Рабочая предпрофессиональная программа Специальность и чтение с листа 1-2кл ДШИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств Морозовского района»
Предметная область
ПО. 01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Рабочая программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01 «Специальность и чтение с листа»
1,2 КЛАСС
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «фортепиано»
Преподаватель Моисеева О.В.
г. Морозовск
2014-2015 учебный год
Рассмотрено Рассмотрено «Утверждаю»
Метод. объединением Методическим советом Директор МБОУ ДОД ДШИ
форт.кабинета МБОУ ДОД ДШИ __________ Муляр А.А.
МБОУ ДОД ДШИ 01.09.2014г .
Протокол № 1 Протокол № 1 дата утверждения
28.08.2014г 28.08.2014г .
дата рассмотрения дата рассмотрения
_______Моисеева О.В. ________ Зацепина С.Ю.
Содержание рабочей программы
№ п/п
Название раздела
стр.
1
Пояснительная записка
4
Цели и задачи учебного предмета
5
Материально-технические условия
6
Методическое обеспечение учебного процесса
6
2
Консультации
6
3
Распределение учебного материала на 1-й и 2-й год обучения
6
4
Затраты учебного времени
7
5
Требования к уровню подготовки обучающихся
7
6
Формы и методы контроля, система оценок
7
7
Требования по 1-му и 2-му году обучения
8
8
Список рекомендуемой методической литературы.
13
9
Список нотной литературы
14
10
Учебный – тематический план
16
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.01 «Специальность и чтение с листа» составлена по рабочей программе Моисеевой О.В., рецензент: Почетный работник среднего профессионального образования РФ, преподаватель специального фортепиано ГБОУ СПО РО «Ростовский колледж искусств» Еждик Г.Г. Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства от 12 марта 2012 года приказ № 163.
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным и другим индивидуальным особенностям.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
Программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, на формирование комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.
Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, умение давать объективную оценку своему труду, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.
Необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.
Учащийся с помощью педагога, должен научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо научиться объективно оценивать свой труд, анализировать результат проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.
Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальный урок, время - 45 минут. Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы. Форма индивидуальных занятий создаёт педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого учащегося, объективной оценки его возможностей и связанных с этим конкретных и дифференцированных педагогических задач и методов работы.
От преподавателя требуется большое педагогическое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных учащихся, постоянное стремление вызвать у них любовь к музыке и живой интерес к занятиям.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
Приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных жанров и форм в соответствии с Федеральными государственными требованиями(ФГТ).
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся.
Выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему обучению в среднем специальном образовательном учреждении.
Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Задачи:
За время обучения педагог должен научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения, владеть основами аккомпанемента, подбора по слуху, игры в различных ансамблях, чтение с листа.
Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
Воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;
Владение различными видами техники исполнительства:
Читать с листа и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм в соответствии с программой. Чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося.
Использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, анализировать исполняемые произведения.
Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным произведением.
Приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
Формирование у наиболее одаренных выпускников желание к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы (ГОУ СПО).
Материально-технические условия
Для реализации программы предмета требуется наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано,
зал для концертных выступлений: 1-2 рояля.
Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.
Методическое обеспечение учебного процесса
Использование рекомендуемой методической и учебной литературы, а также музыкальных словарей, энциклопедий, сборников музыкальных произведений, поисковые системы, сайты Интернета, сайты издательств.
Учебные издания - сборники упражнений, гамм, этюдов.
2. Консультации
Их необходимо проводить для подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзаменам, зачетам, конкурсам по усмотрению Образовательного Учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Самостоятельные занятия должны быть ежедневными.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться методической целесообразностью и индивидуальными способностями ученика.
Самостоятельная работа учащихся включает в себя выполнение домашнего задания, посещение филармоний, театров, концертных залов, музеев. Участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности образовательного учреждения.
3. Распределение учебного материала на 1-й и 2-й год обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Учебный – тематический план
(обязательные предметы)
Срок обучения 8 лет.
Наименование предмета
1 класс
2 класс
Специальность и чтение с листа
2
2
Ансамбль
-
-
Концертмейстерский класс
-
-
4. Затраты учебного времени
1 класс
2 класс
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
32
33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
Количество часов на самостоятельную работу в неделю
3
3
Общее количество часов на самостоятельную работу за год
96
99
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные + самостоятельные)
6
6,5
Общее максимальное количество часов за год
(аудиторные + самостоятельные)
160
165
Объем времени на консультации за год
6
8
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Общее количество произведений для изучения в каждом классе дается в годовых требованиях программы.
Для каждого класса в программе даны перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, что поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащегося.
6. Формы и методы контроля, система оценок
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах и фестивалях.
«Отлично» - в программе представлены произведения повышенной сложности различных стилей с высоким уровнем исполнения, убедительной интерпретацией, артистизме, исполнительской техники.
«Хорошо» - ладение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения. Убедительная трактовка исполнения. Выступление яркое и осознанное.
«Удовлетворительно» - днообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика, ученик не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильно.
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной и с учетом целесообразности может быть дополнена системой «+» и «–», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступления учащегося.
7. Требования по 1-му и 2-му году обучения
Первый класс
Специальность и чтение с листа – 2 часа в неделю. Самостоятельная работа- не менее 3- х часов в неделю Консультации-6 часов в год
В течение учебного года учащиеся должны изучить 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также легкие сонатины и вариации.
Подбор по слуху и пение от звуков попевок и детских песен.
Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении с листа.
В процессе обучения педагог должен:
ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля;
с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами.
Упражнения в виде различных последований пальцев (non legato, затем legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам и прием staccato.
За год учащийся должен сыграть: два зачета в 1-м полугодии; зачет и переводной экзамен во 2-м полугодии.
Читать с листа необходимо регулярно, пока учащийся не научится свободно разбирать новый текст. Подбор по слуху.
Гаммы - До-ля, Соль-ми, Ре (I полугодие), Фа-ре (II полугодие) сначала в 2, затем в 4 октавы двумя руками; в прямом, расходящемся движении (расходящийся с симметричной аппликатурой); минор трех видов (натуральный, гармонический, мелодический) расходящийся - в 2 октавы; арпеджио короткие каждой рукой в 2 октавы, затем - двумя в 4 октавы; арпеджио длинные - каждой рукой отдельно в 4 октавы; аккорды с обращениями в 4 октавы каждой рукой отдельно и двумя руками, хроматические двумя руками в 4 октавы. Темп - медленный. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности данной программы.
На экзамене исполняются четыре произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия, инвенция), два этюда и крупная форма( сонатина, вариации, рондо). Возможна замена крупной формы на пьесу.
Репертуарный список для 1 класса
Пьесы полифонического склада
Рамо Ж. Ригодон ми минор
Бах И.С. Менуэт ре минор
Бах И.С. Полонез соль минор, Волынка соль мажор
Бах А.М. Нотная тетрадь Менуэт Соль мажор, ре минор, Волынка ре мажор,
Полонез, Ария ре минор
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1-я часть (по выбору).
Гендель. Г. Две сарабанды
Гендель. Г. Менуэт
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор
Кригер И. Менуэт ля минор
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Менуэт Соль мажор, Бурре
Моцарт В. 12 пьес из нотной тетради В.Моцарта (по выбору)
Моцарт В. Менуэт фа мажор
Моцарт В. Аллегро си бемоль мажор.
Перселл Г. Сарабанда Ре мажор. Прелюдия Соль мажор
Скарлатти Д. Ария
Слонов Ю. Полифонические пьесы
Телеман Г. Две пьесы
Этюды
Беренс Г. Этюды №8,12,15,16,21-29,34,37,41 соч.70
Бургмюллер 25 легких этюдов соч.100 (по выбору)
Гедике А. Этюды №7, 11, 12, 13, 16 ,17 ,18, 19 соч.32
Гедике А. Этюд «Ровность и беглость» соч.58
Гнесина Е. " Фортепианная азбука"
Гнесина Е. "Маленькие этюды для начинающих"
Гречанинов А. Этюд №3 соч.123
Лемуан А. " 50 характерных прогрессивных этюдов" № 6, 7, 10,17,24,27 соч. 37
Лекуппе Ф. Этюды соч.17 (по выбору)
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих №3, 4,6,7,9, 13, 14, 22 соч. 65
Черни-Гермер "Избранные фортепианные этюды" 1- часть №1-11,13-16,18
Черни К. Этюды соч. 139(по выбору)
Шитте Л. 25 маленьких этюдов №10,11,16,19,21,23-25 соч. 108
Шитте Л. 25 легких этюдов № 23, 24, 25 соч. 160
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор ч.1.
Беркович И. Сонатина Соль мажор Соч.36
Гедике А. Сонатина До мажор соч.36
Гедике А. Тема с вариациями До мажор
Диабелли Сонатина Фа мажор соч.168
Клементи М. Сонатина До мажор Соч.36.
Мелартин Э. Сонатина соль минор.
Моцарт В. Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта"
Моцарт В. Шесть легких сонатин ( по выбору)
Некрасов Маленькая сонатина ми минор
Назарова-Метнер Вариации “Пойду ль я, выйду ль я”
Плейель И. Сонатина Ре мажор ч.1
Рейнике К. Аллегро модерато соч.136
Рейнике К. Сонатина ля минор
Хаслингер Т. Сонатина До мажор
Чимароза Д. Сонаты ре минор, соль минор соч.46
Штейбельт Д. Сонатина До мажор ч.1
Пьесы
Агафонников В. "Детский альбом" (по выбору)
Беркович И. Мазурка
Гречанинов А. Детский альбом: Необычайное происшествие, В разлуке, Мазурка,
Маленькая сказка, Маленький попрошайка соч. 98,
Любарский Н. Сборник легких пьес на темы украинских песен
Майкапар С. Миниатюры: Раздумье, Росинки соч.33
Майкапар С. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка, Колыбельная, Мотылек,
Вальс, Маленький командир соч.28
Мясковский Н. "10 очень легких пьес для фортепиано"
Прокофьев С. "Детская музыка" (по выбору)
Чайковский П. "Детский альбом" Старинная французская песенка, Болезнь куклы
соч.39
Хачатурян А. "Детский альбом" (по выбору)
Шостакович Д. Грустная сказка, Вальс
Шуман Р. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата соч.68
Примеры экзаменационных программ для 1 класса
Ж.Рамо Ригодон (e-moll)
Шитте Л. Этюд 22 соч.160
Лешгорн А. Этюд №3 соч.65
Л.Бетховен. Сонатина Соль мажор.
И.С.Бах. Менуэт соль минор (Нотная тетрадь АМ Бах)
Черни - Гермер. Этюд № 11
Черни - Гермер. Этюд № 15
Гречанинов А. Маленький попрошайка соч.98
И.С.Бах. Марш си минор (Нотная тетрадь АМ Бах)
Лемуан А. Этюд Фа мажор соч.37
Лешгорн А. Этюд №5 соч.65
Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч.36 №1)
И.С.Бах. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь АМ Бах)
Черни - Гермер. Этюд № 18
Беренс. Этюд До мажор № 7 соч.88
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1 ч.
И.С.Бах. Маленькая прелюдия фа мажор (1 ч.)
Гедике А. Этюд Соль мажор №19 соч.32
Черни - Гермер. Этюд № 16
Моцарт В. Сонатина До мажор, 1 ч. (6 маленьких сонатин)
Второй класс
Специальность и чтение с листа – 2 часа в неделю Самостоятельная работа- не менее 3- х часов в неделю Консультации – 8 часов в год
В течение учебного года учащиеся должны изучить 16-20 различных музыкальных произведений:
2-3 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
4- 6 пьес различного характера (включая 2-3 ансамбля);
8-10 этюдов.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет - полифония и два этюда, второй зачет- крупная форма или пьесы. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен.
Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу. Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес. Транспонирование простейших мелодий из До мажора в ближайшие тональности.
Работа над пальцевой техникой на различных упражнениях (в том числе типа мордента, групетто), а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.
Гаммы - До, Соль, Ре, Ля, Ми Фа - мажор двумя руками на 2-4 октавы в прямом и расходящемся движении; в терцию, в дециму.
Ля, ми, ре - минор двумя руками сначала в 2 октавы, затем в 4 в прямом и расходящемся движении; си минор - в прямом; все арпеджио - двумя руками: ломаные - сначала каждой рукой отдельно; аккорды; хроматические. Требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
Репертуарный список для 2 класса
Пьесы полифонического склада
Гендель Г. Две сарабанды: Фа мажор, ре минор.(Избранные пьесы для ф-но)
Гендель Г. Менует, Куранта.
Бах А.М. 12 маленьких пьес из Нотной тетради (по выбору)
Бах И.С. Сарабанда, Буррэ, Марш
Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор
Бах И.С. Маленькая прелюдия соль минор
Бах И.С. Менует- трио соль минор
Бах И.С. Ария соль минор
Бах И.С. Двухголосные инвенции До мажор, ре минор, си минор.
Беркович И. Украинская песня
Корелли А. Сарабанда ре минор, ми минор
Кребс И. Паспье
Кригер И. Сарабанда
Моцарт В. Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта"
Свиридов Г. Колыбельная песенка
Скарлатти Д. Ария
Слонов В. Прелюдия
Павлюченко В. Фугетта
Пахельбель И. Гавот с вариациями
Фейнберг С. Русская песня
Щуровский Ю. Канон
Этюды
Беренс Г. Этюд № 31-33, 43,44,47,50 соч. 70
Гедике А. 40 мелодических этюдов, №7,11,12,13,16-18 1- я часть. соч.32
Гедике А. 40 мелодических этюдов, №19,23,29,31,32,40 2- я часть. соч.32
Геллер Этюды №3,8,11 соч.47
Лакк Т. Этюды № 1,2-6, 8 соч. 172.
Лекуппэ Ф. Этюды №12,14,16,17,19
Лешгорн А. Этюды. соч.65 (по выбору)
Лешгорн А. Этюд №10 соч.136
Лемуан А. 50 характерных этюдов №4,5,8,10,11,12,15,16,17,20 соч.37
Черни-Гермер Этюды № ,9,18,24,29 ч.1
Черни-Гермер Этюды ч.2 (по выбору)
Шитте Л. Этюд № 2,6 соч. 68
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор (ч.1, 2).
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор.
Гайдн Й. Шесть сонатин: Пасторальная сонатина №2
Гайдн Й. Соната-партита До мажор ч.1
Гендель Г. Сонатина Си бемоль мажор
Гендель Г. Концерт Фа мажор ч.1
Гендель Г. Концерт Соль минор ч.3
Гендель Г. Концерт Фа мажор ч.1
Глиэр Р. Рондо соч.43
Клементи М. Сонатина До мажор Соч.36
Моцарт В. Легкие вариации До мажор.
Моцарт В. Шесть легких сонатин Сонатина Фа мажор 1ч.,3ч.
Сильванский Легкий концерт Соль мажор
Чимароза Д. Сонаты ля минор, Соль мажор
Шуман Р. Детская соната, соч. 118 ч.1
Пьесы
Бетховен Л. Экоссезы: Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Гайдн А. Пьесы: №№5, 8, 15, 19. соч.6. Прелюдия соч.58.
Гречанинов А. Бусинки. соч. 123.
Гречанинов А. Детский альбом (пьесы по выбору). соч.98
Григ Э. Танец эльфов, Вальс ля минор соч. 12
Косенко В. 24 детские пьесы для ф-но. Скерцино ре минор, Вальс, Полька соч. 15
Кабалевский Д. Избранные пьесы: Клоуны, Старинный танец, Печальная история соч.27
Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс
Майкапар С. “Бирюльки” соч.28,
Майкапар С. Маленькие новелетты соч.8 (по выбору)
Слонов Ю. Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка
Шостакович Д. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка "Танцы кукол": Гавот,
Шарманка соч.65
Шуман Р. Альбом для юношества: Веселый крестьянин, возвращающийся с
работы, Сицилийская песенка соч.68
А.Хачатурян. Андантино
Чайковский П. Детский альбом: Полька, Песня жаворонка, Новая кукла, Мазурка,
Немецкая песенка соч.39
Примеры экзаменационных программ для 2 класса
Гендель. Сарабанда ре минор
Беренс. Этюд №33 соч.70
Лешгорн А. Этюд №8 соч.65
Глиэр. Рондо
Бах И.С. Менует-трио соль минор
А.Лемуан Этюд №17 соч.37
Черни-Гермер Этюд №9 ч.1
Моцарт В.А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
И.С.Бах. Маленькая прелюдия До мажр
Черни - Гермер. Этюды № 32
Черни - Гермер. Этюды № 36
Клементи. Сонатина До мажор, 1 ч. (соч. 36 № 1)
И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор
А.Лемуан. Этюды № 10 соч.37
А.Лемуан. Этюды № 11 соч.37
Бетховен. Сонатина Фа мажор, 2 ч.
И.С.Бах. Двухголосная инвенция си минор
Черни-Гермер. Этюд № 4 (II ч.)
Черни-Гермер. Этюд № 5 (II ч.)
Диабелли. Сонатина Фа мажор
8. Список рекомендуемой методической литературы.
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - 3 издание доп., М., 1978
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.,1978
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка, 1997
Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Л, 1974
Бадура- Скода Е.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
Браудо И. Артикуляция.Л., 1961
Голубовскся Н. Искусство педализации Музыка, Л., 1974
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре М.,1961
Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. - М., 1975
Дроздова М. Уроки Юдиной М., изд. Композитор, 1997
Зимин П. История фортепиано и его предшественников М.,1968
Корто А. О фортепианном искусстве М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники М.,1966
Коган Г. «У врат мастерства», 4 издание, М., 1977
Коган Г. «Работа пианиста», 3 издание, М., 1979
Маккинон Л. Игра наизусть Л.,1967
Милич Б. Воспитание ученика- пианиста изд. Кифара , 2002
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха М.,1967
Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 3 издание, М., 1967
Николаев А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып.2,М,1965
Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI, М., 2002
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. ч.1– 608 с.: нот.
Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М., 1984
Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М.,1974
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха /М.,1996
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков П., 1985
Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано М.,1926
Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта» - М., 1958
9. Список нотной литературы
Альбом классического репертуара-пособие для подготовительного и 1 класса Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина М., композитор,2003
Артоболевская А. 1991г. Бах И. С. Беренс Г. Бертини А. Бетховен Л. Бородин А. Гайдн Й. М., Музыка,2012
Хрестоматия маленького пианиста изд. М., Сов. композитор,
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах М., Музыка, 2012 Маленькие прелюдии и фугетты для ф- но М., Музыка, 2010 Инвенции двухголосные и трехголосные М., Музыка, 2011 Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана М., Музыка, 2011 Хорошо темперированный клавир, т.т.1 и 2,ред. Муджеллини
Альбом пьес для фортепиано . Вып.2, М., Музыка, 2009
Этюды для фортепиано М., Музыка, 2005
Избранные этюды М., Музыка,1992
Альбом фортепианных пьес для детей М., Музыка,2012
Легкие сонаты (сонатины) для ф- но М., Музыка, 2011
Сочинения для фортепиано М., Музыка, 2010
Избранные сонаты для ф-но. Вып.1 М., Музыка, 2011
Избранные сонаты для ф-но. Вып.2 М., Музыка, 2010
Гаммы и арпеджио для ф-но 2011 год
Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано М.,Музыка, 2010
Гнесина Е. ортепианная азбука М., Музыка,2003
Глиэр Р. Пьесы для фортепиано М., Музыка, 2010
Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано М., Музыка, 2008
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первыхлет обучения. Сост. Г. Баранова, А. ЧетверухинаМ., Музыка, 2012
Мимолетности М., Музыка, 2003
Хрестоматия для ф-но. Младшие , средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е
Чайковский П. Черни К. Черни К. Черни К. Шитте Ф.
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост . Н. Копчевский М., Музыка, 2011
Детский альбом. Соч.39 М., Музыка, 2006
12 пьес средней трудности. Соч.40 М., Музыка, 2005
Избранные этюды. Ред. Г. Гермера М., Музыка, 2011.
Школа игры на ф-но. Сост.А.Николаев, В. Натансон, Л. Рощина М., Музыка, 2011
Легкие вариации для фортепиано М.,Музыка, 2004 Избранные сонаты для фортепиано М., Музыка,2006
Маленькому пианисту изд. Кифара, 2012 Фортепиано. 1, 2,3 класс 2006
Учебно – тематический план
на 2014 – 2015 учебный год.
Преподаватель МОИСЕЕВА О.В.
Годовые зачётно – экзаменационные требования
Предпрофессиональное обучение
№
кл
Первое полугодие
Число
месяц
Второе полугодие
Число
Месяц
1
Зачет: Подбор по слуху простых мелодий
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы.
20.10
16.12
Зачет: Чтение с листа, подбор по слуху.
Переводной экзамен:
полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия, инвенция), два этюда и крупная форма (сонатина, вариации, рондо). Возможна замена крупной формы на пьесу.
16.03
26.05
2
Зачет: Полифния, 2 этюда
Зачет: Крупная форма или
2 пьесы
20.10
16.12
Зачет: Гамма мажорная, этюд.
Переводной экзамен:
полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
16.03
26.05
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
13PAGE 15
13PAGE 14715
"06†
·
·
·
·
·
·
·
·Заголовок 115