Выступление на педагогическом совете Формы работы с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией к учебе. На основе материала Марининой Валентины Ивановны, Юдиной Елены Павловны учителей начальных классов.
Формы работы с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией к учебе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель начальных классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель начальных классов
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и пересмотреть систему поддержки и развития способных учащихся. Мы поставили перед собой цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей. С 2004 года начали работу по созданию рабочей программы «Ступеньки успеха».
Программа «Ступеньки успеха» направлена создавать условия для выявления и развития творческих способностей детей, для активизации познавательного интереса, для формирования ключевых компетентностей, для реализации способностей детей. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и содержит следующие направления:
работа по плану индивидуального обучения;
включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;
внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;
создание общественноактивной школы.
Обобщив опыт работы по данной теме, предлагаем оптимальные, на наш взгляд, формы работы с одаренными детьми, и детьми, имеющими повышенную мотивацию в учебе.Выделим направления деятельности учителя по отношению к учащимся вышесказанной категории.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностикаодаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаетсяурок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы (Таблица №1).
Таблица № 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Таблица № 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Система внеурочной деятельности учащихся (Таблица № 2) включает разные формы работы, по которым мы составили методические рекомендации в помощь учителю.
Методические рекомендации
Основная цель элективных курсов – углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам лингвистической, математической, экологической наук на начальном уровне образования. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов. Потребностей и склонностей каждого школьника и по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Эта роль курсов в системе начального обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
По назначению можно выделить несколько типов курсов. Одни из них могут обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером могут служить программы «Опасные места в лингвистике», «В мире фонетики», «Решение олимпиадных задач». Другие – должны обеспечивать межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на повышенном уровне.
Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель.
Интеллектуальный клуб создает благоприятные условия в проведении досуга успешно обучающихся учеников.
Клуб призван стимулировать своих членов к пос
оянному пополнению знаний и умений; создавать доступные условия для развития инициативы и творчества; обеспечивать систематический интеллектуальный рост.Формы деятельности клуба «Эрудит»:
Тематические встречи.
Конкурсы подготовленных творческих программ.
Турниры между командами.
Праздники знаний в определенных областях науки и искусства.
Другие мероприятия, развивающие самостоятельность и творчество учеников.
Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.
Цель таких объединений по интересам – увлечь ребенка по определенному направлению науки, привести в действие программу творческих и научных открытий, расширить спектр деятельности.
Действовать нужно осторожно, комплектуя предметные кружки. Следует учитывать интересы учащихся, их желание. Большинство детей в настоящее время изнежены и избалованы, поэтому не желают лишнего перетруждаться по школьным предметам. Задача педагога состоит в том, чтобы внимательно изучить реальные интересы ребят вне школы, затем построить мостики, позволяющие соединить сегодняшние интересы учащихся с содержанием кружка.
Учитель предлагает ребятам работать в кружке не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, включая упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Механизм обучения на занятиях будет действовать продуктивно, если для ребят будут предложены задания «от простого к сложному». С каждым разом, преодолевая посильные сложности, ребенок с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время педагог использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в учении.
При организации кружка важна еще одна деталь – название кружка не может быть скучным. Например, «Василек», «Раз дождинка», «Архимед», «Юный ихтиолог», «Печка-свечка». Тогда оно будет гореть в сердце ребенка ярким огоньком, а процесс познания и обучения будет приниматься с интересом.
Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса и естественной. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. Они энергичны и одержимы. А вот на работу научных обществ в начальной школе некоторые смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.
Организация работы НО в начальной школе.
Этапы организации и работы НО:
Диагностика детей, с целью выявления юных талантов, а также учащихся с повышенной мотивацией.
НО выбирает тему научной работы.
НО накапливает информацию и систематизирует ее.
НО выступает на научно-практической конференции.
Общие цели НО:
– добывать знания на определенную тему;– расширять кругозор;– развивать творческие способности; – укреплять в себе следующие качества: коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость.
Возрастные особенности младших школьников вносят свои правила в организацию работы НО. Основное правило для НО учащихся начальной школы: работать рука об руку с заинтересованным взрослым наставником, который поможет не «буксовать» деятельности НО.
Далее важно четко знать «чего хотим и зачем это». Для этого учащиеся выбирают интересующую тему исследования. Происходит поиск информации, используя все возможные источники (книги, наблюдения, беседы, ТV, Интернет, произведения искусства и др.). Составляется перспективный план действий НО. В заключение всей работы учащиеся готовят творческий отчет и выступают на научно-практической конференции.
Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.
Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия.Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, школьник получает, обучаясь по специальным методикам. Широкое распространение среди педагогов получила методика исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.
Школьный интеллектуальный марафон – это интеллектуальное соревнование школьников, направленное на развитие личности каждого ученика. Участвуя в марафоне, ребенок проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять креативность, системность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями учителей и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний. А также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Структура марафона:
Подготовка заданий для учащихся.
Подготовка ответов и решений для проверки.
Составление расписания проведения марафона для учеников и учителей.
Выполнение учащимися заданий по предметам.
Проверка выполнения заданий членами жюри.
Обработка результатов.
Ознакомление учащихся с результатами проверки.
Подведение итогов.
Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т. е. умение квалифицировать, обобщать и проводить аналогию, прогнозировать результат, «включая» интуицию, воображение и фантазию.
Главная задача конкурсов – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Кроме этого конкурсы ориентированы на воспитание в ученике активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры. Конкурсы подразделяются по сферам деятельности (Таблица № 3).
Таблица №3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс «Ученик года»
Цели и задачи:
создание условий для выявления, развития и поддержки мотивированных учеников в различных видах творческой деятельности;
развитие мотивации школьников к учебе;
повышение интеллектуальной культуры школьников;
формирование у учеников активной жизненной позиции;
стимулирование интереса учащихся к изучению литературы;
повышение престижа школьного образования.
Порядок проведения конкурса и содержание этапов конкурса
Конкурс проводится в 3 этапа:
Первый этап (заочный) – Портфолио участника.
Второй этап (заочный, творческий) – разработка и проведение мероприятия.
Третий этап (очный) состоит из двух конкурсов: «Эрудит» и «Творческий конкурс»
1) «Эрудит» состоит из 2 туров: «Блицтурнир» и «Любимая тема».
2) «Творческий конкурс»
Время выступления – 1 минута. Конкурс оценивается по 3-балльной системе.
Номинации:
1) «Ученик года »2) «Лучшее портфолио» 3) «Вечный двигатель года» – за лучшее КТД4) «Самый эрудированный»
Завершая разговор по актуальной в образовании теме, хочется заметить, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе встречаем таких учеников, которых не совсем удовлетворяет работа со школьным учебником, им по силам большая работа, чем рамки урока. Включая в программу одаренных учащихся и учащихся с повышенной мотивацией в учебе, мы создаем благоприятные условия для овладения ими важных умений и навыков (желание читать специальную литературу, искать ответы на свои вопросы из различных областей знаний). Таких учащихся отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными детьми выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий. Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы одаренного учащегося. В нашей школе мы используем рабочую программу «Ступеньки успеха» для создания, как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития детей с повышенной мотивацией. Наши материалы программы мы рекомендуем учителям начальной школы.
Выступление по теме: «Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению»
Сегодня очень много и довольно часто говорят о детской одаренности, порой путая понятия "одаренный ребенок" и "способный ребенок". Александр САВЕНКОВ, доктор психологических наук, доктор педагогических наук выделяет три категории одаренных детей. Именно эти представления закладываются в фундамент дифференциации обучения. Первая категория одаренных, которую принято выделять, дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.К третьей категории одаренных, учитываемой образовательной практикой, можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Т.о. успешность учения явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого. Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.
Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают:
Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы
Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Формы работы на уроке:
Традиционные
Индивидуальные карточки-задания
Поиск другого способа решения
В качестве консультантов при групповой или парной форме работы.
Нетрадиционные
В качестве «учителя» при выполненном опережающем задании
Традиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению:
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах
занятия исследовательской деятельностью
научно-практические конференции
Нетрадиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению:
творческие мастерские;
интеллектуальный марафон;
спецкурсы;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115