Методическая разработка урока биологии в 11 классе на тему Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции по программе И.Н. Пономаревой базовый уровень
Предмет
биология
Класс
11 класс
Тип урока
Изучение нового материала
Технология построения урока
Технология развития критического мышления. Решение компетентностных заданий
Тема
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.
Цель
Образовательная - познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, научить находить их по географической карте.
Развивающая - продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.
Воспитательная – подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
Задачи
Расширить знания учащихся о селекции организмов;
Сформировать знания о главных методах селекции;
Раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов для селекционной практики;
Обосновать практическое значение применения генетических знаний в сельском хозяйстве;
Углубить знания учащихся о культурных растениях и их происхождении;
Раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения и многообразии культурных растений для развития селекции.
Формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки
Основные термины, понятия
Селекция, сорт, порода, штамм, искусственный отбор, стихийный (бессознательный) и методический отбор, гибридизация, инбридинг, аутбридинг, гетерозис, мутагенез, полиплоидия, колхицин, причины бесплодия межвидовых гибридов и способы их преодоления, центры происхождения культурных растений
Планируемый результат
обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
ответственно относятся к выполнению учебных задач;
демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;
ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
выдвигают простейшие гипотезы;
выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
работают с информацией и преобразуют её;
оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
имеют представление о методах селекции;
объясняют роль генетических закономерностей и законов для селекционной практики;
обосновывают практическое значение применения генетических знаний в сельском хозяйстве.
Организация пространства
Формы работы: групповая, индивидуальная
Ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, менедж мэты, листы А4, тестовые задания, мультимедийная презентация, гербарии различных сортов растений, карта «Центры происхождения культурных растений», изображения домашних животных разных пород, фотографии сортов растений, портрет Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурс
1.
Орг. момент
Эмоциональный настрой на урок.
Хай файф (сигнал тишины)
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Надеюсь, что работа будет эффективной и интересной. Для этого нам необходимо будет работать вместе и показать все, на что вы способны.
Обратите внимание на эпиграф урока: «Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать»
Настраиваются на урок. Проверяют готовность своего рабочего места.
Объясняют эпиграф, высказывают свое мнение
Слайд №2 Презентации к уроку
2.
Актуализация знаний.
Ребята, скажите, какой раздел биологии мы изучаем уже несколько уроков?
Давайте вспомним, что мы с вами знаем по этой теме. Я предлагаю выполнить следующее задание: дайте определение следующим терминам:
Гибрид, Наследственность, Ген, Фенотип, Генотип, Мутация, Селекция
Дают ответ на вопрос: Мы изучаем генетику
По цепочке учащиеся дают определение терминам
3.
Изучение нового материала.
Постановка проблемы
Структура ЗУМ ИН
Задание: Прочитайте текст.
Человечеству осталось не более 100 лет
Профессор микробиологии Франк Феннер (Frank Fenner) из Австралии считает, что XXI век станет последним в истории человечества. Главной угрозой земной цивилизации учёный считает слишком большую численность населения и слишком высокий уровень потребления. Быстро растущие потребности быстро растущего населения Земли уже привели к многочисленным экологическим катастрофам, и в ближайшем будущем станут причиной резкого изменения климата. По мнению Франка Феннера, воздействие современного человека на экосистему планеты сравнимо со столкновением с крупной кометой, растянутым во времени.
Уже сейчас, когда население Земли близится к 7 миллиардам, во многих местах планеты наблюдается нехватка воды и пищи. При сохранении современных темпов прироста населения острая нехватка ресурсов приведёт к военным конфликтам, которые только усугубят проблему голода из-за уничтожения плодородных земель и ускорят изменение климата из-за неконтролируемых выбросов парниковых газов и уничтожения лесов. Знаменитый микробиолог считает, что исправить ситуацию уже невозможно, и человечеству следует готовиться к худшему сценарию.
Ответьте на вопрос: Так ли все мрачно на самом деле? Свои мысли запишите. Даю вам 2 минуты
Читают текст, делают необходимые записи, высказывают свое мнение
Слайд №3
Просмотрите видеофрагмент, ответьте на вопрос: Изменилось ли ваше мнение?
Как можно исправить ситуацию? Как обеспечить растущие потребности человечества?
Просматривают видеоролик, делают необходимые записи, отвечают на вопрос
Учащиеся приходят к выводу, что необходимо создавать новые сорта и породы с лучшими качествами, более урожайные, т.е. применять интенсивные методы в сельском хозяйстве
Слайд №4 Видеофрагмент «Перенаселение Земли»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формулировка целей и задач урока
Какая наука занимается созданием новых пород и сортов?
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока
Какова цель нашего урока?
Как будем работать, чтобы достичь цели?
Ответы учащихся: Селекция
Формулируют тему урока
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции
Формулируют цели урока:
-познакомиться с основами науки селекции, ее методами
-выяснить, какой вклад внес Н.И. Вавилов в развитие науки селекции
Ответы учащихся: работать в группе, парами, индивидуально
Слайды №5,6
Селекция как наука. Определение. Понятия сорт, порода, штамм (беседа с опорой на знания учащихся).
Какие сорта растений знаете? Для чего вам это нужно?
Так как свойства организмов определяются их генотипом и подвержены изменчивости. В связи с этим все действия селекции должны быть основаны на законах генетики. На основе сходства между эволюционным процессом и селекцией Вавилов называет селекцию эволюцией, направляемой волей человека.
Отвечают на вопросы, приводят примеры сортов и пород
Основные методы селекции
ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН
Задание: опишите кратко методы, которыми вы бы воспользовались при выведении нового сорта или породы. Даю вам 2 минуты.
Работают индивидуально, затем учащиеся делятся по очереди своими ответами
Слайд № 7
Основные методы селекции – это гибридизация и искусственный отбор (просмотр видеоролика с последующим обсуждением)
Эффект гетерозиса и его затухание.
На пакетиках с семенами вы часто можете видеть надпись F1. Что она означает? Почему лучше всего выбирать именно такие семена?
Внимательно смотрят, задают интересующие вопросы после просмотра
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд №8,9,12,13
Методы гибридизации – мутагенез и полиплоидия (беседа на основе имеющихся знаний, работа со схемой презентации)
Знакомы ли вам эти термины? Где мы их использовали?
Используют знания темы «Наследственная изменчивость», отвечают на вопросы учителя, записывают схему в тетрадь
Слайды №10,11
Учение Вавилова о центрах многообразия культурных растений.
Сообщение учащегося о жизни Вавилова, его заслугах
Центры происхождения растений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайды №12,13
Всесоюзный институт растениеводства имени Вавилова в Санкт-Петербурге обладал и обладает гигантским семенным фондом. Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, во время блокады не было тронуто ни одного зерна, ни единого зерна риса или картофельного клубня. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства.
Как вы можете оценить данную информацию? Какими качествами должен обладать селекционер?
Профессию селекционер можно получить в Аграрном университете и Ветеринарной академии.
По выведению новых сортов гречихи селекционеры ТатНИИСХ занимают ведущее положение в России. Неслучайно каждый третий гектар в России занят гречихой, выведенной в Татарстане. В нашей республике применяются только сорта, авторами которых являются ученые-селекционеры ТатНИИСХ.
Отвечают на вопрос: «Упорство, настойчивость, преданность своему делу»
Физкультминутка (Релаксация)
4.
Закрепление материала.
ДЖОТ ТОТС
Придумайте слова, связанные с понятием «СЕЛЕКЦИЯ». Проговорите слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги. Положите в центр стола лицевой стороной вверх. Используйте 4 листочка.
Проговаривают слово громко для членов команды и записывают на одном листочке бумаги. Кладут листочки в центр стола лицевой стороной вверх.
ТИК-ТЭК-ТОУ
№1 соберите все листочки, перемешайте и разложите в 3 ряда по 3 листочка.
Составьте 3 предложения с данными словами. Даю вам 2 минуты.
Каждый стол опрашивается по 1 ученику, самое удачное предложение.
Ученик под номером 4 выбирает любые 9 карточек из 16 и раскладывает их в три ряда. Каждый участник команды составляет по 3 предложения со словами из любого ряда, столбца или диагонали. Предложения записываются в тетрадях
Каждому ученику дается 20с для того, чтобы ознакомить всех со своими предложениями. Начинает ученик под номером 1.
БИЛЕТИК НА ВЫХОД
Тест с последующей взаимопроверкой
1. Эффект гетерозиса проявляется вследствие:А) увеличения доли гетерозиготБ) появления полиплоидных особейВ) увеличения числа мутацийГ) перехода рецессивных мутаций в гомозиготное состояние2. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:А) увеличивают набор хромосом в клеткахБ) скрещивают чистые линииВ) скрещивают родителей и потомковГ) уменьшают набор хромосом в клетках3. Н.И. Вавилов разработал:А) хромосомную теорию наследственностиБ) эволюционную теориюВ) гипотезу происхождения жизниГ) учение о центрах происхождения культурных растений4. Скрещивание особей разных видов и родов, используемое для получения новых форм, называют методом:А) полиплоидииБ) экспериментального мутагенезаВ) отдаленной гибридизацииГ) гетерозиса5. Нарушение процесса формирования веретена деления – причина появления:А) гетерозисаБ) полиплоидовВ) мутагенезаГ) генных мутаций
Соотносят ответы с эталоном, выставляют оценку
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более – «2»
Ответы:
1-а2-а3-г4-в5-б
Слайд №17,18
5.
Рефлексия.
Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока
Что узнали на уроке? Достигнута ли цель урока?
Ваши впечатления от урока? Что больше всего запомнилось?
Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.
Слайд №19
6.
Домашнее задание.
Консультирует учащихся по технологии выполнения и методам оценивания дифференцированного домашнего задания
Получают домашнее задание
Параграф 11, выписать термины, подготовить вопросы для проведения на следующем уроке структуры КУИЗ_КУИЗ_ТРЭЙД, сообщения о достижениях в области современной селекции
Слайд №20
13PAGE 15
13PAGE 14115
15