О читательской сессии по рассказу А.Шастина Пример для подражания


Пример для подражания?!...(о читательской сессии в 6 классах)
«Заочная» встреча с сибирским писателем М.А.Шастиным для ребят превратилась в праздник. С его творчеством они знакомились впервые. И сделали для себя невероятное открытие: у Михаила Анатольевича есть рассказ о выборе примера для подражания. Он так и называется – «Пример для подражания».
По пониманию смысла этого рассказа у ребят прошла образовательная сессия. Вопросы, на которые они находили ответы, работая в группах с наставниками, были непростыми. Зачем автор написал этот рассказ? Каков смысл несёт название произведения? А что изменится в содержании, если «остановить» развитие событий?
Вот что пишут ученики о своих поисках и открытиях.
Шварценберг Дарья.
«Рассказ поучительный. Да, лицемерным быть плохо, некрасиво. И первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
Интересно выслушивать мысли других ребят, а затем показать результат своей работы через схему всему классу».
Валеева Татьяна.
«Читая рассказ, мы приобретаем опыт: не надо вести себя, как Борька, который плохому учил малышей во дворе. Ведь «как аукнется, так и откликнется». И Борьку проучили, чтобы он понял, как это неприятно делать пакости.
Я не встречалась с такими мальчиками, как Борька. А вот рассказчик мне понравился, он – пример для подражания».
Ахметшин Тимур.
«А.М.Шастин на простом примере, сравнивая поступки героев, хотел ещё раз напомнить нам, читателям, что такое ХОРОШО, и что такое ПЛОХО. Перед читателем встаёт выбор: творить исподтишка зло или бороться с ним. Я – на стороне рассказчика.
Мне очень понравилось работать в группе. Диалог с автором у нас состоялся. Выслушивая друг друга, мы учились слышать и понимать, анализировать и делать выводы. Каждый для себя. Я думаю, правильные».
Уланова Валерия.
«То, о чем идет речь в рассказе, имеет отношение и к нам, читателям. Разговор автор ведёт про то, что с нами происходит каждый день. Такой Борька может встретиться в любом дворе. А тем, кто рядом, нужно сделать выбор: остановить хулигана или присоединиться к его «играм». Остаться равнодушным или проучить невоспитанного мальчишку?
Сессия помогает ответить на многие вопросы. В то числе и на эти. Мы «входили» в рассказ, были участниками событий, принимали решение. Своё мнение о проблемах, поднятых в рассказе, каждый высказал, обращаясь к тексту».
Медведева Яна.
«Каждый рассказ интересен по-своему. Первое впечатление о рассказе «Пример для подражания» - это недоумение. Почему Борька так поступает? Что им движет? Может быть, он избалован своей мамой? И никто ему не давал отпор? Вопросов много. И на каждый из них мы пытались найти ответ. Например, у меня никогда слово не расходится с делом. Поэтому рассказчик мне ближе. Я бы тоже проучила Борьку, который всё делал исподтишка. Наверное, и прогуливался он по двору, так как нечего было делать. Искал «приключения». И нашёл «на свою голову».
Степанова Анна
Рассказ небольшой, но с мудрым подтекстом. Судить о человеке нужно не по его словам, а по его делам, поступкам. Работая в группах, мы поняли: если не остановить хулигана, он будет продолжать сеять зло.
Катаргулова Мария
Мне очень понравилась читательская сессия. Был выбран познавательный рассказ. Я сделала для себя вывод, что в жизни всё, как бумеранг: ты сделал плохое дело – и оно к тебе обязательно вернётся. Особенно понравился рисунок в виде яблок: одно с червяком, а другое – красивое, красное с зелёным листочком. Это одна из групп представила ответ на вопрос: меняется ли мир Борьки? Каким читатель видит его в начале рассказа, и каким он стал.
Сессия оставила у меня море положительных эмоций.
Мнения ребят о рассказе М.Шастина «Пример для подражания» и о сессии разные, но в одном они правы: главная мысль произведения никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «спрятана» в произведении. Во время образовательной сессии мы, взрослые и дети, стремились проникнуть в мир, созданный писателем. Неясное при первом чтении после работы в группах с наставниками стало маленьким открытием: человек всегда стоит перед выбором. И решать, как поступить, кто будет его «примером для подражания», он должен сам.
Спасибо учителям – консультантам, которые помогли ребятам понять смысл рассказа, его идею.
Учитель русского языка и литературы Якупова Г.Г.апрель, 2015 год