Программа учебного курса Декоративно-прикладное творчество Воронежского края


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки и технологии
Протокол № 1
от «29» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
________ / Гриценко Т.С./
Приказ № 666
от « 30 » августа 2014 г.
Название программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА»
Направление художественно-эстетическое направление
развития личности школьника
Класс, возраст 6 «В» класс, 11-12 лет
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель технологии
Подстрешная Ольга Васильевна


пгт Подгоренский
2014 год
 Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план школы. При разработке программы «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края» был учтен уже имеющийся опыт работы и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Содержание программы «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории, краеведения) в освоении различных видов и техник искусства.
Интерес к декоративно-прикладному искусству, традиционной культуре, к обычаям, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.
Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «воронежскому роду нету переводу».
Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями. Понимать искусство человек учится всю жизнь, но его основы закладываются все-таки в детстве.
       По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Эта деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Рукоделие – это декоративно-прикладное искусство, которое является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Обращение к народному искусству – это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом. Обучение, построенное на основе программы, способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Актуальность программы - декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
       Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она предлагает познакомить детей с историей костюма, через изобразительное искусство и прикладное творчество, т.е. через изготовление куклы, украшений, аксессуаров и швейных изделий. Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 13 лет. Обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством Воронежского края, народными ремёслами и промыслами.          Цель программы - приобщение учащихся к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.
Задачи:
-знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края;
 - знакомство с бытом, нравами и обычаями;
 - освоение основ техники плетения из лозы, керамики, вышивания, изготовления игрушки и сувениров, изготовления национальных кукол;
– знакомство учащихся с традиционными народными ремеслами;
- создание условий для осознанного профессионального самоопределения;
- развитие фантазии и художественного вкуса;
- приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе);
- формирование специальных знаний по предмету (основы конструирования и технологии швейных изделий, основы дизайна).
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.
1. Обучающие задачи:
 - приобретение представлений декоративно-прикладного искусства Воронежского края; - усвоение элементарных знаний о быте и традициях ;
- изучение технике плетения из лозы, художественной керамике;
- изучение традиций и народных ремёсел;
- приобретение знаний о народной игрушке и способов ее изготовления;
-изучение русских народных промыслов.
2. Воспитывающие задачи:
- приобщение к народным и культурным ценностям, гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи ;
 - воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
3. Развивающие задачи:
- совершенствование интеллектуального потенциала личности;
- развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
- помощь в выборе возможных профессий.
Обучаемые знакомятся с русскими обережными куклами, видами ручных работ - вышивку простыми швами, крестом изготовление сувениров, плетение из бумажных трубочек, макраме, бисероплетение.
В конце учебного курса, как итог, проводится выставка изделий и защита исследовательского проекта.
 Методы и формы обучения.
 Для реализации программы используются следующие принципы обучения:
· наглядность;
· доступность;
· работа от простого к сложному;
· систематичность и последовательность;
· активность и самостоятельность;
· воспитание нравственных и эстетических чувств;
· прочное усвоение знаний, умений и навыков;
· учёт индивидуальных способностей.
 
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты обучения состоят:
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентации в сфере созидательного труда и материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Личностными результатами являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технике-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно -трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор «материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально; энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого- психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание программы.
1.Введение. Правила техники безопасности. ( 1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о содержании программы. Понятия «культура», «традиции», «ремёсла». Сходство и различие понятий.
2. Места проживания наших предков. Строительство жилища. (1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о строительстве древне-русского дома, о частях крыши и других элементах дома.
Практическая деятельность: эскиз древне-русского дома.
3. Быт и основные занятия русских людей. (1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о быте и основными занятиями русских людей.
Практическая деятельность: посещение музея русской избы.
4. Русские народные художественные промыслы.(1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о русских народных промыслах.
Практическая деятельность: творческое задание.
5. Плетение из бересты, лозы, соломки. (3 ч.)
Теоретические сведения: знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий.
Практическая деятельность: создание изделия в технике плетения.
6. Художественная керамика. (1ч.)
Теоретические сведения: знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий.
7. Вышивка и кружево. (2ч.)
Теоретические сведения: знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий.
Практическая деятельность: создание изделия в технике вышивка.
8. Русская самодельная игрушка.(2 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о тряпичных куклах, их функциях.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
9. Православные традиции Воронежского края.(1ч.)
Теоретические сведения: православные праздники и святые Воронежского края, святитель Митрофан, Тихон Задонский, Е.А. Болховитинов, история церквей и монастырей. Исследовательская работа.
10. Воронежский национальный костюм. (1ч.)
Теоретические сведения: традиционные костюмы, характерные для разных частей Воронежского края, костюм крестьян, помещиков и дворян, традиционный костюм Подгоренского края.
Практическая деятельность: Исследовательская работа. Создание элементов костюма.
11. Русский самовар и чаепитие на Руси. (1ч.)
Теоретические сведения: познакомить с историей русского чаепития.
Практическая деятельность: проведение чаепития.
12. Достопримечательности Воронежского края. (1 ч.)
Теоретические сведения: Виртуальное путешествие по достопримечательностям Воронежского края (Костёнки, Дивногорье, Белогорье, Костомарово, Хреновской конезавод, замок принцессы Ольденбургской, Павловский гранитный карьер и т.п.)
13. Защита исследовательских работ. (1ч.)
Практическая деятельность: защита исследовательских работ.
Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов Теоретич. Практич.
1. Вводное занятие. 1 1 -
2. Места проживания наших предков. Строительство жилища. 1 1 -
3. Быт и основные занятия русских людей. 1 1 -
4. Русские народные художественные промыслы. 1 - 1
5. Плетение из бересты, лозы, соломки. 3 1 2
6. Художественная керамика. 1 - 1
7. Вышивка и кружево. 2 1 1
8. Русская самодельная игрушка. 2 1 1
9. Православные традиции Воронежского края. 1 1 -
10. Воронежский национальный костюм. 1 - 1
11. Русский самовар и чаепитие на Руси. 1 1 -
12. Достопримечательности Воронежского края. 1 1 -
13. Защита исследовательских работ. 1 - 1
Итого 17 9 8
Контроль уровня обученности.
Учащиеся должны знать:
- историю декоративно-прикладного искусства Воронежского края;
 - овладеть основными приёмами и техникой различных видов рукоделия;
 - историю развития вышивки, шитья, плетения, керамики;
- соблюдать технику безопасности труда;
- знать простейшие виды ручных швов, применять их в изготовлении изделий;
 - изготавливать простейшие народные игрушки;
- уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры;
- изготавливать изделия несложной конструкции;
- иметь начальное представление о конструировании и моделировании;
 - развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца); - развивать общую координацию и мелкую моторику пальцев рук.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в особенностях русского народного костюма, знать и уважать традиции и ремёсла своего народа;
- уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры и куклы;
- изготавливать изделия несложной конструкции;
- должен уметь правильно выкраивать, соединять и оформлять изделие;
 - подбирать материал, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- самостоятельно изготавливать мягкую игрушку, создавая разнообразные выразительные образы. - проявлять аккуратность, бережливость, самостоятельность, фантазию, эстетический и художественный вкус;
- развить личностные качества; - владеть основными навыками ручной работы6 пользоваться иглой, техникой вышивки крестом, гладью, техникой плетения из бумажных трубочек;
- уметь самостоятельно изготавливать более сложные модели игрушек.
- активно участвовать в различных творческих конкурсах;
Формы подведения итогов и оценка результатов.
 Для качественного усвоения программы обучающиеся выполняют исследовательскую творческую работу.
В качестве формы контроля знаний применяется опрос, тест, творческие задания. В конце учебного курса на итоговом занятии каждый обучаемый представляет свою творческую работу. Проводится защита исследовательских творческих работ и выставка работ учащихся.
Список литературы
Основная литература:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Техноглогия. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). · Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
3. Сборник авторских программ дополнительного обр.детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2002. – 312с. · Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для педагогов и детей:
1. Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» / авт.-сост. Е.А. Гурбина, М.В.Гурко, С.А.Левина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 171 с.
2. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий / авт.-сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 107 с.
3. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.: ил.
4..Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская Дополнительная литература: 5. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).6. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994.
7. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке: Пособие для учителя. Воронеж, 1998.
8. Щербачев В. Куклы Горбачевой // Коммуна. 1994, 27 января.
9. Русский народный костюм: Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР: Альбом / Авт.-составитель Л.Н.Молотова. Л., 1984.
10. Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч.ред. Б.Я.Табачников. Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.-384с.
Интернет-ресурсы
http://www.ecorodinki.ru/voronezhskaya_oblast/karta/?site=rgrt3s58gg7k02mkk3pqq6elb0ЭкоРодники
http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm Воронежские страницы. Интересное и познавательное о Воронежском крае
http://www.patriotvrn.ru/ Календарь памятных дат Воронежского края (2012-2016 гг.)
http://www.vantit.ru/calendrical-and-ritual-poetry/447-kalendartnye-prazdniki-i-obrjady-voronezhskoj-oblasti.htmlВантит. Воронежский эколого-исторический сайт
http://pabovasa60.jimdo.com/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B/ Традиции и обряды Воронежского края
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm Российский этнографический музей
http://kraeved-vrn.livejournal.com/8939.html Краеведение Воронежской области
http://www.okrae.odbvrn.ru/chtoby-deti-znat-mogli-o-delakh-rodnoi-zemli/chem-slavitsya-voronezhskii-krai Детям о Воронежском крае