Методическая разработка урока на тему Генетические основы селекции организмов (9 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №31, 23.12.2015г.
План-конспект урока биологии в 9-м классе по теме:
«Генетические основы селекции организмов»
Цель урока: изучить задачи селекции как науки.
Задачи урока:
образовательные: показать предмет и задачи селекции.
развивающие: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.
Воспитательные: патриотическое воспитание на примере работ Н.И. Вавилова
Оборудование: портрет Н.И. Вавилова, муляжи фрукты, овощи, презентация «Генетические основы селекции организмов».
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, объяснение.
Планируемые предметные результаты:
Ученик должен
Иметь представление: о работах Н.И.Вавилова.
Знать определение «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;
Уметь объяснять значение селекции как науки.
Междисциплинарные связи: история, география.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая.
Обеспечение: таблицы (Методы селекции ), ИКТ(презентация).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
1.Организационный момент. Вступление (1,5мин).
2.Выявление знаний и умений. Фронтальный опрос (3мин.).
3.Подготовка учащихся к теме урока (2 мин).
3.1. Актуализация усвоенных знаний.
3.2. Мотивация знаний.
4.Изложение нового материала (25мин).
5.Закрепление нового материала. Работа в группах (5 мин).
6.Итоги урока (1мин).
7.Рефлексия (2мин).
8.Информация о домашнем задании (0,5 мин).
Ход урока
I Организационный момент. Вступление.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
На уроке попытаемся вместе с вами изучить задачи селекции как науки.
II Выявление знаний и умений. Фронтальный опрос (ученикам выдаются карточки с заданиями). Дайте определение основным понятиям генетики: генетика, ген, фенотип, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, мутации, скрещивание, наследственность, изменчивость, норма реакции.
III .Подготовка учащихся к теме урока.
3.1 Актуализация усвоенных знаний.
Сегодня нам предстоит поговорить о том, как на практике используется открытая генетикой закономерность. Мы уже говорили о том, насколько важно, допустим, для медицины открытие генетики. А сейчас мы поговорим о том, насколько генетика важна для сельского хозяйства
3.2 Мотивация учебной деятельности. Еще с древних времен человек занимался селекцией для удовлетворения своих нужд. Сегодня селекция является особой наукой!
IV. Изложение нового материала. Все основные культурные растения и домашние животные сформировались в доисторический период. Домашние животные и культурные растения произошли от диких предков.
Селекционер (Алина):
В настоящее время, учитывая рост населения Земли, требуется увеличение производства сельскохозяйственных продуктов. Решающая роль в выполнении этой задачи принадлежит селекции растений, животных и микроорганизмов. Селекция – это наука о создании новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными для человека признаками. Происходит название этой науки от латинского слова selectio, или «выбор». По словам Н.И. Вавилова, селекция представляет собой эволюцию, направленную волей человека. И как направление человеческой деятельности сформировалась селекция еще на заре цивилизации. Но вот как наука оформилась совсем недавно. И в основу ее теоретическую легла эволюционная теория Дарвина, а впоследствии уже и открытия в области генетики. Запишите: связь селекции с различными областями производства продуктов питания и других биологических материалов ( учебник стр.100, рис. 41 ) .
Теоретической основой селекции является наука генетика, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Селекционер (Алина). Запишите главные методы селекции:
Искусственный отбор организмов ведется человеком по отдельным, интересующим его признакам.
Мутагенез( лат. mutacio– «изменение» и греч.genesis– «происхождение») – это процесс возникновения наследственных изменений(мутаций) под влиянием различных физических и химических факторов ( мутагенов).
Полиплоидия–наследственное изменение, характеризующееся многократным увеличением гаплоидного набора хромосом в клетках организма
Селекционер( Алина): таким образом, задачи селекции улучшение качества продукции, сортов и пород.
V. Закрепление учебного материала. Работа в группах
« Сейчас мы все повторим,
Задания выполним, ВСЁ ЗАКРЕПИМ»
Сегодня на уроке вы узнали много нового. Давайте ещё раз вспомним самое главное:
VI. Итоги урока
VII.Рефлексия
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей деятельности с точки зрения ее успешности.
Вывод по уроку. Сегодня на уроке мы еще раз убедились, создание новых и улучшение существующих сортов растений, пород животных и штаммов это наука селекция. На следующем уроке мы изучим центры Н.И. Вавилова, которые он создал на основе своих коллекций.
VIII. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание учащимся раздается с записью на карточках
1. По биологии:& 27, повторить &26 ответить на вопросы устно стр.102-103.
2. Сделать презентацию «Селекция растений» .3. Подготовить сообщение о работах селекционеров Кубани.
Всем спасибо за внимание, сегодня мы хорошо с вами поработали.