Консультация для родителей Игры для развития общего подражания
Игры для развития общего подражания
Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого.
Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно.
Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
Делаем зарядку!
Мама становится напротив ребёнка. Она предлагает ребёнку поиграть в игру. Мама выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:Давай делать зарядку! Я буду показывать, а ты повторяй за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны!
Теперь походим – топ-топ-топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем – прыг-скок!
После можно предложить ему поменяться ролями: «А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять». Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.
2. Птички.
Предложите ребёнку поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами: «Делай как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!» Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если малыш не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить его. Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: «Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот так! Предложите ребёнку разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно. Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели! Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.
3. Мишка косолапый.
Предложите ребёнку игру в мишку: «Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения!»
Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).
4. Ладошки.
Эта игра проводится сидя за столом: «Давай поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок, и показывать движения, а ты повторяй за мной!»
Ладошки вверх! (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)Ладошки вниз! (переворачиваем ладони)А теперь их на бочок! (ставим ладони на ребро)И зажали в кулачок! (зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как ребёнку сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда ребёнок хорошо освоит движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.
5. Поиграем на дудочке.
Предложите ребёнку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте ребёнку настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.
«Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!»
«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
6. Поиграем на балалайке.
Предложите ребёнку «поиграть» на балалайке. Перед началом игры покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее. «А теперь давай поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!». Изображаем игру на балалайке.
7. Позвеним колокольчиком.
Предложите ребёнку «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте ребёнку настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.«Давай позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше понравится ребёнку, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция: «Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давай позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН! А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяй за мной!»
8. Бьём в барабан.
Предложите ребёнку «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте ребёнку настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.«А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!» При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше понравится ребёнку, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:«Барабанить можно по-разному. Давай бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяй за мной!» Когда ребёнок хорошо запомнит игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа:«Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!»
9. Гости.
Постройте вместе с малышом домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка – КО-КО, собачка – АВ-АВ, кошка – МЯУ-МЯУ, коровка – МУ-МУ, гусь – ГА-ГА, утка – КРЯ-КРЯ, поросёнок – ХРЮ-ХРЮ и др. Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – МЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания. «Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадалась? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давай поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!» ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости… Побуждайте ребёнка повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце. Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малыша, сверните игру. Советую менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».
10. На! Дай!
Продемонстрируйте ребёнку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами: «НА, зайка, МЯЧИК! На!» Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Дайте малышу игрушки и предложите повторить игру. Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.
11. Куколка.
Дайте ребёнку куклу и предложите игру.«Куколка устала, она хочет спать. Давай уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!»Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Ребёнок повторяет за взрослым, укачивая свою куклу. Следите, чтобы малыш повторял интонацию напева.«Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует! Кукла «танцует и кланяется».«А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помоги своей куколке потанцевать и спеть песенку».При необходимости помогите ребёнку совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению ребёнка употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся:
ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.