развивать умение детей анализировать поступки собственные и своих сверстников, спокойно рассказывать о своих желаниях, чувства; побуждать детей быть уравновешенными; дать им возможность посмотреть на себя со стороны. Формировать практические навыки поведения среди людей, умение контролировать свои эмоции, прислушиваться к советам взрослых и друзей. Продолжать учить детей передавать свои чувства мимикой, жестами, словами. Воспитывать послушание, благоразумие, человечность, искренность.
Ход занятия.
1 часть.
Эмоционально-ценностное развитие.
Воспитатель.
Доброе утро, дети мои!
Или все в порядке у нас в группе?
Вы вокруг оглянитесь,
Друг другу улыбнитесь,
Чтобы никто не скучал,
Со всеми радовался и играл!
Познавательное развитие.
Воспитатель. Вижу, все у нас сегодня веселые и доброжелательные, никто не плачет, не капризничает, ни с кем не спорит. Молодцы! Но, к сожалению, так бывает не всегда. Иногда дети начинают капризничать. А знаете почему? Говорят, что это наведывается колдунья по имени капризность и приводит свои чары на всех, на кого может. Дети сразу становятся невыносимыми, им это и самим очень не нравится, но они ничего не могут сделать - это же чудо! А вам приходилось когда-нибудь встречаться с колдуньей капризность? (Ответы детей).
Колдунья. Я - невидимая колдунья. Зовут меня капризность. Я пришла к вам в группу, чтобы очаровать всех детей.
Вот какая несправедливость:
Меня зовут капризность.
А какая же я Вереда?
Просто все все не так.
И я знаю, что делать,
Могу и вас этому научить.
Губки бантиком составлю,
Бровки уголком сведу,
Еще ногами затопочу -
И добиваюсь чего хочу.
Когда всех укладывают спать,
Начинаю я кричать.
А когда едят все кашу,
Я только ее размажу
По тарелке ложкой -
Вот, какая хорошая я.
А давайте и вы, дети,
Начнете капризничать:
Всех толкать, всем грубить -
Буду с вами я дружить.
Воспитатель. Вот какая незваная гостья к нам пришла. Что же нам теперь делать? Как узнать детей, которые уже подверглись ее чар? (Дети размышляют вместе с воспитателем). Такое капризы забирает силы у ребенка, истощает ее. Для этого друзья вредности почти не играют, не умеют радоваться, часто бывают грустные.
2 часть
Речевое развитие.
Воспитатель. Дети, а вы бы хотели иметь такую подружку? (Ответы детей). Вспомним, как поэты описывают капризных малышей.
(Дети декламируют ранее изученные стихи.)
Социально-нравственное развитие.
Воспитатель. Как вы думаете, есть ли лекарство от вредности? Сегодня мы попробуем вместе с вами найти их. (Дети рассматривают рисунок, описывают эмоции персонажей, рассуждают, что могло произойти). Воспитатель зачитывает рассказ: "Шмелик и Настенька".
Эмоционально-ценностное развитие
Воспитатель. Представьте себя на месте девочки Настеньки. Возьмите зеркала и попробуйте показать выражение ее лица в начале рассказа. Нравится ли вам сейчас ваше лицо? Почему? (Потому что мрачное, искаженное, заплаканное).
Воспитатель раздает картинки с изображениями детей в различных эмоциональных состояниях, предлагает выбрать рисунок, который соответствует состоянию девочки, а потом еще раз посмотреть на себя в зеркало и показать настроение Настеньки в конце истории, подобрать соответствующее изображение.
Воспитатель. Дети, правда, приятнее смотреть на веселое лицо чем на заплаканное? Умеете ли вы быстро менять настроение? Вот только что был совсем плохой, а теперь все хорошо. Давайте поиграем в игру "Изменения настроение".
Игра "Изменения настроение". Воспитатель предлагает детям воспроизвести мимикой, звуками, позами, жестами различные состояния человека: злой, взволнованный, удивлен, радостный, очень веселый.
Воспитатель. Капризными могут быть не только дети, но и животные. Об одном капризное медвежонок нам расскажут артисты нашей группы.
Художественно-эстетическое развитие
Инсценировка «Капризных медвежонок».
Воспитатель. Итак, давайте вспомним, что сказала капризному медвежонку мама? Давайте вместе повторим: "Сынок, от слез в корзине грибы не станет!» А что сказал папа? (Дети повторяют вместе, а потом по очереди - девочки слова мамы, а мальчики слова папы).
Как же помочь медвежонку успокоиться? (Дети рассуждают, воспитатель если надо, помогает).
Эмоционально-ценностное развитие
Воспитатель. У нас в группе есть волшебный "сухой стульчик", на котором высыхают любые слезы. Стало кому грустно, может, и поплакать захотелось - присядь на стульчик и сразу увидишь - плакаты совсем не хочется. Давайте пригласим мишку на волшебный стульчик. Видите, как он веселеет? Понравился ли вам этот Вереда? Кому бывает плохо от капризных детей? От капризов детей у взрослых и у самих приверед начинает болеть голова, портится настроение.
Физическое развитие
Воспитатель. Чтобы победить капризность, должны быть здоровыми и веселыми.
Физкультминутка "Победим капризы".
Речевое развитие
Воспитатель. А теперь давайте вспомним стихотворение Г. Бойко "Вереда". (Читаем отрывок стиха). Реальна ли просьба мальчика, о том, что может быть летом зима? Как бы вы объяснили мальчику, что его желание бессмысленное? (Ответы детей).
Мы с вами убедились, что, чем кричать и капризничать, лучше договориться, то вместе придумать, прислушиваться к советам, придумать интересную игру, тогда и настроение не будет портиться. А как вы все это усвоили, проверим в игре.
Социально-нравственное развитие.
Игра "Да или нет?"
Воспитатель. Капризные дети могут говорить оскорбительные слова друг другу, родителям, родным. Приятно их слушать узнаем из опыта. Представим, что наше общение с людьми - это вода, а оскорбительные слова — это соль. Попробуйте положить в стакан с водой ложку соли, тщательно размешайте, попробуйте. Ну как вкусно? Так же и слышать обидные слова - неприятно. А можно сказанное слово вернуть назад? Попробуйте ложечкой достать соль из стакана. Ну что же получается? В народе говорят: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь". А теперь положите во вторую стакан сахар и представьте себе, что вы говорите человеку хорошие слова. Которая стала вода на вкус? Приятно ее пить? Так какой можно сделать вывод? "Ласковое слово лучше сахар и мед".
Креативное развитие.
Игра "Природа-Вереда"
Воспитатель предлагает детям подумать, с какими явлениями природы можно сравнить капризных детей (с громом, молнией, грозой, ливнем, ветром), а с какими - послушных (с радугой, солнышком).
3 часть
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы много сегодня поняли и не поддались чарам вредности. И давайте вместе составим рецепт от вредности.
- Не топать ногами, не кричать, а спокойно рассказать о том, что тебе не нравится.
- Слышать других, а не только себя.
- Прежде чем что-то требовать от взрослых надо подумать это желание осуществлено.
- Захотелось покапризничать - сделай физкультурой. Тогда и перехочется.
Колдунья. Мне больше нечего делать в вашей группе. Все дети вежливы и воспитаны. И мои чары не действуют. Прощайте.
Воспитатель. Молодцы, ребята, прогнали колдунью капризность. И в дальнейшем не ронять ее в свою жизнь. А как захочется покапризничать, вспомните о волшебных лекарства и улыбнитесь.