РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО МОДУЛЮ Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)


Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Республики Адыгея
«Майкопский политехнический техникум»
Рабочая ПРОГРАММа учебной и производственной практики по модулю
Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)
Г.МАЙОП
2016 г.

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее – НПО)
190629.01 Машинист дорожных и строительных машин.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное учреждение «Майкопский политехнический техникум»
Разработчик: Егоров Анатолий Владимирович
Рекомендовано методическим советом ГБПОУ МПТ
Заключение методического совета протокол №____________
от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной и производственной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
5
2. результаты освоения учебной и производственной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание учебной и производственной практики профессионального модуля
8
4 условия реализации программы учебной и производственной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной и производственной практики профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
13
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной и производственной практики
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной и производственной практики профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
190629.01 Машинист дорожных и строительных машин входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.
2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области транспорта, на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется.
1.2. Цели и задачи практики модуля – требования к результатам освоения практики
С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной и производственной практики профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения земляных, дорожных и строительных работ;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной и производственной практики профессионального модуля:
всего – 312 часов, в том числе:
учебной практики - 72 часов
производственной практики – 240 часов.
2. результаты освоения учебной и производственной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы учебной и производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам) в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1 Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.
ПК 2 Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание учебной и производственной практик профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(практики) Практика
Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
1 2 3 7 8
ПК 1, ПК 2, . Раздел1. Осуществление дорожно-строительных работ. 72 72 -
Производственная практика, часов 240 240
Всего: 312 72 240
3.2.1. Содержание обучения учебной практики профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Виды работ учебной и производственной практики. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.Осуществление дорожно-строительных работ 72 Тема 1.1 Производство земляных работ. Виды работ 18 1. - инструктаж по техники безопасности и организации рабочего места во время эксплуатации бульдозера и отработка навыков управления механизмами и системами бульдозера при неработающем двигателе 2
2. - проведение контрольных осмотров бульдозеров в перерывах работы (кратковременные стоянки) 2
3. - выполнение монтажа и демонтажа навесного оборудования. 2
4. - освоение приемов транспортирования тракторных прицепов, трейлеров без груза и с грузом 2
Тема 1.2. Управления дорожно-строительными машинами Виды работ 24 1. - ознакомление с оборудованием кабины машиниста бульдозера и приобретение навыков управления бульдозером 2
2. -проведение контрольного осмотра механизмов и систем трактора перед пуском дизеля и началом движения трактора
- вождение бульдозера по прямой и с поворотами на низших передачах 2
3. - освоение запуска двигателя пусковой рукояткой и стартером, остановка пускового двигателя, запуск и установка дизельного двигателя 2
4. - отработка приемов трогания бульдозера с места и его остановки 2
5. - отработка приемов изменения направления движения машины с использованием передач заднего хода 2
6. - приемы вождения бульдозера при различных условиях. 2
Тема 1.3 Требования к качеству земляных, дорожных и строительных работ Виды работ 6 1. - проверка качества дорожных работ. 2
Тема 1.4 Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин
Виды работ 12 1. - изучение и использование комплекта инструментов и принадлежностей, прикладываемых к бульдозеру. 2
2. - заправка бульдозера горюче-смазочными материалами, охлаждающей и рабочей жидкостями. 2
Тема 1.5 Основы законодательства в сфере дорожного движения. Виды работ 12 1. - ознакомление с общими обязанностями водителей. 2
2. - выполнение буксировки механических транспортных средств. 2
Всего 72 3.2.2. Содержание обучения производственной практики профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Виды работ учебной и производственной практики. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.Осуществление дорожно-строительных работ 240 Тема 1.1 Производство земляных работ. Виды работ 54 1. - определение основных свойства грунтов 3
2. - определение по внешним признакам категории грунтов 3. - ознакомление с рабочими местами 4. - ознакомление с инструментами, механизмами, машинами применяемыми в дорожно-строительных работах 5. - выполнение подготовительных работ 6. - инструктаж по техники безопасности во время эксплуатации бульдозера 7. - подготовка бульдозера к работе 8. - монтаж и демонтаж рабочего оборудования 9. - проверка агрегата и подготовка его к работе 3
Тема 1.2. Управления дорожно-строительными машинами Виды работ 54 1. - пуск двигателя 3
2. - совершенствование приемов управления бульдозером на месте 3. - совершенствование приемов управления бульдозером в движении 4. - выполнение работ по возведению насыпей поперечными проходами из резервов и продольными проходами из выемки 5. - разработка выемок продольными и поперечными проходами в две стороны 6. - планировка выемок со срезкой бугров и засыпкой впадин параллельными проходами и с перемещением больших масс грунта 7. - разработка террас и полок на косогорах поперечными и продольными проходами 8. -освоение приемов опускания и заглубления отвала в грунт, приемов резания, накапливания и перемещения грунта, возвращения бульдозера в исходное положение 9. - освоение приемов работы по планировке площади 3
Тема 1.3 Требования к качеству земляных, дорожных и строительных работ Виды работ 24 1. - контролировать качество земляных работ 3
2. - контролировать качество дорожных работ 3. - контролировать качества строительных работ 4. - контролировать качество работ по уплотнению грунтов 3
Тема 1.4 Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин Виды работ 24 1. - выполнение ТО основного двигателя 3
2. - выполнение ТО КШМ и ГРМ 3. - выполнение ТО трансмиссии и тормозов 4. - выполнение работ ежемесячного технического обслуживания бульдозера 3
Тема 1.5 Основы законодательства в сфере дорожного движения. Виды работ 84 - движение по дорогам общего пользования. 3
- выполнение обгона -выполнение встречного разъезда. - допуск транспортных средств к эксплуатации - определение неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. - выбор скоростного режима. - движение с учетом дорожных знаков и дорожной разметки. - остановка и стоянка. - проезд перекрестков. - движение через железнодорожные пути. - движение в жилых зонах. - использование внешних световых приборов и звуковых сигналов. - выполнение буксировки механических транспортных средств. - оказание первой медицинской помощи при ДТП. 3
Всего 240 4. условия реализации программы учебной и производственной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета конструкции дорожных и строительных машин, лаборатории технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин.
Оборудование учебного кабинета конструкции дорожных и строительных машин:
- рабочее место учителя
- посадочные места для учащихся
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
-мультимедиапроектор;
- компьютер
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места для учащихся
- комплект плакатов,
- комплект учебно-методической документации.
- узлы и агрегаты для проведения лабораторных работ
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить по первоначальному обучению вождению в сетке учебных занятий, а по обучению практическому вождению на дорожных и строительных машинах в условиях реального дорожного движения вне сетки учебного времени индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению, а так-же предполагает обязательную итоговую производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно 4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Правила дорожного движения Российской Федерации М.: Третий Рим, 2011г.
Раннев А.В, Полоснин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин. – М: Издательский центр Академия«, 2008.
Экзаменационные билеты в новой редакции с комментариями для приема теоретического экзамена на право управления транспортным средством категории С, D. Москва, «Рецепт – Холдинг», 2011 г.

Дополнительные источники:
1. Крупницкий И.Н., Спельман Е.П. Справочник по строительным машинам и оборудованию. -М.: Воениздат, 2006.
Богоявлинский И. Ф. Оказание первой медицинской помощи на месте ДТП. Санкт – Петербург, 2006 г.
Интернет – ресурсы:
1.Правила дорожного движения 2011г. Форма доступа: свободная http://www.carsquru.net2.Правила дорожного движения + обновление. Форма доступа: свободная http://www. kachalkin.ru3.Первая медицинская помощь при ДТП. Форма доступа: свободная http://www.avtodispetcher.ru4.Первая медицинская помощь при ДТП.. Форма доступа: свободная http://www.adrive.by 5. Строй-Техника.Ру. - информационная система по строительной технике. Форма доступа: свободная http://www.stroy-technics.ru

4.3. Общие требования к организации учебной и производственной практики
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и реализовывается концентрированно.
Аттестация по итогам производственной практики проводиться с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Аттестация по итогам изучения профессионального модуля проводиться в два этапа:
1 этап: теоретический экзамен в Гостехнадзоре2. этап: практический экзамен по вождению дорожных – строительных работ.
Обязательным условием к изучению профессионального модуля Обеспечение производства дорожно – строительных работ (по видам) является освоение профессионального модуля Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам). Для прохождения учебной практики необходимым условием является получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам наличие среднего профессионального и высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего модулю Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Инструктор по вождению: наличие не ниже среднего (полного) общего образования, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет и документ на право обучения вождению самоходными машинами данной категории.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной и производственной практики профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства - действие в нештатных ситуациях.
- экспертная оценка и наблюдение за учащимися, во время учебной и производственной практик
- выполнение земляных и дорожных работ с соблюдением технических требований и безопасности производства
-экспертное оценка и наблюдение за учащимися, во время учебной практики
Осуществлять управление дорожными и строительными машинами -управление дорожными и строительными машинами при производстве земляных работ - экспертная оценка практической работы и учебной практики
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -проявление активности и инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности
- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, и в процессе учебной практики
-участие в профессиональных конкурсах и т.п. - подведение итогов профессиональных конкурсов и т.д.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач - экспертная оценка решения ситуационных задач
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы. - анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля. - экспертная оценка анализа рабочей ситуации, текущего, и итогового контроля
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы - экспертная оценка
эффективности и правильности самоанализа собственной работы
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - поиск, отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных занятий, и в процессе учебной практики
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - использование информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности - экспертная оценка за выполнением самостоятельной работы.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - взаимодействие с участниками учебно-производственного процесса: обучающимися, преподавателями и мастерами производственного обучения, рабочими и руководством при прохождении учебной практики -экспертное наблюдение за ходом аудиторной и неаудиторной деятельностью
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - планирование и участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности - экспертное наблюдение и оценка мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.