Педагогический проект Применение опорных конспектов на уроках физики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Волостновка
муниципального района Кугарчинский район
Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Пути оптимизации изучения школьного курса физики в современных условиях»
Выполнил учитель физики:
Баянов Азат Гафурьянович
с. Волостновка, 2012 год
Содержание:
Пояснительная записка
Обоснование актуальности темы проекта.
Цели и задачи проекта.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Гипотеза.
Этапы реализации проекта.
Срок реализации проекта.
Ресурсы.
Ожидаемые результаты.
Теоретическое обоснование проекта
Технология активного обучения по опорным схемам и конспектам на уроках физики.
Применение информационно-коммуникативных технологий.
Создание необходимого типа отношений на уроке.
Осуществление различных форм постоянного контроля выполненной работы.
3. Результаты проекта
3.1. Мониторинг качества знаний обучающихся.
Обобщение и трансляция опыта.
Выводы.
Литература.
Приложение.
1. Пояснительная записка
1.1. Обоснование актуальности темы проекта.
В современных условиях резко возрос спрос на рынке труда на специалистов с техническим образованием, в подготовке которых физика играет творческую роль. В.В.Путин в своем предвыборном выступлении отметил, что рост экономики России видит в освоении новых технологий, таких как нанотехнологии, освоения новых материалов, переход экономики от сырьевой базы к современным инновационным высокотехнологическим процессам, что приведет к резкому скачку экономики страны, что должно непосредственно сказаться и на благосостояния всего населения.
В последние годы, по словам преподавателей Вузов, снизился уровень подготовки абитуриентов технических вузов, хотя престиж этих специальностей всё выше и выше. Этого и следовало ожидать, ведь в базовой школьной программе физики и химии отводятся по 2 часа в неделю, т.е. это означает обучение естественных наук должно быть на уровне «гуманитариев», где не предусматривается решение задач. Таким отношением системы образования к предметам естественного цикла, закрываются двери технических вузов многим талантливым ученикам, особенно малокомплектных школ, где нет возможности открывать профильные классы для углубленного изучения физики и успешной подготовки к ЕГЭ.
В связи с этим перед учителями физики с базовой программой обучения стоит острый вопрос, как качественно подготовить выпускников к успешной сдачи ЕГЭ, искать пути оптимизации обучения, находить методы, новые технологии. Для нас, учителей такие отговорки как «у нас всего два часа», «нет времени», «нам за это не платят» непростительны, ведь ученик не виноват, что он не может учиться в профильных классах. Поэтому данную тему я считаю очень актуальной. За 20 лет работы, мне кажется, я накопил много интересного в оптимизации обучения, результаты которого вижу в выпускниках. Поэтому, думаю, я на правильном пути и этими методами хочу поделиться.
1.2. Цели и задачи проекта.
Цель:
Поиск оптимальных путей изучения физики в современных условиях с целью качественной подготовки выпускников к ЕГЭ
Основные задачи:
Привить любовь к предмету и уважению к учителю.
Повысить мотивацию в изучении одного из сложнейших предметов.
Развить интеллектуальные и творческие способности в процессе решения задач и самостоятельного приобретения новых знаний в ходе подготовки опорных конспектов, кроссвордов, компьютерных презентаций.
Подготовить морально учащихся к ЕГЭ воспитать у них уверенность и надежду в будущее.
Развивать навыки в использование приобретенных знаний умений их для решений практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиту окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в обществе.
Изучить влияния развития личности на оптимизацию обучения
1.3. Объект исследования.
Объектом исследования являются учащиеся 10-11 классов Волостновской, Воскресенской, Худайбердинских средних школ, а также коллеги по работе.
Результаты исследования взяты за последние 2 года; а именно: 2009-2010 уч.год и 2010-2011 уч.год.
Продолжается в Воскресенской и Худайбердинской СОШ в 2011-2012 учебном году.
1.4. Предмет исследования.
Предметом исследования является влияние блочного метода подачи материалов, составление опорных конспектов, применение ИКТ и психологического морального настроя учащегося на оптимальное изучение физики.
1.5. Гипотеза.
Применение блочного метода подачи материала, обобщения материала путем составления опорных конспектов и кроссвордов, применение ИКТ, настрой учащихся на самостоятельный и творческий подход к изучению физики, а так же авторитет личности учителя приведут повышения качества обучения и благоприятно скажется в дальнейшей жизни выпускников.
1.6. Этапы реализации.
I этап подготовительный:
а) предварительная диагностика объекта исследования;
б) изучение и отбор существующих методик оптимизации учебного процесса;
в) разработка диагностического материала по алгоритмам, темам и т.п.;
г) составление плана реализации проекта;
II этап практический:
1. Определение содержания учебного материала.
2. Выбор форм и методов организации труда с целью мотивации обучения.
3. Обеспечение обучающихся средствами труда и стимулирование их деятельности.
4.Создание необходимого типа отношений на уроке.
5.Осуществление различных форм постоянного контроля выполненной работы.
III этап заключительный:
1. Мониторинг качества знаний и творческой компетентности обучающихся.
2. Результаты проекта оформляются в виде отчетов, рекомендаций.
3. Трансляция опыта на конференциях, круглых столах, семинарах, заседаниях районного методического объединения учителей физики.
1.7. Срок реализации проекта: 2 года
1.8. Ресурсы проекта: наличие кабинета, оборудованного компьютером, проектором, компьютерная измерительная лаборатория, доступ в Интернет.
1.9. Ожидаемые результаты.
Повышение качества знаний обучающихся по физике.
Развитие творческой компетентности выпускников школы:
- Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- Приобретение учащимися знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Теоретическое обоснование проекта
2.2. Технология активного обучения по опорным схемам и конспектам на уроках физики.
Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова. В основу данной методики положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах.
К.Д.Ушинский писал: "Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы".
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.
Облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному помогут опорные сигналы конспекты.
Опорный сигнал по Шаталову - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов".
Применение опорных конспектов помогает решить следующие задачи:
-активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;
-формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
-развивать умение видеть большую тему в целостном виде;
-повышать интерес к изучаемому материалу.
Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных конспектов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
-Блочное модульное построение учебного материала;
-Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
-Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
-Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
В своей работе я применяю опорные конспекты на уроках физики. Для удобства применения опорных конспектов я использую мультимедийную презентацию, навигация по которой осуществляется с помощью гиперссылок. Поэтому на уроке можно найти конспект по любой теме в считанные минуты. Опорный конспект проектируется на экран. Также я раздаю школьникам опорные конспекты на парты. В дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию презентаций с опорными конспектами и использованию их на уроках физики. Применяю опорные конспекты во всех классах.
Применение информационно-коммуникативных технологий.
В ходе работы над проектом мною было прочитано и проанализировано много статей, научно-популярной литературы, посвященной использованию ИКТ в учебном процессе. Роль ИКТ в образовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ.
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
По данным исследований в памяти человека остается ј часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, Ѕ часть увиденного и услышанного, ѕ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Интерактивное обучение школьников. Методические приемы. Способы организации деятельности учащихся.
Интерактивная модель обучения от inter-взаимный и act-действовать характеризуется интенсификацией учебного процесса, навыками взаимной работы – деятельность, контроль, помощь, оценка, рефлексия. Все 4. 4. оказываются вовлеченными в процесс познания, обучения и развития, существует возможность обмена идеями и способами деятельности.
Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением.
Интерактивная методика строится на взаимодействии между участниками учебного процесса как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Одно из главных направлений в интерактиве занимает групповая и коллективная деятельность .
Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать:
( Изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
( Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач.
( Стимулировать самостоятельность выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Реализовать личностно-ориентированный подход мне помогают информационно-коммуникационные технологии, позволяющие:
( Сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров.
( Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях.
( Индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
( Раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки.
( Самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
( Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.
( Повысить эффективность урока, сделать урок более динамичным, увлекательным. Интерактивная доска улучшает восприятие материала. Работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии, а также преподносить новую информацию, стимулировать обсуждение темы и процесс выдвижения новых идей.
( Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность, в их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности, они позволяют достичь свободы творчества участников образовательного процесса.
В ходе проведения эксперимента использовала следующие методы исследования:
( Изучение психолого-педагогической характеристики обучающихся (совместно с психологом) данный вид работы помог мне ориентироваться на каждого ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития, а также создать условия, облегчающие процесс обучения).
( Диагностика результативности умений и навыков каждого обучающегося и класса в целом по каждой изученной теме (анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом, это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении физике, через решенную им самим задачу).
( Анкетирование обучающихся и их родителей (с целью выявления потребности в использовании новых информационных технологий)
Плюсы обучения с использованием компьютера:
обучающийся может вернуться к предыдущему компоненту
индивидуализация обучения
увеличение скорости и качества усвоения материала
увеличение практической ценности получаемых знаний
Использование компьютера на уроках физики наиболее эффективно
При проведении повторения
При изучении нового материала
При проверке фронтальных самостоятельных работ
При решении задач обучающего характера
При организации исследовательской деятельности
Мой кабинет оснащен интерактивной доской, которая предоставляет уникальную возможность для работы и творчества и легка в управлении, т.к. достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Преимущества использования интерактивной доски:
( Обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
( Развитие мотивации благодаря разнообразному увлекательному использованию ресурсов.
( Возможность для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
( Обеспечение хорошего темпа урока.
( Возможность сохранения использованных файлов для организации повторения изученного материала.
( Упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов.
( Многократное использование разработанных материалов.
( Стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Выводы:
1. Проанализировано состояние проблемы использования ИКТ в учебном процессе в психолого-педагогической, научно-методической литературе.
2. Установлено, что важнейшими показателями психолого-педагогических особенностей обучающихся является:
-характер мыслительной деятельности,
-характер познавательной деятельности,
-степень руководства учителя деятельностью обучающихся.
3. Определены конструктивные особенности применения ИКТ для создания условий самостоятельной деятельности обучающихся на уроке физики.
4. Установлено, что при обучении физике необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход.
5. Повысился интерес к предмету, показатели качества знаний повысились.
2.3. Создание необходимого типа отношений на уроке.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Как я уже отметил, на каждом уроке имеется чёткий план действий, руководствуясь им, я стараюсь направлять деятельность учащихся в нужное русло, делаю это посредством наводящих вопросов, указаний. Использую, в случае необходимости схемы и плакаты. Стараюсь проводить уроки в темпе, в атмосфере дружной, оживленной, творческой работы, эмоционального настроения, рационально используя фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации учебной деятельности.
3. Результаты проекта
3.1. Мониторинг качества знаний обучающихся.
Результаты успеваемости 10-11 класса за 2009-2010 и 2010-2011 учебный год
учебный год
класс
успеваемость
качество знаний
2009-2010
10
100%
75 %
2010-2011
11
100%
83 %
Работа с опорными конспектами влияет на рост качества знаний в 7- 11 классах. С 75% в 2009-2010 учебном году качество знаний увеличилось до 83% в 2010-2011 учебном году.
У старшеклассников постоянно повышается интерес к предмету. Это подтверждается ростом качества знаний и результатами ЕГЭ.
Учебный год
2009-2010 уч. г.
2010-2011 уч. г.
2011-2012 уч.г.
Средний балл
69
75
Обучающиеся заинтересованы в участии в олимпиадах различного уровня.
2010 год:
- Бурангулов И. – победитель муниципального этапа ВОШ, 8 класс;
-Кочерева А. – призер муниципального этапа ВОШ, 10 класс.
2011 год:
- Бурангулов И. – победитель муниципального этапа ВОШ, участник республиканского этапа ВОШ по физике и астрономии, 9 класс;
-Кочерева А. – призер муниципального этапа ВОШ, участник республиканского этапа ВОШ по физике , 11 класс.
Обобщение и трансляция опыта.
Результаты проекта оформляются в виде отчётов и рекомендаций. Обобщение опыта на конференциях, круглых столах, семинарах, заседаниях районного методического объединения учителей физики. В 2010 году на курсах ИРО РБ принимал участие в работе круглого стола, выступал на заседании РМО в августе 2011 года, в 2011 году провел открытый урок-«мастер класс» на заседании РМО учителей физики.
Выводы.
Применение опорных конспектов и ИКТ позволяет 60 % обучающихся чувствовать себя на уроках более уверенно. Увеличилось число обучающихся выбравших физику для сдачи ЕГЭ и ГИА.
Применение ОК и ИКТ способствует росту мотивации достижения успеха.
Если проводить уроки физики с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала, это способствует значительной интенсификации учебного процесса.
Учитывая загруженность современного учителя, можно порекомендовать воспользоваться мультимедийными новинками рынка. Сегодня их особенно много и, что самое приятное, увеличиваются их технические и дидактические возможности.
Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, а зачастую применение электронных образовательных программ на уроке требует больше времени, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедийных курсов помогает учащимся вникнуть более детально в те физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
5. Литература.
1. Акуленко В.Л. CD по физике глазами учителя физики. М.: Первое сентября. Физика. - 2003. - №22. - 11-16.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228.
3. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. С, 3-9.
4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. 128 с.
5. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.
6. Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.
7. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.
Приложение
13PAGE 15
13PAGE 141615