Великий просветитель, богослов Мухаметзакир Мухаметкамалов и его деятельность


Межрегиональный конкурс научных работ
«Татарское богословское наследие»
Великий просветитель, богослов Мухаметзакир Мухаметкамалов и его деятельность
Выполнила: Абдрахманова Лейсан Ислямовна ученица 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №5» Чистопольского муниципального района РТ
Научный руководитель: Абдрахманова Алсу
Габдуллазяновна, учитель татарского языка и литературы
первой квалификационной категории по должности
«учитель»
г. Казань, 2015
Тезисы
Одна из старейших мечетей нашего города носит имя ишана Мухаммад Закир Камалова. Об этом говорят написанные на трёх языках мемориальные доски на стене мечети. Какой же след в истории оставил ишан? Какой вклад он внес в жизнь мусульман? Вот на эти вопросы мне захотелось найти ответы. Считаю, что данная тема актуальна, так как 2015 год объявлен Годом татарских богословов. Новизна этой темы в том, что о жизни, деятельности и наследии Мухаметкамалова знает очень мало людей. Практическая ценность данной работы – донесение до жителей и гостей города Чистополя информации об ишане (в виде буклета).
Цель работы:
- выявить наследие видного богослова М. А. Мухаметкамалова;
- расширить свой кругозор, обогатить себя знаниями о родном городе и выдающихся людях.
Чтобы достичь цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
- провести краеведческие исследования;
- найти и отобрать нужный материал по теме из книг о Чистополе;
- использовать интернет-ресурсы;
- получить необходимую информацию из фондов музеев и мечетей города;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
- сделать выводы.
В работе были использованы такие методы и приемы, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, умозаключение.
Жизненный путь Мухаметзакира Мухаметкамалова был изучен и подробно описан в трудах доктора исторических наук Равиля Амирханова. Журналист Разина Исмагилова в своих книгах размещает материал о Закире ишане. Составители книги о Чистополе А. Милов и А. Петрикин описывают деятельность ишана в Чистополе. А.А. Хасавнех посвящает Мухаметзакиру Камалову несколько научно-исследовательских работ.
Ознакомившись с данными трудами, мы много узнали об этой незаурядной личности и хотели бы обратить внимание, с одной стороны, на его деятельность в Чистополе, как имама и мецената, педагога и просветителя. А с другой стороны на место Мухаметкамалова в мире ислама в целом.
Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов был назначен имам-хатибом Чистопольской мечети распоряжением Казанского губернского правления 17 сентября 1846 года, в которой прослужил почти полвека. По выражению муфтия Оренбургского духовного собрания М. Султанова, Закир ишан десятки лет служил «в должности имама безукоризненно», имел громадный авторитет не только среди мусульман, но и пользовался большим уважением со стороны губернской администрации. За усердную службу он был награжден большой серебряной медалью.
Кроме того, Закир Камалов был известен и как меценат. У него был собственный магазин.
Еще в начале своей деятельности в г. Чистополе он построил помещение для медресе и с 1847 года стал преподавать в нем. В 1874 году было построено двухэтажное кирпичное медресе «Камалия», здание которой сохранилось и поныне (по официальным данным там обучалось 45 мальчиков, в 1883 году — 60). В 1882 году на средства ишана и прихожан была построена кирпичная мечеть второго прихода. Здание второй соборной мечети также сохранилось.
И сегодня, спустя более века, наследие Мухамметзакира Камалова служит чистопольцам.
Учебные заведения Закир ишана целиком содержались за его счет. Поэтому он имел полное право распоряжаться программой обучения и воспитания по своему личному усмотрению. Дети занимались и воспитывались на определенных нормах поведения. Преподавались только религиозные дисциплины, а также татарский, арабский и персидский языки. Русский язык не изучался. Однако, с 1870 года по положению Александра II, кандидаты на должности мулл должны были сдавать экзамен по русскому языку, а в медресе необходимо было или вводить уроки русского языка, или изучать русский язык в специальных классах, отдельных от медресе. Это было по тем временам попранием религиозных прав мусульман. Закир ишан ясно видел в этом правительственную политику, направленную на обрусение татар. Он занял резко отрицательную позицию, из-за чего подвергся преследованиям и слежкам со стороны администрации. Ему грозила ссылка в одну из северных губерний России. От этой участи его спасла только смерть (28 мая 1893 г.)
Закир ишан всей душой болел за татарский народ, родной язык, предчувствуя трагедию татарской нации и его языка. Несмотря на то, что медресе Закир ишана Камалова было старометодным (оторванность знаний от реальной жизни), он сыграл важную роль в сохранении татарского народа.
2.1 Муршид накшбандийского тариката В разные годы здесь учились такие известные крупные общественные деятели и просветители, как Р.Фахреддин, Ф.Карими, Г.Гафуров-Чыгтай, Х.Файзи-Чистапули, классик татарской литературы Г.Исхаки, деятель революционного движения, журналист и педагог Ф.Туктаров и другие. Закир ишан «...привлекал массу учеников в свое медресе, а как ишан ... собирал вокруг себя последователей и поклонников-мюридов. Ученики его медресе, по окончании в нем курса, сделавшись муллами, распространяли славу своего учителя во все концы России, и число последователей ишана среди мусульманства все более и более увеличивалось». Это говорит о деятельности ишана в качестве руководителя религиозно-суфийского ордена Накшбандийа и огромную его популярность среди тюрко-татар центральной России и за ее пределами. Накшбандийцы состояли в определенной оппозиции к назначаемому официальными властями муфтию, сплачивали рядовых мусульман для борьбы за «первозданную чистоту» ислама, призывали к верности заветам пророка и далеких предков.
Закир ишан обладал широкими и глубокими познаниями в религиозных науках, особым мистическим знанием, присущим избранным суфиям. После себя он оставил арабоязычное сочинение, где рассказывает об этике и ритуальной практике представителей суфийского тариката Накшбандийа. К настоящему времени известно два варианта сочинения. Первый - это изданный в 1890 г. в типографии Казанского университета на средства татарского богослова Галимджана Баруди. Второй – это рукописный список, который включен в состав сборной рукописи, написанной дагестанским накшбандийским шайхом Шуайбом ал-Багини. В этом сборнике имеется и сочинение Мухаметзакира ал-Чистави.
Заключение
Таким образом, выполнив данную работу, я еще больше узнала об истории нашего города и его выдающихся личностях.
Мухаметзакир Мухаметкамалов – не только имам, а в то же время незаурядная, уникальная, всемирно известная личность. Это – ученый-богослов, педагог-просветитель, меценат. Всю свою сознательную жизнь он отдал служению татарскому народу. После себя он оставил богатое наследие. Вся его жизнь неразрывно связана с исламом. Он умело сочетал духовные и мирские стороны жизни. Жил так, как велел Всевышний. Всем своим образом жизни он всегда являлся образцом для подражания. И спустя много-много лет и сегодня Мухаметзакир ишан является примером для каждого мусульманина. Поэтому необходимо продолжать изучать его жизнь, деятельность, труды.
Имя Мухаметзакира Мухаметкамалова увековечено. Начиная с 2012 года муфтият РТ ежегодно проводит в Чистополе чтения имени шейха Мухаметзакира Чистави. 17 августа 2013 года на могиле ишана состоялось открытие памятной доски, где на двух государственных языках написана краткая биография Мухаметзакир ишана. Мы гордимся тем, что в нашем городе жил такой выдающийся человек.