Методическая разработка занятия по УП.02 на тему Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Красногвардейский сельскохозяйственный техникум»
Методика проведения нетрадиционного занятия
в форме проблемно-деловой игры по УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных
/методическая разработка урока/
г. Бирюч 2014
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦК зооветеринарных зам. директора по УР
дисциплин _____________
протокол № __ от «__» ______2014 г «__» _______________ 2014 г
Председатель ________ Составитель:
Е.М. Коцарева, преподаватель ветеринарных дисциплин ОГАОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка открытого занятия по УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных на тему: «Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов сельскохозяйственных животных» предназначена для преподавателей ОГАОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум» для обобщения опыта по методике проведения занятия по типу закрепление и совершенствование умений и навыков. В методической разработке рассматривается методика проведения учебной практики в форме проблемно-деловой игры с применением нетрадиционных методов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 4
Основная часть
1.1. Цель написания методической разработки 5
1.2. Обоснование избранной темы и формы организации
занятия 5
1.3. Основные требования по технике безопасности и
производственной санитарии. 6
1.4. Методическая карта занятия 7
1.5. Методика проведения учебной практики в форме
проблемно-деловой игры по теме:
Организация проведения клинической диагностики
различных систем и органов сельскохозяйственных животных 10
II. Заключение 15
Список литературы 17
Рецензия 18 Приложения: 20
1.- Перечень вопросов
2.-Описание рабочих мест
3.-Схема клинического исследования животных
4.-Карточки-задания
5.-Тест – задания
6.-Таблицы
7. – График оценки и анализа работы микро групп.
8. - Вопросы взаимопроверки
9. – Карточка рефлексии
Введение
Методическая разработка открытого занятия по учебной практике с применением активных методов обучения, предназначена для преподавателей зооветеринарных дисциплин для обобщения опыта по методике проведения практики в форме проблемно-деловой игры.
Учебная практика - это форма организации учебного процесса, при использовании которой, студенты по заданию и под руководством преподавателя самостоятельно выполняют одну или несколько практических работ.
Подготовка высококвалифицированных специалистов для хозяйства во многом зависит от того, как поставлено практическое обучение в учебном заведении.
Сегодняшний специалист – это думающий, умеющий творчески мыслить, трудиться с полной отдачей сил, обладающий организаторскими способностями. Нам не безразлично, какой специалист выйдет из стен нашего техникума, и уже с первых дней его учебы, мы нацеливаем будущих специалистов к самостоятельности, к творческому труду.
Основная часть
Цель написания методической разработки.
Целью написания методической разработки по УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных на тему: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов сельскохозяйственных животных является повышение методического и практического уровня преподавателя, а также оказания методической помощи молодым преподавателям.
Обоснование избранной темы и организации учебной практики.
В своей практической работе ветеринарным специалистам часто приходится самим осваивать правила обращения и фиксации животных, методику клинического исследования при проведении массовой диспансеризации животных в хозяйствах. И от того, как грамотно, умело ими это будет сделано, во многом зависит благополучие всего поголовья. Поэтому необходимо заострить внимание студентов на умении самостоятельно фиксировать животных, проводить общее клиническое исследование и исследование отдельных органов и систем животного организма.
На изучение темы: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов сельскохозяйственных животных отводится по рабочей программе УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных 12 часов.
Занятие по учебной практике проводится в форме проблемно-деловой игры с элементами взаимообучения, демонстрациями. Это дает возможность приблизить студентов к производственным условиям, к их завтрашней самостоятельной работе, творчеству, умению решить создавшуюся ситуацию.
Важную роль в проведении такой формы урока играет подготовка преподавателя. Поэтому я всесторонне изучила программный материал по данной теме, а также дополнительную литературу. Определила тип, вид учебной практики, подобрала задания для игры. Обдумала методику и ход учебной практики.
Тема: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов сельскохозяйственных животных.
Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков т. к. в результате проблемно-деловой игры студенты самостоятельно закрепляют знания, умения и навыки по методике проведения клинического исследования систем и органов сельскохозяйственных животных.
Вид занятия в форме проблемно-деловой игры выбран с учетом самостоятельного выполнения студентами общих и специальных методов клинического исследования животных.
На занятии студенты используют общие методы клинического исследования: регистрация, сбор анамнеза, определение габитуса, исследование кожи и волосяного покрова, слизистых оболочек, лимфатических узлов, а также проводят исследования органов и систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной, мочеполовой. Самостоятельно составляют план клинического исследования и вносят данные о проводимых исследованиях в диспансерную карту.
1.3. Основные требования по технике безопасности и производственной санитарии.
Соблюдать технику безопасности при работе с животными: соблюдение правил обращения с животными, способов их фиксации и укрощения.
Техника безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
Техника безопасности при работе с лекарственными препаратами.
Работать в халатах или специальной рабочей одежде.
Соблюдать личную гигиену.
Методическая карта практического занятия № 6
по УП. 02.01
для специальности 111801 «Ветеринария»
групп 31
Тема: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов сельскохозяйственных животных
Цели учебного занятия:
Предметная цель: организовать деятельность студентов по овладению методов фиксации и методов клинического исследования животных.
Личностно-ориентированная цель: способствовать формированию профессиональной ответственности, логического мышления, чувства долга; помочь студентам осознать практическую и социальную значимость изучаемого материала.
Вид занятия: учебная практика
Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Форма занятия: проблемно-деловая игра.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная, групповая
Междисциплинарные связи: «Эпизоотология с микробиологией», «Акушерство, гинекология и биотехника размножения», «Паразитология и инвазионные болезни», «Внутренние незаразные болезни», «Патологическая физиология и патологическая анатомия», «Ветеринарная хирургия».
Опорные умения и навыки: уметь работать самостоятельно, в коллективе, в микро группах; умение логически рассуждать, делать выводы.
Приобретаемые умения и навыки: овладение навыками фиксации животных, общих методов клинического исследования органов и систем животных, составление плана клинического исследования и заполнения диспансерной карты; умение анализировать и оценивать знания своих товарищей.
Методы обучения:
I. По основным дидактическим целям: метод организации, контроля, развития и побуждения.
II. По характеру учебной деятельности: продуктивный, проблемно-поисковый, частично-поисковый.
III. По уровню проблемности: диалогический, монологический
Методы контроля: устныйОснащение занятия: плессиметры, перкуссионные молоточки, термометры, стетофонендоскопы, полотенце, мыло, вата, 5% спиртовая настойка йода, дез. раствор для обработки рук, вазелин; бланки диспансерной карты; животныеМесто проведения занятия: ферма
Литература: - основная: Смирнов А.М. Клиническая диагностика незаразных болезней сельскохозяйственных животных /А.М.Смирнов, П.Я. Конопелько, В.С. Постников и др. /учебники и учебные пособия для высших учебных сельскохозяйственных заведений – Л: Колос, 2009. – 447 с.
Карпутяк И.М. Внутренние незаразные болезни животных: учебники и учебные пособия для средних специальных учебных заведений; – Минск: Беларусь, 2009
-дополнительная: Данилевский В.М. «Внутренние незаразные болезни» учебники и учебные пособия для средних специальных учебных заведений; – М.: Агропромиздат, 1991.
-Интернет-ресурсы: Энциклопедия животноводства (учебники и учебные пособия по ветеринарии) - http://zhivotnovodstvo.net.ru
Электронная сельскохозяйственная библиотека знаний - www.cnshb.ru/akdil
Ход урока
№ п/п Этапы занятия. Ключевые вопросы. Методы и приемы обучения. Время
1. Организационный момент. Приветствие студентов, отметка отсутствующих, проверка готовности к занятию.
Аутотренинг 1. Метод организации.
3.Диалогический.
«Барометр настроения» 2. Актуализация опорных знаний Сообщение целей и темы занятия, мотивация темы через блиц опрос «лови ошибку». 1. Метод побуждения.
2. Продуктивный
3.Диалогический. 3 Методика проведения ОДИ и критерии оценки работы студентов
1.Вступительное слово преподавателя.
2. План организационно-деятельностной игры.
3. Критерии оценок за подготовку к практическому занятию. 1.Метод побуждения
3.Монологический 4 Консультация преподавателя по наиболее трудным вопросам практического занятия Ответы преподавателя на вопросы студентов 1.Метод побуждения
3.Монологический
3.Диалогический
5. Вводный инструктаж по выполнению самостоятельной работы. 1.Соблюдение правил техники безопасности. 2.Порядок и методика выполнения самостоятельных заданий.
3.Формирование МГ, 4.Распределение заданий. 1. Метод организации.
3.Монологический.
6. Комплексное применение знаний. Выполнение заданий по карточкам-заданиям согласно рабочим местам и графику передвижения рабочих мест
1.«учебные станции» «мозговой штурм»
2.разно уровневые самостоятельные задания.
3.задания по кругу - элементы ролевой игры 1. Метод развития.
2.Частично-поисковый (самостоятельная работа)
2.Продуктивный (работа малыми группами).
1.Метод побуждения
2.Проблемно-поисковый (дерево проблем) 7. Контроль знаний студентов.
Карточки взаимопроверки:
«мозговой штурм»- все, все; по выбору; экзаменатор; доверие; делегат.
Вопросы взаимопроверки:
1.Назовите методы фиксации крупного рогатого скота.
2.В чем заключаются правила личной гигиены и техники безопасности при работе с животными.
3. Перечислите общие методы исследования животных.
4. С какой целью применяют пальпацию, каковы ее разновидности?
5.Для чего используют перкуссию? Назовите виды перкуссии.
6.Для чего проводится аускультация. Назовите аускультации.
7. Какие вопросы включает регистрация животного.
8. Что понимают под габитусом?
9. Назовите физиологические показатели состояния кожи и шерстного покрова.
10.Назовите патологические изменения кожи.
11.По каким показателям оценивают состояние конъюнктивы?
12. Какие поверхностные лимфатические узлы исследуют у крупного рогатого скота?
13.Показателт температуры тела у здоровых животных. 1. Метод контроля.
2. Продуктивный.
3. Диалогический. 8 Оценка знаний студентов Самооценка работы групп лидерами. Выставление и аргументация оценок 1.Метод контроля
2.Продуктивный
3Диалогический
2Проблемно-поисковый 9 Подведение итогов занятия Оценка реализации практического занятия Выставление и аргументация оценок. 1.Метод организации
2.Продуктивный
3.Монологический
1.Метод контроля 10. Информация о домашнем задании.
Оформление рабочей тетради
/сделать записи согласно выполненным заданиям/
Учебник: А.М. Смирнов стр. 29-77, 131-255. 1. Метод побуждения.
1. Метод развития.
2. Продуктивный
2.Частично - поисковый. 11. Заключительный инструктаж Уборка рабочего места, оборудования, наглядностей 3. Монологический
12. Рефлексия. Оценка психоэмоционального состояния студентов и их отношения к занятию Телеграммы. Преподаватель ___________________
1.5. Методика проведения учебной практики в форме проблемно-деловой игры по теме: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных.
Организационный момент включает в себя приветствие, отметку отсутствующих, проверку готовности к занятию (наличие халатов, тетрадей, ручек).
Проблемно-деловая игра начинается с доигрового этапа: подготовка оборудования, подготовку и оснащение рабочих мест, проведение аутотренинга с помощью карточек «барометр настроения».
Игровой этап включает актуализацию опорных знаний: сообщение темы и целей игры и установку на проведение игры.
Мотивация изучаемой темы проводится с обобщения и систематизации полученных теоретических знаний, используется блиц-опрос «лови ошибку». Студенты внимательно слушают преподавателя и ответы своих товарищей, исправляют и дополняют по ходу изложения материала и проверки уровня знаний.
Вопросы блиц-опроса.
Назовите способы фиксации крупного рогатого скота в положении стоя.
Перечислите инструменты, используемые для фиксации крупного рогатого скота.
Назовите основные этапы схемы ветеринарного исследования животных.
Что включает предварительное знакомство с животным?
Что обозначает собственное исследование?
Из чего складывается общее исследование?
Дайте определение «габитус»
Какие методы применяют для исследования слизистых оболочек, кожи, волосяного покрова, лимфатических узлов?
Как правильно измеряют температуру тела животного?
Назовите физиологические показатели температуры тела у крупного рогатого скота, лошади, свиньи?
Что включают в себя специальные исследования?
Какие клинические методы используют для исследования систем и органов животного?
Что входит в дополнительные методы исследования и для чего они проводятся?
Вступительное слово преподавателя начинается с обобщения темы, изложения плана проведения проблемно-деловой игры и критерий оценок за подготовку к практическому занятию.
В своей повседневной работе будущим специалистам, часто приходится самим проводить клиническое исследование, как больных, так и здоровых животных и от грамотности, аккуратности и умения будущего специалиста зависит правильность поставки диагноза, назначение эффективного лечения и исход болезни. Поэтому целью сегодняшнего занятия является закрепление теоретических знаний и приобретение умений и навыков по методике клинического исследования животных, их фиксации, применении методов общего и специального клинического исследования.
На следующем этапе занятия преподаватель отвечает на наиболее трудные вопросы студентов по теме.
Затем проводится вводный инструктаж, на котором преподаватель сообщает о правилах техники безопасности и производственной санитарии при работе с животными и инструментами, рассказывает о методике и правилах выполнения самостоятельной работы, формировании микро групп, распределении ролей.
Демонстрируются инструменты для фиксации и клинического исследования животных, применяемые во время работы и правила обращения с ними.
При распределении ролей «элементы ролевой игры» используется монологический метод. Создается микро группа из 4-5 человек. В каждой микро группе определяется роль ветеринарного врача, 2 ветеринарных фельдшера, техника по воспроизводству стада, санитара ветеринарного. Ветеринарный врач является лидером микро группы, он назначается преподавателем. Остальные роли могут распределить между собой сами члены микро группы. Студентам объясняется, как они должны зафиксировать животное при необходимости, в положении стоя, провести его клиническое исследование, строго соблюдая при этом схему исследования. Напоминается о своевременной обработке рук после проведения исследования всеми членами микро группы.
Условия игры.
1.Правильность, четкость, грамотность при решении проблемных ситуаций. Профессионализм. Оценивается по 5-ти бальной системе.
2.Активность, взаимовыручка, коллективизм при выполнении заданий /0,5/.
3.Соблюдение правил фиксации /1/
4.Соблюдение порядка выполнения схемы клинического исследования /1/
5.Аккуратность при выполнении заданий, культура рабочих мест /0,5/.
6.Соблюдение техники безопасности, личной гигиены и производственной санитарии /1/.
7.Соблюдение дисциплины во время занятия /0,5/.
8.Гуманизм по отношению к животным /0,5/.
Максимальное количество баллов 8,5.
Особое внимание обращается на том, что студенты могут решать свои проблемные ситуации сообща, споря, убеждая, приходя к общему мнению (взаимообучение).
Создание ситуации проводится монологически методом «мозговой штурм». Для клинического исследования предложено 4 коровы, три из которых условно больны. Каждый ветеринарный врач микро группы получает конверты с карточками-заданиями. В каждой карточке-задании дано 7 ситуаций, которые необходимо выполнить каждой микро группе:
I.Зафиксировать животное, в положении стоя, используя необходимые инструменты.II.Провести клиническое исследование животного согласно схеме:
1).Собрать сведения об исследуемом животном (записать данные регистрации и анамнеза о животном);
2). Провести собственное исследование (записать данные общих методов исследования животных):
а) используя общие методы исследования (осмотр, пальпация) изучить габитус, состояние видимых слизистых оболочек, волосяного покрова, кожи и подкожной клетчатки, лимфатических узлов;
3) Измерять температуру тела;
4) Исследование систем (записать данные исследования систем и органов):
а) сердечно-сосудистой;
б) дыхательной;
в) пищеварительной;
г) мочеполовой;
д) нервной
5). При необходимости применить дополнительные методы исследования (записать данные о применяемых дополнительных методах исследования).
6). Поставить диагноз.
7). Заполнить план клинического исследования животного.
Занятие провожу со студентами 3 курса ветеринарного отделения.
При подборе темы: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных было учтено, что студентами изучены такие дисциплины как «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных», «Основы акушерства», «Основы эпизоотологии», МДК. 01.01., что очень важно при выполнении заданий-ситуаций.
Проигрывание ситуаций проводится с применением разноуровневых самостоятельных заданий, задания по кругу, «учебные станции», заполнение тест-карточек, что позволяет студентам проявлять самостоятельность, творческий поиск, развивает логическое мышление, умение решать создавшиеся ситуации.
Каждая микро группа на рабочих местах 1,2,3,4 проводит фиксацию животного, его клиническое исследование согласно схеме. При исследовании отдельных систем организма животного студенты подробно отмечают состояние каждой из них и особенно выделяют отклонения от физиологической нормы. При выяснении этиологии болезни студенты должны определить возможные причины и предрасполагающие факторы.
Работа выполняется всеми членами микро группы под руководством лидера-врача, который фиксирует правильность выполнения способа фиксации, умения применения общих методов клинического исследования: осмотра, перкуссии, пальпации, аускультации, измерение температуры тела животному, умение пользоваться инструментами при выполнении исследования.
Переход на рабочие места происходит по мере выполнения каждой микро группой своего задания (учебные станции). Каждая микро группа, проведя полное исследование животного, ставить диагноз и делает соответствующие записи по своему заданию и переходит на следующее рабочее место (задания по кругу, разноуровневые самостоятельные задания). После чего студенты возвращаются на свои исходные рабочие места.
Схема передвижения микро групп по рабочим местам.
При выполнении заданий, преподаватель совместно с лидерами микро групп обращает внимание на то, как студенты обращаются с животными, фиксируют их, проводят клиническое исследование.
Послеигровой этап проводится по окончании работы. Каждая микро группа заполняет тест-карточки, план клинического исследования на одно из животных. Результативность и правильность заполнения оценивается лидерами и членами каждой микро группы (взаимопроверка).
По окончании выполнения самостоятельных заданий лидеры-врачи (или по выбору члены микро группы) рассказывают об исследуемом животном, анализируют свой план клинического исследования: отмечают ненормальности на поверхности тела, в положении животного, состояние видимых слизистых оболочек, лимфатических узлов, изменения температуры тела, изменения (или норма), полученные при исследовании систем и органов, ставят окончательный диагноз. При проведении дополнительных методов исследования проводят обоснование выбранного метода. Участники других микро групп внимательно слушают, делают замечания или исправления по ходу исследования, вносят свои предложения и свое заключение. При разногласии в постановке диагноза по тому или иному заданию лидерами-врачами проводится дополнительное исследование с целью уточнения диагноза.
Контроль знаний студентов проводится по карточкам взаимопроверки - «мозговой штурм» (студентам микро групп раздаются карточки с вопросами по схеме: все, все; по выбору; делегат, доверие, экзаменатор).
«ВСЕ, ВСЕ» - на вопросы отвечают все члены микро группы;
«ВЫБОР» - лидер МГ для ответа на вопрос выбирает одного члена своей группы;
«ДЕЛЕГАТ» - члены микро группы для ответа на вопрос выбирают делегата;
«ЭКЗАМЕНАТОР» - для ответа на вопрос преподаватель сам выбирает студента;
«ДОВЕРИЕ» - члены микро группы право на ответ доверяют любому члену группы.
Домашнее задание: заполнение рабочей тетради согласно выполненным заданиям.
Оценка знаний проводится лидерами микро групп. Каждый лидер оценивает работу своей микро группы и каждого ее участника. Отмечает ошибки, неточности, выделяет наиболее удачные моменты в решении проблемных ситуаций, дает предварительную оценку качества работы микро группы.
При подведении итогов и оценке реализации занятия учитываются выступления лидеров микро групп, проводится анализ работы каждой микро группы, качество выполнения тест-заданий и заполнение плана клинического исследования животного каждой микро группой, оцениваются знания, умения и навыки. В ходе игры учитывались не только знания темы, но и аккуратность в работе, дисциплина, соблюдение правил по технике безопасности, творческий подход к решению задач.
Наибольшее количество баллов имеет микро группа № …, работа, которой оценивается «5»; второе место заняла микро группа №…, оценивается «4» и т.д.
Заключительный инструктаж завершается кратким выступлением преподавателя, уборкой рабочих мест, инструментов и оборудования.
Занятие завершается оценкой психоэмоционального состояния студентов с применением «телеграмм», где студенты отмечают свое отношение к уроку. 99,9% студентов отмечают, что практическое занятие прошло на высшем уровне.
Заключение
Методическая разработка занятия по УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных тема: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных
посвящена практическим, методическим и дуальным особенностям обучения по ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных и адресовано преподавателям и студентам средних специальных учебных заведений.
В методической разработке рассматривается тема, касающаяся проведению клинической диагностики различных органов и систем сельскохозяйственных животных с использованием общих, специальных и дополнительных методов исследования, заполнение плана клинического исследования с последующей постановкой диагноза.
На занятии использованы элементы ролевой игры, «мозгового штурма»
что открывает новые возможности совершенствования умений и навыков. Изучение темы Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных дает возможность размышления и участия в создании элементов практического занятия, что способствует повышению интереса к изучаемому междисциплинарному комплексу.
В методической разработке отражен тип урока: закрепление и совершенствование умений и навыков, формы организации практического занятия – проблемно-деловая игра, формы обучения – групповая, индивидуальная; использование нетрадиционных методов обучения на разных этапах урока.
Занятие включает три этапа игры: доигровой, игровой и послеигровой.
Доигровой этап заключается в подготовке методологического, психологического и игротехнического обеспечения игры (подготовка оборудования, инструментов, оснащения рабочих мест, проведение аутотренинга).
Игровой этап (собственно игра) включает установку на проведение игры и ее цели. На этом этапе вводится игровой режим работы посредством проведения учебных деловых игр, в ходе которых выясняется «дерево проблем» игры, идет углубленное изучение поставленных перед каждой микро группой проблем.
Применение на занятии по учебной практике элементов ролевой игры, «мозгового штурма» позволяет осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе со студентами, владеющими разной степенью освоения учебного материала; обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации; соревнование между микро группами в ходе формирования продукта игры.
Благодаря коммуникативным отношениям, наглядности, соревнования между микро группами студенты вовлекаются в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание темы.
В послеигровом этапе идет доработка документации и отслеживание результатов игры.
В методической разработке темы Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных
содержатся задания, рассчитанные как на коллективную деятельность, так и на индивидуальную: схемы, тест - задания, таблицы, карточки-задания, которые позволяют активировать процесс обучения и воспитания студентов.
Таким образом, предлагаемая методическая разработка призвана помочь студентам и преподавателям в самообразовании и получении современной информации по весьма сложной и разносторонней теме.
Список использованной литературы
Основная:
Кондрахин И.Г. Внутренние незаразные болезни животных /учебник для студентов средних специальных учебных заведений- М.: КолосС, 2010
А.М. Смирнов Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных /учебник для студентов средних специальных учебных заведений – Л: Колос. 2009
А.Ф.Кузнецов Практикум по незаразным болезням для оператора по ветеринарной обработке /учебники и учебные пособия для кадров массовых профессий – М: Агропромиздат. 2008
Дополнительная:
Б.М. Анохин Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных /учебник для студентов средних специальных учебных заведений – М:. Колос. 2006
А.Ф.Кузнецов Практикум по внутренним незаразным болезням животных / учебник для студентов средних специальных учебных заведений – М: КолосС, 2001
И.П.Краснов Практикум по внутренним незаразным болезням сельскохозяйственных животных /учебники и учебные пособия для техникумов – М: Агропромиздат, 1988
Интернет-ресурсы:
Энциклопедия животноводства - http://zhivotnovodstvo.net.ruПопулярные разделы: все для студентов- www.twirpx.comУчебные презентации - www.present.griban.ruСеминары для ветеринарных специалистов - www.vet.ruЭлектронная библиотека: книги - www.razym.ru./category/animalsmed/Рецензия
Методическая разработка занятия по УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных тема: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных
разработана преподавателем ветеринарных дисциплин ОГАОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум» Коцаревой Е. М.
Методическая разработка занятия составлена в соответствии с ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных специальности 111801 «Ветеринария».
В методической разработке рассматривается тема, касающаяся изучению основных вопросов общей клинической диагностики различных органов и систем сельскохозяйственных животных.
Методическая разработка отражает методы обучения, которые могут быть самыми разнообразными, однако все они позволяют понять, как учить современного студента, как развивать его способности, формировать обще учебные умения и навыки; формы обучения – групповая, индивидуальная; тип урока - совершенствование умений и навыков; формы организации образовательного процесса – проблемно-деловая игра; средства обучения – рабочие тетради, учебные пособия, инструменты и оборудования для проведения занятия по учебной практике. Использование современных методов и средств обучения повышает значимость самостоятельной работы студентов.
Методическая разработка раскрывает методику изучения темы через реализацию системного подхода в обучении студентов. Она составлена в соответствии с требованиями оптимизации учебного процесса и ориентирована на активные нестандартные формы и методы обучения.
В качестве активного метода практического обучения профессиональной деятельности на занятии использована проблемно-деловая игра. Преимущество ПДИ состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры.
Преподаватель перед студентами ставить дидактическую цель в форме игровой задачи, при этом учебная деятельность подчинена правилам игры и элементу соревнований.
Проблемно-деловая игра направлена на развитие у студентов коммуникативных отношений, умения анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе ее развиваются творческое мышление и профессиональные умения специалистов, деятельность которых, в конечном счете, сводится к принятию решений. Участники игры могут показать не только профессиональные знания и умения, но и эрудированность, решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко, зависит исход игры.
Проблемно-деловая игра в сопровождении активных форм и методов обучения – «мозговой штурм», элементы ролевой игры, «урок открытых мыслей», позволяют студентам углубить знания, полученные ранее, создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся. Использование на занятии учебной практики нетрадиционных элементов позволяет перерабатывать, осмыслять, оценивать большой поток современной информации, позволяющей обеспечить глубокую фундаментализацию и гуманитаризацию образования, высокий уровень научно-практической подготовки специалистов, а также свободное развитие личности и приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации.
Методическая разработка темы Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных
содержит задания, рассчитанные как на коллективную деятельность, так и на индивидуальную: схемы, тест - задания, таблицы, карточки-задания, которые позволяют активировать процесс обучения и воспитания студентов.
Методическая разработка занятия по учебной практике предназначена для студентов специальности 111801 «Ветеринария», но вместе с тем она может быть полезна всем преподавателям, интересующихся методикой преподавания в средних сельскохозяйственных учебных заведениях.
Рецензент: ________________ Г. Н. Мацай, преподаватель ветеринарных дисциплин ОГАОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум»
Приложения
Приложение 1
Вопросы блиц-опроса.
Назовите способы фиксации крупного рогатого скота в положении стоя.
Перечислите инструменты, используемые для фиксации крупного рогатого скота.
Назовите основные этапы схемы ветеринарного исследования животных.
Что включает предварительное знакомство с животным?
Что обозначает собственное исследование?
Из чего складывается общее исследование?
Дайте определение «габитус»
Какие методы применяют для исследования слизистых оболочек, кожи, волосяного покрова, лимфатических узлов?
Как правильно измеряют температуру тела животного?
Назовите физиологические показатели температуры тела у крупного рогатого скота, лошади, свиньи?
Что включают в себя специальные исследования?
Какие клинические методы используют для исследования систем и органов животного?
Что входит в дополнительные методы исследования и для чего они проводятся?
Приложение 2
Перечень и описание рабочих мест УП.02.01 Диагностика заболеваний сельскохозяйственных животных
Тема: Организация проведения клинической диагностики различных систем и органов у сельскохозяйственных животных
РАБОЧЕЕ МЕСТО 1 (здоровое животное)
I.Зафиксировать животное, в положении стоя, используя необходимые инструменты.II.Провести клиническое исследование животного согласно схеме:
1).Собрать сведения об исследуемом животном;
2). Провести собственное исследование:
3) Измерять температуру тела;
4) Исследование систем:
5). При необходимости применить дополнительные методы исследования
6). Поставить диагноз.
7). Заполнить план клинического исследования
РАБОЧЕЕ МЕСТО 2-4 (условно больное животное)
I.Зафиксировать животное, в положении стоя, используя необходимые инструменты.II.Провести клиническое исследование животного согласно схеме:
1).Собрать сведения об исследуемом животном;
2). Провести собственное исследование:
3) Измерять температуру тела;
4) Исследование систем:
5). При необходимости применить дополнительные методы исследования
6). Поставить диагноз
7). Заполнить план клинического исследования
Итого 4 рабочих мест.
Каждая микро группа имеет 5 рабочих мест. Задания выполняются внутри каждой микро группы. В состав микро группы входят 4-5 человек, каждый из которых выполняет поочередно все задания, указанные в карточке. Следовательно, переход на рабочие места идет внутри микро группы.
Затем идет переход микро групп на рабочих местах в следующем порядке:
I. рабочее место – 1,4 3,2
II. рабочее место – 1,2,3,4,
III. рабочее место – 4,3,2,1
IY. Рабочее место – 3,2,1,4
Все рабочие места обеспечены животными, инструментами для клинического исследования: плессиметры, перкуссионные молоточки, стетофонендоскопы, стетоскопы; инструменты для фиксации: веревки, носовые щипцы, зевники. Для обработки рук готовится 0,5% раствор аммиака и раствор перманганата калия 1:1000; 5% спиртовая настойка йода, вата, бинт, полотенце, мыло, перчатки акушерские.
Приложение 3
Схема исследования животного.
Предварительное знакомство с животным:
а) регистрация животного;
б) сбор анамнеза.
11. Собственное исследование.
А. Общее исследование:
1) – определение габитуса животного;
2) – исследование видимых слизистых оболочек;
3) – исследование волосяного покрова, кожи и подкожной клетчатки;
4) - исследование лимфатических узлов;
5) – исследование температуры тела.
Б. Специальное исследование.
1) – сердечно-сосудистой системы;
2) – дыхательной системы;
3) – пищеварительной системы;
4) – мочеполовой системы;
5) – нервной системы;
6) – системы крови.
В. Дополнительные исследования.
1) – рентгенологические;
2) – биохимические;
3) – бактериологические;
4) – серологические;
5) – аллергические;
6) – ректальное;
7) – вагинальное.
Приложение 4
Карточка-задание.
I.Зафиксировать животное, в положении стоя, используя необходимые инструменты.II.Провести клиническое исследование животного согласно схеме:
1).Собрать сведения об исследуемом животном;
2). Провести собственное исследование:
а) используя общие методы исследования (осмотр, пальпация) изучить габитус, состояние видимых слизистых оболочек, волосяного покрова, кожи и подкожной клетчатки, лимфатических узлов;
3) Измерять температуру тела;
4) Исследование систем:
а) сердечно-сосудистой;
б) дыхательной;
в) пищеварительной;
г) мочеполовой;
д) нервной
5). При необходимости применить дополнительные методы исследования
6). Поставить диагноз
7). Заполнить план клинического исследования
Приложение 5
Тест – задания 1. Дать описание способов методов фиксации крупного рогатого скота в стоячем положении:
Вид животного Способы фиксации Методы фиксации
Крупный рогатый скот Тест – задания 2. Опишите основные показатели при общих методах клинического исследования животных.
Общие методы клинического исследования животных Основные показатели общих методов клинического исследования животных
Осмотр Пальпация Перкуссия Аускультация Тест – задания 3. Дать описание методов исследования и показателей определения свойств волосяного покрова, кожи и подкожной клетчатки.
Ткани и органы Методы исследования Показатели определения физиологических свойств
Волосяной покров, кожа и подкожная клетчатка Показатели определения патологических изменений
Волосяной покров, кожа и подкожная клетчатка Тест – задания 4. Дать описание методов исследования и показателей определения свойств видимых слизистых оболочек
Ткани и органы Методы исследования Показатели определения физиологических свойств
Видимые слизистые оболочки Показатели определения патологических изменений
Видимые слизистые оболочки Тест – задания 5. Дать описание методов исследования и показателей определения свойств подкожных лимфатических узлов
Ткани и органы Методы исследования Показатели определения физиологических свойств
Подкожные лимфатические узлы Показатели определения патологических изменений
Подкожные лимфатические узлы Тест – задания 6. Внесите данные суточного количества мочи
Вид животного Суточное количество выделяемой мочи в норме
Крупный рогатый скот Суточное количество выделяемой мочи при патологии
Крупный рогатый скот Тест – задания 7. Запишите данные габитуса крупного рогатого скота
положение тела __________________________________________________________________________________________________________________________________
телосложение __________________________________________________________________________________________________________________________________
упитанность __________________________________________________________________________________________________________________________________
темперамент __________________________________________________________________________________________________________________________________
конституция __________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест – задания 8. Сделайте запись предварительного ознакомления с животным.
регистрация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
анамнез ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
Таблица 1
Заполнить таблицу показателей температуры, пульса, дыхания у крупного рогатого скота
Вид животного Физиологические показатели
температура пульс дыхание
Крупный рогатый скот Патологические показатели
температура пульс дыхание
Крупный рогатый скот Таблица 2
В предложенную таблицу записать данные исследования системы органов дыхания по следующим параметрам:
Показатели Крупный рогатый скот
Форма грудной клетки Тип дыхания Частота дыхания Ритм дыхания Носовые истечения Слизистая оболочка носовой полости Придаточные полости носа Гортань и трахея Перкутанные границы легких Шумы в легких Таблица 3
В предложенную таблицу записать данные исследования сердечно-сосудистой системы по следующим параметрам:
Показатели Крупный рогатый скот
Область сердечного толчка Перкутанные границы сердца Тоны сердца. Артериальный пульс Вены и венный пульс Таблица 4
В предложенную таблицу записать данные исследования системы пищеварения по следующим параметрам:
Показатели Крупный рогатый скот
Приема корма и воды Ротовой полости Глотки Пищевода Живота Преджелудки: рубец сетка книжка сычуг Желудок Кишечник Печень Таблица 5
В предложенную таблицу записать данные исследования мочеполовой системы по следующим параметрам:
Показатели Крупный рогатый скот
Почки Мочевой пузырь Моча: количество цвет прозрачность консистенция запах Яичники Яйцеводы Матка Влагалище Наружные половые органы Молочная железа Таблица 6
В предложенную таблицу записать данные исследования нервной системы по следующим параметрам:
Показатели Крупный рогатый скот
Поведение Череп Позвоночный столб Органы чувств: зрение слух Чувствительность: тактильная болевая Двигательная сфера: состояние мышечного тонуса координация движений Рефлексы: кожные слизистые Приложение 7
График
оценки и анализа работы микро групп.
№ п/п Условия игры Мг № 1 Мг № 2 Мг № 3 Мг № 4
1. Правильность, четкость, грамотность при решении проблемных ситуаций /5 баллов/ 2. Активность, взаимовыручка, коллективизм при выполнении заданий /0,5 баллов/ 3. Соблюдение правил фиксации /1/ 4. Соблюдение порядка выполнения схемы клинического исследования /1/ 5. Аккуратность при выполнении заданий /0,5 баллов/ 6. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены /0,5 баллов/ 7. Соблюдение дисциплины во время занятия /0,5 баллов/ 8. Гуманизм по отношению к животным /0,5 баллов/ Всего 9,5 баллов. Приложение 8
Вопросы взаимопроверки:
1.Назовите методы фиксации крупного рогатого скота.
2.В чем заключаются правила личной гигиены и техники безопасности при работе с животными.
3. Перечислите общие методы исследования животных.
4. С какой целью применяют пальпацию, каковы ее разновидности?
5.Для чего используют перкуссию? Назовите виды перкуссии.
6.Для чего проводится аускультация. Назовите аускультации.
7. Какие вопросы включает регистрация животного.
8. Что понимают под габитусом?
9. Назовите физиологические показатели состояния кожи и шерстного покрова.
10.Назовите патологические изменения кожи.
11.По каким показателям оценивают состояние конъюнктивы?
12. Какие поверхностные лимфатические узлы исследуют у крупного рогатого скота?
13.Показателт температуры тела у здоровых животных.
Приложение 9
ТЕЛЕГРАММА
КОМУ:
ТЕКСТ (мое отношение к занятию):