Программа работы с одарёнными детьми и детьми с повышенным интересом к предмету география Вершина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Новоалександровск
Ставропольский край
ПРОГРАММА
работы с одарёнными детьми
и детьми с повышенным интересом к предмету география
«Вершина»
Разработала учитель географии
Валюхова Наталья Васильевна.
Всякий человек должен упражняться в том,
в чем хочет достигнуть совершенства.
Сократ
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо
научиться водить его по путям совершенства. (...) Борис АндреевАктуальность.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Необходимо вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны.
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации, связанные именно с одаренными молодыми детьми. Учителю необходимо уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему. Таким образом, основной идеей программы «Вершина» является объединение усилий учителя географии и других учителей предметников, учащихся школы, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся при изучении географии.
Цели программы:
• Выявить одаренных детей, склонных к изучению географических наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка.
• Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей, учащихся при изучении географии.
• Повысить статус предмета география.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, само презентация в отношениях). Выявление, воспитание, обучение и поддержка интеллектуальных и творчески одаренных детей.
- использование индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках географии, во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад.
- повысить интерес учащихся к географии и смежным наукам;
- развить навыки исследовательской деятельности, работы с картой и другими источниками географической информации;
- прививать любовь к Родине, к родному краю, к природе, воспитывать у учащихся экологическую грамотность.
Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств, учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
4. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
5. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
6. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
7. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
8. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Основные направления работы:
Развитие познавательных интересов:
- При планировании уроков предусматривать оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, смекалку.
- Чаще применять на уроках проблемно поисковый метод, создавать проблемные ситуации, активно внедрять такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защита творческого задания, проекта.
- Пополнять учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными ресурсами.
- Разработать индивидуальный план работы с каждым творческим ребенком.
Развитие творческих способностей:
- Обеспечить условия для проявления их творческой активности.
- Проводить творческие конкурсы, предметные олимпиады, КВНы, диспуты и т.д.
- Привлекать учащихся к оформлению портфолио, классных и школьных газет, участию в КВНах, подготовке и участию в школьных, станичных и районных праздниках и т.д.
- Использовать литературные, художественные, музыкальные произведения при изучении природы.
Развития духовной сферы:
- Воспитывать чувство собственного достоинства, независимости мышления,
уважительного отношения к своей школе.
- Систематически проводить консультации психолога для учащихся и их родителей.
- Прививать любовь к Родине, родному краю, используя краеведческие материалы.
- Знакомить учащихся с достижениями известных людей в данной области и смежных науках.
Формы и методы достижения целей программы.
Методы:
частично – поисковый;
исследовательский;
проблемный;
проектный;
анкетирование;
опрос;
собеседование;
тестирование;
метод прогнозирования;
Формы:
нетрадиционные уроки, дополнительные занятия;
работа в парах, в малых группах;
групповые занятия с одаренными обучающимися;
разно уровневые и творческие задания,
олимпиады, конкурсы, конференции
вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов, помощников учителя;
школьное научное общество;
проектная и исследовательская деятельность;
создание портфолио;
кружковая работа;
спецкурсы.
Поощрение и стимулирование одаренных детей.
Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных и районных СМИ.
Функционирование стенда «Ими гордится школа», «Одаренные дети – будущее России».
• Доска почёта в классе географии.
Школьный конкурс «Ученик года».
Информирование о достижениях ребенка через классные собрания и сайт школы, школьную газету «Школьные ступени».
Награждение, премирование по итогам олимпиад и учебного года.
Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне школы и муниципалитета. Выплата стипендии Главы района.
План реализации программы
№ п/п Мероприятие Сроки
1. Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей Сентябрь
2. Выбор тем исследовательской деятельности по географии Сентябрь
3. Конкурс знатоков родного края, посвящённый Дню Ставропольского края. Сентябрь
4. Проведение школьного тура Всероссийской олимпиады по географии. Октябрь
5. Разработка индивидуальных планов работы с победителя и призёрами школьного тура олимпиады. Октябрь
6. Знакомство с возможностями сети ИНТЕРНЕТ, с каталогом сетевых сообществ, где можно развить и проверить свои знания по географии. Октябрь
7. Конкурс «Знаток географической карты». Ноябрь
8. Участие в районном туре Всероссийской олимпиады школьников. Ноябрь
9. Сезонные экскурсии, полевые практики в природу. Октябрь
Январь
Март
Июнь
10. Участие в школьной и районной научно – практической конференции «Шаг в будущее!» Декабрь – январь
11. Организация и проведение недели географии. Март
12. Интеллектуальный марафон «По материкам и океанам» Март
13. Меж предметный конкурс знатоков природы, посвящённый Дню Земли. Март
14. Меж предметный марафон «Земля и космос», посвящённый Дню космонавтики. Апрель
15. Фотовыставка «Красивые уголки страны и края». Март - апрель
16. Час открытых дверей в кабинете географии. Каждая среда с 14.00 до 15.00
17. Межпредметная викторина «Города – герои», посвящённая Дню Победы. Май
18. Подведение итогов. Открытие Доски Почёта в кабинете географии. Награждение наиболее активных учащихся. Май
Критерий эффективности, ожидаемые результаты:
Формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми.
Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
Отсутствие неуспевающих по предмету;
Увеличение количества обучающихся выбирающих географию как экзамен с успешной сдачей его;
Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей географии.
Повышение интереса к предмету география.