Методическая разработка урока Гимн матери (по повести В. Закрутикина Матерь человеческая).
Гимн матери
(по повести В. Закруткина «Матерь человеческая)
Цели:
Познавательные: формировать навыки погружения в текст художественного произведения.
Развивающие: развивать умение анализировать текст, речь учащихся
Воспитательные: воспитывать любовь к матери – источнику всепобеждающей жизни на земле, чувство гуманизма, любовь к ближнему.
Оборудование: слайды, музыка, видеоролики
Прославим Женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Пусть этот день будет действительно добрым для нас и наших гостей.
Сценка мальчик и девочка под музыку читают письмо матери к сыну, потом ответное письмо, которое сын не успел закончить (фрагмент из повести)
Песня о Земле» В.Высоцкого. Она перенесёт вас в то суровое время, когда происходит действие повести, вызовет раздумья: «Почему урок, посвящённый повести Закруткина, начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью?»
3.Обобщение ученика.
В песне Высоцкого перед нами измученная, искореженная, мертвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа»
И в повести мы видим страшную картину опустошения и разрушения. Кажется, это конец мира, который избежала только маленькая женщина Мария, которой предстоит стать Матерью Человеческой.
Девочка: Дорогой сынок Славочка! Вот уже второй год с того дня, как ты по своему добровольному желанию оставил нас и ушел на фронт. С той поры нет дня, чтобы я не думала о тебе и не плакала. Как ты там живешь, как воюешь, родной сыночек? Очень прошу тебя, Славик выполни одну-единственную просьбу матери: береги свою молодую жизнь. Ты ведь совсем еще ребенок! Не кидайся первым навстречу смерти, будь осторожным. Знай, что я не переживу твоей гибели. Пиши мне почаще, милый мой мальчик. Я тебя целую тысячу раз. Твоя мама
Мальчик: Дорогая мама! Спасибо вам за письмо, оно меня очень обрадовало. Счастье ваше, что вам не довелось увидеть того, что видели мы в освобожденных нами селах и деревнях. Сожженные дома, горы человеческих трупов, издевательства над людьми – все, что несут на земле гитлеросвкие фашисты. Мы обязаны, мама, победить это черное зло, эту жестокую, свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир. Мы победим, мы обязательно победим. Сегодня нашей роте предстоит нелегкая работа: мы должны прикрыть отход товарищей, и я уверен
Учитель: На этом письмо обрывалось
Война Страшное слово, нечеловеческое действие, которое уносит миллионы жизней и влечет за собой море горя и страдания. Миллионы молодых солдат пали на поле боя. Сколько пролилось материнских слез Напоминанием об ужасах войны являются кадры кинохроники (2минуты). Что вы сейчас увидели? Солдаты воюют за родную землю, а кто переживает за них всем сердцем, кто готов отдать жизнь ради того, чтобы они остались жить на этом свете? Как вы думаете, о ком мы будем говорить? какова тема урока? ( Слайд №1)
Учитель: Обратите внимание на эпиграф (Слайд 2). Как вы понимаете это высказывание? Выделим ключевые слова.
Как мы можем сформулировать проблемный вопрос урока?
Как в повести Закруткина раскрывается величие женщины-матери?
1. Какие чувства вы испытали, когда читали повесть «Матерь человеческая»?
2. Как вы думаете, какой человек мог создать такую повесть? (Только тот, кто видел войну, кто почувствовал все ее ужасы) Слово ученика об авторе (Слайд 3)
В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт.
«Ранней осенью 1943 года, пишет автор, мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги...
В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.
На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе...»
Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году.
Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все то лучшее, что было дано новым людям советской эпохой.
Для каждого человека мать - самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь.
3. Какой предстает перед нами мать в повести?
Перед вами выставка иллюстраций, где отражено ваше представление о главной героине. Расскажите, о внешнем облике Марии. Авторы рисунков делятся своими впечатлениями.
4. С чего начинается повесть? (С размышления о Марии – матери Иисуса и Марии – простой русской женщины). Необычное начало произведения.
5. Почему автор сравнивает их?
6. Что пережила Мария в грозные годы войны?
Что пробудило ее к жизни?(Слайд 4; по ходу обсуждения открываются элементы сюжета)
7. Только ли для своего сына она стала матерью?
Как вы думаете, какой эпизод в повести является кульминационным?
(Чтение по ролям из фрагмента для анализа)
Анализ эпизода
Чтение наизусть эпизода: Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
1. Кого увидела Мария в погребе? (Идут слайды)
2. Какое чувство она испытывает к нему?
3. При помощи каких художественных средств писатель смог передать состояние матери? (Слайд)
4. Мария решилась на убийство. Но не убила. Почему? (Зачитать из текста).
Просмотр кинофрагмента.
5. Почему слово «мама» названо «святым словом»?
6. Какую силу оно имеет?
7. Кем для Марии становится немецкий солдат?
8. Что спасло мальчишку-немца? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
9. Как Мария относится ко всему живому? Почему?
Что почувствовала Мария после рождения сына? (слайд 6)
10. Почему повесть называется «Матерь человеческая»?
Поэтому не случайно автор в начале повести сравнивает простую женщину Марию с Богоматерью.
Закруткин создает настоящий гимн матери, возвышает. Дома вы напишите сочинение-рассуждение «Гимн матери».
11. Как автор в конце повести предлагает выразить почтение к матери? (создать памятник всем матерям) Каким бы вы его создали?
Это памятник женщине, подарившей жизнь и готовой жертвовать собой ради своих детей, женщине-матери! Скажите, кто всегда рядом с вами в любой ситуации? (Мама). Похожи ли они на Марию?
В честь всех матерей мира звучат поэтические строки Р. Гамзатова под Аве Мария Шуберта Все встают.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15