Методическая разработка урока по повести Закруткина Матерь человеческая
Урок внеклассного чтения по повести
В. Закруткина «Матерь человеческая».
Тема: «Сила духа русской женщины – матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
Учитель: Куличкина Г. И.
2015 г
Класс: 10
Тип урока: урок внеклассного чтения
Форма проведения: урок-анализ
Цели урока:
Через прочтение художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны.
Заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании.
Развивать умение делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.
Оборудование: презентация
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Для начала я прошу прослушать песню В.Высоцкого «Песня о Земле».
-Почему урок по повести Закруткина начался с песни Высоцкого?
-Какую связь можно обнаружить между песней и повестью?
А поэтому нетрудно сформулировать тему урока?
Тема: «Сила духа русской женщины-матери»
-Какие цели мы определим для себя на урок?
Эпиграф Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать море
В. Высоцкий.
2. Работа с текстом.
Слайд.
Спустя много лет , я не могу не рассказать о ней людям
О Владычице Царица Небесная!
Ты мне упование и прибежище,
Покров, и заступление, и помощь
-Почему автор говорит, что не имеет права забыть эту женщину?
-Почему он вспоминает о ней , глядя на скульптуру Мадонны?
Мария не верила в Бога, но в тяжёлых жизненных ситуациях обращается к Богу.
Зачитать текст
Слайд.
·
–Почему Мария пересиливает свою боль , поднимается над горем и остаётся жить?
- Назовите мне фрагменты, которые подчёркивают силу духа женщины-матери?
3. Физминутка.
4. Работа в группе.
1 группа.
Обратившись к тексту, подумайте, почему Мария идёт на кладбище, почему она вспоминает Радуницу? Нашла ли она ответы на свои вопросы? Почему?
2 группа.
Обратитесь к тексту .Опишите, кого увидела Мария в погребе? Мария решилась на убийство, чем оно вызвано? Почему вдруг мстительная решимость покинуло Марию? Почему она так поступает? Можем ли мы её осуждать?
3 группа.
Обратитесь к тексту. Встреча ленинградских детей и Марии. Когда она начинает ощущать себя матерью всех, что ей помогло выжить? Подтвердите текстом.
5.Подводя итоги работы в группе, составим кластер.
Составьте кластер со словом « мать», в котором отразите, что чувствуете, что видите ,с чем ассоциируется слово «мать».
6.Обратимся к финалу повести.
-Прочитать последний абзац.
- На какой ноте автор заканчивает свою повесть? Слайд.
Молиться необходимо на тех , кто становится защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего человечества. Слайд.
7. Вернёмся к эпиграфу. –Прав ли Высоцкий? Слайд.
8.Итоги урока.
--Какие мысли и чувства вызывает повесть?
--Насколько современна проблема материнства сегодня?
--В какой момент вашей жизни вы обратитесь к этому произведению?
8.Рефлексия. Оцените свою работу на уроке и докажите
9.Домашняя работа.
1 группа. –Мини-сочинение.
2 группа. –Составить синквейн.
3 группа -Биография С-Щедрина, сказки.
15