Календарно-тематическое планирование по литературе на 2016-2017 учебный год . 5 класс к учебнику Меркина Г.С.
Раздел, тема урока.
Кол-во
часов
Дата урока
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на
уровне УУД)
Оборудование
план
факт
1
Введение
Книга твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
1
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д)
Мифология
3
2
Рассказ о мифе и мифологии. Миф своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира
1
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением Подбор ключевых слов и словосочетаний.
3
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
4
Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове циклопов). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
1
Словесное рисование, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Из устного народного творчества
8
5
Истоки устного народного творчества, его основные виды . Загадки
1
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением, знать основные жанры УНТ
6
Пословицы, поговорки
1
Различать пословицы и поговорки
7
Пословицы, поговорки. Кубанов. Кубанские пословицы и поговорки
1
8
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.
1
Различать сказки волшебные, бытовые и о животных. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
9
Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках
1
Высказывать и обосновывать свою точку зрения, определить личностные ориентиры
10
Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок
1
Различать сказки волшебные, бытовые и о животных. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
11
Сказки народов России Падчерица
1
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
12
Вн. чтение. В мире русской народной сказки
1
Пересказывать сказки. Строить свое выступление в соответствии с коммуникативной задачей
Древнерусская литература
3
13
Создание первичных представлений о древнерусской литературе
1
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением
14
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань' хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (
1
Различные виды пересказа, характеризовать героя древнерусской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение по словарям
15
Вн. чтение. «Домострой».
1
Выразительно читать фрагмент произведения, соотносить содержание произведения с современностью
Басни народов мира
2
16
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал. Различные виды чтения, инсценировка
17
Ж.Д.Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. «Лисица и виноград».
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Различные виды чтения, инсценировка
Русская басня
5
18
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Основные темы басен. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса»
1
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением Устные высказывания
19
М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...»
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Читать по ролям
20
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Читать по ролям
21
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк на псарне» «Свинья под Дубом», «Волк и ягненок» Сатирическое и нравоучительное в басне
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал. Читать по ролям, строить устное высказывание
22
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
1
Определять тему, проблемы в произведениях, выразительно читать. Читать по ролям
Из русской литературы 19 века
37
А.С. Пушкин
6
23
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».
1
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Подбирать и обобщать дополнительный Материал
24
Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога».
1
Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму)
25
«Сказка о мертвой царевне и о семи бога тырях». «Пушкинская сказка прямая наследница народной».
1
Определять принадлежность произведения определенному жанру, делать выводы об особенностях литературной сказки и её связях с народной сказкой
26
Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».
1
Определять идею сказки, характеризовать героя по плану
27
Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.
1
Определять принадлежность произведения определенному жанру, делать выводы об особенностях литературной сказки и её связях с народной сказкой
28
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Кубанов. Пушкин и Кубань Богатство выразительных средств.
1
Выразительно читать произведение, находить сказочные элементы, аргументировать собственное мнение
29
Поэзия XIX века о родной природе.
1
Видеть красоту родной природы, выразительно читать лирический текст
М. Ю.Лермонтов
5
30
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал, определять тему и идею произведения
31
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения
1
Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.) , определять художественное своеобразие произведения
32
Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Кубанов. Лермонтов на Кубани
1
Познакомиться с произведениями живописи, посвященных историческому событию, словесное рисование
33
Творческая мастерская.
Обучение анализу поэтического текста
1
34
Рифма, ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Двусложные и трехсложные размеры стиха
1
Н.В.Гоголъ
3
35
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
36
Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
37
Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
1
Высказывать и обосновывать свою точку зрения, определять нравственную позицию
И.С.Тургенев
7
38
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовинов в творческой биографии писателя
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал, уметь задавать вопросы к тексту
39
Рассказ «Муму». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
40
Образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа
1
Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.. Различать в произведении автора и рассказчика
41
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
1
Относить произведение к жанру рассказа по его признакам, говорить о красоте русского языка
42
Стихотворение в прозе «Два богача», «Воробей»
1
43-44
Р/р. Классное сочинение. Отзыв на эпизод или отзыв на стихотворение в прозе.
2
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
Н.А.Некрасов
5
45
Н.А.Некрасов . Детские впечатления поэта.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал, уметь задавать вопросы к тексту
46
«Крестьянские дети». Особенности композиции произведения
1
47
Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия
1
48
Стихотворение «Тройка». Тема, идея
1
Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею
49
Р.р. Письменный ответ на вопрос
1
Л.Н.Толстой
5
50
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа
1
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением Подбирать и обобщать дополнительный материал
51
Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
52
Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке
1
Высказывать и обосновывать свою точку зрения, характеризовать героя по плану , строить собственное суждение
53
Своеобразие сюжета. Речь персонажей. Отношение писателя к событиям
1
Относить произведение к жанру рассказа по его признакам. Различать в произведении автора и рассказчика.
54
P.p. Письменный ответ на вопрос: «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?»
1
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Писать сочинение -сравнительную характеристику двух героев.
А.П. Чехов
5
55
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал, задавать вопросы к тексту
56
Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. .
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
57
Жанровое своеобразие рассказа
1
58
Рассказ «Пересолил»: тема; приемы создания характеров и ситуаций;
1
Относить произведение к жанру рассказа по его признакам. Различать в произведении автора и рассказчика.
59
Вн. чтение. Юмористические рассказы АЛ.Чехова
1
Пересказывать сюжет рассказа Строить свое выступление в соответствии с коммуникативной задачей
Из литературы XX века
30ч
И. А.Бунин
4
60
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.
1
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Подбирать и обобщать дополнительный материал
61
Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении.
1
Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения
62
Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, характеризовать героя по плану
63
Рассказ «Подснежник». Выразительные средства создания образов.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, характеризовать героя по плану
Л.Н.Андреев
3
64
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче» Мир города в рассказе
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
65
Основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
1
66
Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
1
Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
А.И.Куприн
3
67
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал определять тему, идею, художественные особенности произведения
68
Рассказ «Золотой петух» . Тема, особенности создания образа.
1
69
Р/р. Классное сочинение по теме «Нравственные проблемы в творчестве писателей XX века/по выбору/».
1
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
А.А.Блок
2
70
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни Блока. Блоковские места. «Летний вечер»
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
71
Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
1
Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения
С.А Есенин
3
72
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму)
73
Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...».
1
74
«Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина
1
Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения
А.П.Платонов
3
75
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
76
«Цветок на земле». Образы главных героев; своеобразие языка.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, характеризовать героя по плану
77
Вн.чтение. Тайна заглавия художественного текста
1
Уметь сравнивать произведения по теме, идее, системе образов
П.П.Бажов
3
78
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Рассказывать сюжет прочитанного произведения
79
Приемы создания художественного образа
1
80
Р.р. Отзыв об эпизоде.
1
Н.Н. Носов.
2
81
.Н.Н. НОСОВ. Краткие сведения о писателе.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
82
Рассказ «Три охотника» : тема, система образов
1
83
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
84
Тема, идея рассказа; цельность произведении, взаимосвязь всех элементов повествования
1
Е.И. НОСОВ
2
85
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.
1
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
86
Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном
1
Родная природа в произведениях писателей XX века
3
87
Родная природа в произведениях писателей XX века: В.Ф. Боков, Н.М.Рубцов.
1
Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения
88
Родная природа в произведениях писателей XX века:Р.Гамзатов. В.Белов.
1
Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения
89
В.Г.Распутин. «Век живи -век люби»
Кубанов. Кубанские поэты XX века о родной природе
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции
Зарубежная литература
13
Д. ДЕФО
2ч
90
Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
91
Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
1
определять в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
Х.К. АНДЕРСЕН
2ч
92
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
93
Вн.чтение. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
М. ТВЕН
3ч
94
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
95
Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
96
Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
2ч
97
Ж. Рони-старший
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
98
Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека
1
Высказывать и обосновывать свою точку зрения
ДЖ. ЛОНДОН
2ч
99
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал
100
«Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
А. ЛИНДГРЕН
2ч
101
А. ЛИНДГРЕН. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
1
Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
102
Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок)
1
Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс Меркин Г.С. (102 часа)
15