«Силуэт. Техника Тинга-тинга» (открытый урок)

Тема урока: Силуэт. Живопись Тингатинга.
Класс: третий год обучения
Возраст: 7-8лет
Цель: оформить силуэтную композицию в технике Тингатига.
Задачи:
-Познакомить с техникой Тингатига.

-Продолжить изучать силуэтные композиции. Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус, фантазию.

-Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь, адекватное отношение к миру прекрасного.

Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; применение физкультминутки направленное на двигательную активность и сбережение здоровья глаз.

Тип урока: комбинированный.

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий.

Форма урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум.

Форма организации обучения: индивидуальная, работа в группах.

Материалы и оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение в течение всего урока.
Для обучающихся: альбом, гуашь, кисти разных номеров, ватные палочки.

Ход урока
1. Организационный момент.(1 мин) Слайд 1
Приветствие учащихся.

Педагог: -Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок живописи, проверим готовность к уроку.

Педагог:
Я рада видеть вас сегодня вновь. Какое у вас настроение?
Предполагаемые ответы обучающихся: – Хорошее.

Психологический момент: Педагог: –Давайте подмигнём друг другу, улыбнёмся и сохраним хорошее настроение на целый день.
Мотивация:
Прозвенел звонок,  Начинается урок.  Будем изобразительное искусство изучать,  Творчество и фантазию развивать. 

Педагог: -Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда работы получаются красивыми и радуют не только вас, но и тех, кто на них смотрит.

2. Актуализация опорных знаний.(4 мин)
Педагог: –Давайте вспомним, что вы узнали на предыдущем уроке. С каким новым понятием познакомились?
Предполагаемые ответы обучающихся: - Силуэт. Слайд 2

Педагог: - Правильно. Сегодня мы продолжаем работать по этой теме: «Силуэт».
Педагог: - Кто мне ответит, что такое «силуэт»?
Предполагаемые ответы обучающихся: - Силуэт- это контурное изображение.

Педагог: Где можно увидеть силуэт?
Предполагаемые ответы обучающихся: - Тень от дерева, силуэт человека, силуэт животных, вдали летящая птица, тень от растений и т.д.

Педагог: - Молодцы, вы правильно ответили на вопрос что такое силуэт? А кто мне ответит, что такое композиция?
Предполагаемые ответы обучающихся: - Композиция – это сочетание элементов в единое целое.

Педагог: - А что такое силуэтная композиция?
Предполагаемые ответы обучающихся: - Когда сюжет или задумка выполнены при помощи силуэтов. СЛАЙД 3

Педагог: – Молодцы ребята, вы хорошо усвоили теоретические знания. Предлагаю закрепить их небольшой практической работой.

3.Практическая работа на закрепление опорных знаний. (5 мин) СЛАЙД 4
Педагог: - Ребята, сейчас вы откроете альбомы, возьмете в руки кисточки, и мы немного поиграем. Я читаю вам загадки, а вы рисуете ответы, в виде силуэта используя только черную краску.
Загадки:
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)

Педагог: - Молодцы, все справились с заданием. Посмотрите, какие рисунки у вас получились. А как вы думаете, красочные, нарядные получились силуэты?
Предполагаемые ответы обучающихся: -Нет

Педагог: - Силуэты - это, как правило, темное пятно на светлом фоне. Изображение в виде силуэта выглядит скучно, не красочно. Вам бы хотелось что- то в них изменить?
Предполагаемые ответы обучающихся: -Да, конечно.

4. Тема урока(1 мин.) СЛАЙД 5
Педагог: - В наших рисунках не хватает нарядности, праздничности, поэтому, чтобы разнообразить силуэтное изображение я хочу вас познакомить с очень интересной техникой рисования, которая называется Тингатинга. Слышали про такую технику рисования красками?
Предполагаемые ответы обучающихся: - Нет.

Педагог показывает на слайдах рисунки силуэта в технике Тингатинга.
Педагог: - Посмотрите, какие нарядные, красивые и красочные силуэты изображены в технике Тингатинга. Я хочу вас сегодня познакомить с этой техникой.
Тема нашего урока: «Силуэт. Техника Тингатинга». СЛАЙД 6


5.Формирование новых знаний. (5 мин) СЛАЙД 7

Основатель направления – Эдуардо Саиди Тингатинга. В настоящее время яркий образец силуэта можно увидеть в африканской живописи.

Немного из истории:
Живопись Тингатинга появилась в Танзании (Африка) в 1932 году. Сейчас это направление активно развивается и пользуется популярностью в мире. Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании.
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. За время существования техники Тингатига внутри нее сформировалось несколько стилей:
- ставшие классическими изображения животных и птиц,
- сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей,
- сюжеты традиционной мифологии,библейские мотивы.

Можно выделить общие черты живописи Тингатинга: СЛАЙД 8
1. Одноцветный фон с небольшим количеством оттенков.
2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких силуэтов и, как правило, занимает почти весь фон.
3. Силуэтное изображение заполняется линиями, точками, кругами динамичного
характера.
Элементы техники Тингатинга. Слайд 9

6. Физкультминутка. (1 мин) СЛАЙД 10
Игра: Дети встают, повторяя двигательные упражнения за педагогом под музыку.
Силуэт мы рисовали, пальцы рук у нас устали,
Мы немного их встряхнем, рисовать потом начнем.
Посмотрели мы в окно,
Что там видим далеко?
Силуэты облаков и еще много домов.
Мы немного поиграли, пальцы рук поразминали.

8.Формирование новых умений и навыков. Практическая работа. (15 мин.)
Слайд 11
Педагог: -Ребята, вспомним, на прошлом уроке как мы поэтапно выполняли практическую работу, создавали коллективную силуэтную композицию. Каким методом изображали? (методом «тычкования»). Класс разделился на две группы. Каждая выполняла определенный силуэт в единой композиции. У одной группы это была «Флора», у другой «Фауна». Силуэтные композиции получились интересные, но все, же в них не хватает красочности и нарядности.

5. Постановка цели урока. (2 мин)
Педагог: - Как вы думаете, для чего я вас знакомлю с техникой Тингатинга?
Ответы обучающихся: - Чтобы мы оформили наши рисунки в этой технике.
Педагог: – Давайте попробуем вместе сформулируем цель нашего урока.
Обучающиеся (предполагаемые ответы):-Украсить силуэты в технике Тингатинга. СЛАЙД 12
Педагог: – Правильно. Чтобы им придать завершающий вид, давайте пофантазируем и украсим, выполним завершающий этап силуэтной композиции техникой Тингатинга. Но прежде чем мы приступим к работе, я хочу спросить: - Вы любите играть? Ответы
Сегодня мы разнообразим наш урок и немного поиграем. Поэтому я приготовила небольшой сюрприз. Ваши силуэтные композиции я разбила в пазлы. Знаете что это за игра?
Предполагаемые ответы обучающихся;
Педагог показывает пазлы. Каждому дает элемент пазла.

Педагог: - После того, как вы оформите свой рисунок в технике Тингатинга, мы соберем единую силуэтную композицию, у одних это будет «Флора», у других «Фауна».
Педагог: -У каждого из вас есть рисунок, который нужно украсить в технике Тингатинга.
В ходе практической работы мы будем решать следующие задачи: СЛАЙД 13
-Обучиться технике Тингатинга;
-Развивать фантазию;
-Воспитывать в себе аккуратность.

9. Техника безопасности. Слайд 14
Педагог: – Прежде чем вы преступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с красками. Как необходимо себя вести, если вы держите в руках кисть или ватные палочки.
-Не брать кисть в рот,
-Не тыкать соседа по парте кистью,
-Ватные палочки не толкать в уши,
-Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

10.Объяснение этапов практической работы. Слайд 15
Приступая к работе, подумайте, чем будете рисовать: кистью или ватными палочками? Каждый решает сам, какими художественными средствами воплотить свою задумку, идею в силуэтной композиции, используя технику Тингатинга.Возможно, у кого-то лучше получится рисовать ватными палочками, кто- то кистью будет выводить круги разного размера.
Выберите для себя вариант работы: упрощенный– рисунок выполнить ватными палочками нанося рисунок в виде точек, усложненный–рисовать кистью и ватными палочки нанося различные элементы в технике Тингатинга.
Время на практическую работу – 15 минут.

9. Итог урока Анализ работ обучающихся. Демонстрация выполненных работ. (3 мин.)
По завершению каждая группа представляет свою творческую работу.
Педагог: -Молодцы, посмотрите какие интересные, красивые силуэтные композиции у нас получились.
-В какой технике они выполнены?
-Расскажите особенности данной техники.
-Достигли ли мы цели поставленной в начале урока? Какой она была?
-Сложно было вам рисовать в технике Тингатинга?Что не представляло сложности?
-Оцените работы по уровню сложности, аккуратности, быстроты, красоты.Выскажите сове мнение.
-Выбудете применять технику Тингатинга в своем творчестве?
Предполагаемые ответы обучающихся.

10. Рефлексия. (2 мин.)
Педагог: –Спасибо всем за работу, я буду рада услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке. Было ли оно для вас полезным?Ребята, отразилось ваше настроение на работе в технике Тингатинга?
Педагог: - Каждому я раздала волшебное перо Жар птицы. Обратите внимание, что на доске у нас расположилась птица, выполненная в технике Тингатинга. Как вы думаете, чего еще не хватает птице?
Предполагаемые ответы обучающихся:
Педагог: -Птице не хватает красивого хвоста из ярких перьев. Я предлагаю вам на выбор перья, которые лежат у меня на столе, кому понравился урок, тот пусть возьмет яркое перо и прикрепит к хвосту птицы, у кого были затруднения в работе, тот прикрепитчерное перо к хвосту.






















15