Конспект классного часа Никто не забыт-ничто не забыто
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №10 г.о. Чапаевск
Классный час
«Никто не забыт, ничто не забыто»2 класс
Автор: учитель начальных классов
Муртазина Кадрия Тамимдаровнаг.о. Чапаевск
«Никто не забыт, ничто не забыто»Задачи:1. Дать детям представление о жизни и быте народа и детей – их сверстников – в годы Великой Отечественной войны. 2. Учить детей составлять рассказы, выступать перед аудиторией. 3. Развивать умение поддерживать беседу. 4. Воспитывать уважение к ветеранам войны и развивать чувство сострадания к людям, пережившим годы Великой Отечественной войны. Активизация словаря: герои – чапаевцы, керосиновая лампа, кулеш.Предшествующая работа:• Встреча с ветераном ВОВ Мартыновым А.А.. • Чтение стихов Е. Благининой из серии «Почему ты шинель бережёшь», рассматривание иллюстраций о жизни и быте народа в годы Великой Отечественной войны. • Рисование на тему «Весна Победы»• Составление рассказов, совместно с родителями о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. • Беседа на тему «Дети – герои Великой Отечественной войны»Техническое оснащение: видеозапись документальной хроники 1941 годаДемонстрационный материал: оформленный класс, фотографии детей войны, солдатское письмо в виде треугольника, предметы быта военных лет, портреты родственников детей, участников Великой Отечественной войны и чапаевцев – Героев Советского Союза. Ход занятия.
1.Орг.момент.
Звучит песня «День Победы»
Учитель:Много лет назад также мирно жили люди. Пахали землю, сеяли хлеб, дети играли и учились, взрослые работали, спокойно отдыхали. В одно прекрасное июньское утро на мирные города нашей страны стали падать бомбы – пришла война, которая принесла много горя.
Звучит песня «Священная война»
2. Видеофрагмент.Весь народ встал на защиту Родины. Победа досталась нелегко. Среди воинов вставших на защиту Родины было много чапаевцев. Среди них были и ваши родственники, прадедушки, прабабушки. В нашем классе есть ребята, которые расскажут нам о своих родных, воевавших в ВОВ. 3. Дети: Рассказы детей Учитель: Молодцы, ребята, ваши рассказы были очень интересны. Учитель: В годы войны тяжело приходилось не только бойцам, но и женщинам и детям. Женщины работали вместо мужчин на заводах, делали снаряды, танки, самолёты для солдат, садились за трактора и комбайны, выращивали хлеб. Шили одежду для бойцов, работали с утра до ночи. Бывало, дети ждут, ждут свою маму и засыпают, не дождавшись её.Учитель: Как вы думаете, страшно было детям в годы войны? Ученик: Да, даже оставаться дома вдвоём с мамой было очень страшно.
Учитель: А почему страшно?
Ученик: Фашисты бомбили дома, можно было погибнуть. Ученик: Часто вовремя бомбёжек отключали свет, чтобы по свету в окнах враг не догадался, где живут люди. Учитель: Скажите, вам бывает страшно, когда дома отключают свет?
Что делает мама?
Ученик: Да. Зажигает свечку, садится с нами рядом.
2 часть
4. Музей Боевой Славы ГБОУ СОШ №10
Учитель:Ребята, сейчас я приглашаю вас в музей Боевой Славы ГБОУ СОШ №10 и расскажу вам о предметах быта, без которых не могла обойтись ни одна семья в годы войны. Когда во время бомбёжек отключали свет, комнату освещали керосиновой лампой (показываю). Вот сюда заливали керосин, а этот фитиль зажигали и он горел, освещая комнату.
Подходим к стенду «Участники ВОВ».
Сегодня у нас в гостях участник ВОВ А.А. Мартынов.
Рассказ учителя об участнике ВОВ.
5. Слово ветерану. ( Рассказ А.А. Мартынова)
(С информацией о ветеране дети знакомились накануне встречи )1. Этапы жизни и деятельности
1.1. Годы юности
Мартынов А.А. родился 7 декабря 1914 года в деревне Каменный Ключ Павловского района Ульяновской области в семье крестьянина. Окончил начальную школу - 4 класса. После школы работал в своём селе в сельском хозяйстве.
С 1933 по 1937 год учился на Самарском индустриальном рабочем факультете, где получил среднее образование. Продолжил обучение в Самарском учительском институте на факультете русского языка и литературы. После института с сентября по октябрь 1939 года работал учителем в своем районе.
1.2 Вклад в освобождение Родины от врага
26 октября 1939 года был призван в ряды Советской армии. Служил на границе Манчжурии, оккупированной тогда Японией. В суровых условиях резко-континентального климата особенно было трудно переносить тяготы и лишения солдатской жизни, происходящей под девизом «Тяжело в учении – легко в бою». Участие в Великой Отечественно войне началось в сентябре 1941 года оттуда и закончилось на территории Германии. Служил в штабе 221 танковой бригады офицером связи. Из его семьи на фронте было еще четыре человека: два старших брата с сыновьями. В живых остался только он один - Александр Алексеевич.
А.А. Мартынов за участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны имеет боевые награды:
Медаль: «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Юбилейные медали;
Орден Отечественной войны II степени.
В нашей школе существует Зал Боевой Славы, где имеются стенды, посвящённые погибшим героям-ученикам, погибшим в Афганистане, в Великую Отечественную войну, принимавшим участие в чеченской войне. Стенд, посвящённый Сергею Хихину, чьё имя носит наша школа, принимавшему участие и погибшему при штурме Белого Дома. В этом Зале проводятся торжественные линейки, праздники, связанные с чествованием ветеранов, проводилась акция «Память». И на стенде «Ветераны среди нас» наглядно представлены материалы об учителях-ветеранах, среди которых и фотография Александра Алексеевича
1.3 Педагогическая деятельность
Воспитанные и образованные граждане – это лицо города! Вырастить достойную смену удаётся опытному, творческому педагогическому составу преподавателей нашего города. Среди педагогов города Чапаевска есть преподаватели и воспитатели с высокими званиями и наградами. Большой вклад в образование разных поколений детей внесли опытные педагоги, одним из которых является Александр Алексеевич Мартынов.
С июня 1947 г. Александр Алексеевич живёт в городе Чапаевске. Сначала работал в семилетней школе №6 учителем русского языка и литературы, затем в средней школе №3. Александр Алексеевич 27 лет отдал школе №10.
Его жена, Мария Григорьевна Мартынова, тоже работала в школе № 10 учителем математики. Умерла, и с тех пор Александр Алексеевич живет один, помогая семье сына и двум внучкам.
В течение всей педагогической деятельности Александр Алексеевич входил в пятёрку лучших учителей русского языка. За свой труд имеет награды:
Почётную Грамоту за активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи;
Почётную Грамоту за многолетний безупречный труд в воспитании и обучении подрастающего поколения;
Почётную Грамоту за активную плодотворную общественную работу в учительской городской профсоюзной организации;
Александр Алексеевич ведёт активный образ жизни. 40 лет Александр Алексеевич сотрудничает с газетой «Чапаевский рабочий». Но если последнее время он редко пишет для газеты, то другому своему увлечению он верен до сих пор – это музыка. Его интересует жизнь нашего города, проблемы подрастающего поколения, культурная жизнь горожан. Он частый гость нашей школы и принимает активное участие в мероприятиях, направленных на нравственное и патриотическое воспитание школьников. Одним из ярких мероприятий было проведение акции «Память».
Учитель: Ребята, как вы думаете, дети военных лет любили своих мам, также как и вы? Дети: Да. Учитель: В чём это проявлялось? Ребёнок: Дети топили печку, подогревали чай, варили кулеш. Учитель: Помогая по хозяйству, они тем самым проявляли заботу о маме. Учитель: А что такое кулеш? Ребёнок: Каша из картофеля и пшена. 6. Солдатское письмо.
Учитель: Ребята, а теперь обратите внимание на этот предмет (беру в руки солдатское письмо)
Учитель: Кто знает, что это? Ученик: Письмо. Учитель: Оно похоже на обычное письмо? Ученик: Нет, оно треугольное, без конверта. Учитель: Ребята на фронте иногда под рукой не было ни конвертов, ни ручек и солдаты писали письма на простом клочке бумаги карандашом, но сворачивали вот так в виде треугольника, чтобы оно не разворачивалось. На чистой стороне треугольника писали адрес. Письма так и назывались солдатский треугольник. Вы дома нарисовали для ветеранов войны рисунки, а сейчас мы с вами сложим эти рисунки в солдатское письмо, в форме треугольника и отошлём знакомым ветеранам войны и труженикам тыла.
7. Дети возвращаются в класс, садятся за стол и складывают солдатский треугольник.
Называю адреса ветеранов, кому отошлём письма.
А Настя подарит своё письмо А.А,Мартынову, нашему гостю. Учитель: Наши солдаты храбро сражались в боях. Те, кто остался в тылу, всеми силами сообща тоже ковали победу. Детям тоже хотелось помочь бойцам на фронте. Но как? Об этом расскажет Даша. Она прочтёт стихотворение Е. Благининой, которое называется «Подарок». 8. Чтение стихотворения. (Даша рассказывает стихотворение). Учитель: Ребята, о каком подарке говорится в стихотворение? Как вы думаете, рады будут бойцы такому подарку? (показываю). Почему? Ученик: В мороз не обойтись без варежек, надо держать автомат, ползти по снегу. Учитель: Мы сейчас побеседовали о том, как жилось детям в годы войны. Давайте подумаем, какие слова можно сказать о детях войны? Какие они? Я буду предлагать два слова, а вы должны выбрать нужное слово. 9. Игра «Подбери слово»Учитель: Дети войны - весёлые или грустные? (дети отвечают, объясняют свой выбор).- Трудолюбивые или ленивые? - Добрые или злые? - Заботливые или безразличные? - Смелые или трусливые?
10. Память.
Учитель: Ребята, как чтят память героев в нашем городе? Ученик: В нашем городе есть аллея героев, где у памятника Славы горит вечный огонь. (Видеосюжет)Ученик: Люди в праздник дня Победы совершают шествия к этому памятнику, возлагают цветы. Ученик: Вспоминают павших воинов минутой молчания.
Минута молчанияУчитель: Ребята в нашем классе есть импровизированная стена героев. Мы сейчас к ней подойдём и прочитаем имена героев - чапаевцев, которые сражались за победу и получили высокое звание Герой Советского Союза. (дети подходят, называют имена героев) .11. Стихотворение «Пусть не будет войны никогда».
После просмотра звучит тихая мелодия. Дети поочерёдно читают стихотворение «Пусть не будет войны никогда».Учитель: 9 –го мая в честь Великой Победы зажигается салют. Пусть эти разноцветные шары будут для вас яркими праздничными огоньками.
(Дети дарят шары и цветы ветерану) 12. Итог.
Учащиеся ещё раз благодарят ветерана.
Учитель: Ребята, о чём сегодня мы говорили на классном часе?
Что вам запомнилось больше всего?