Статья В чем состоит изменение роли учителя?


«В чем состоит изменение роли учителя?»
Долгое время образование рассматривалось как сфера услуг. Учитель, являясь работником этой сферы, должен был дать ученику знания. В настоящее время, в «век коммуникаций», этого не достаточно. Об этом уже давно говорил А.Г.Асмолов, директор ФИРО (Федерального института развития образования). Образование, по его мнению, является ведущей социальной деятельностью общества, порождающей личность и ментальность этого общества. Нельзя не согласиться с этим определением. А.Г.Асмолов также говорит о вариативной модели образования, как возможности расширения развития личности. Но и роль учителя, в таком случае, меняется.
В данный момент у учителей появилась возможность выбора, начиная с выбора программы, заканчивая выбором методов обучения. И этим нужно обязательно пользоваться. Педагог, в свою же очередь, также должен научить детей выбирать. Чтобы ребенок мог не просто идти по предложенному пути, а уметь размышлять, предупреждать последствия, отстаивать свою точку зрения, быть свободным в своих рассуждениях. Он должен понимать, что выбор есть всегда, и от выбранного пути зависит его будущее. Чтобы этому научить, учитель должен уметь это делать сам, для этого он должен быть индивидуальностью.
Задача учителя не просто формировать или развивать новые качества, но также и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Учитель должен создавать условия для активной мыслительной деятельности детей, для самостоятельной работы. Должен научить ребенка быстро реагировать на перемены в окружающем мире, чтобы не было чувства страха и неуверенности. Всё это возможно лишь после преодоления трудностей самостоятельным путем, либо с помощью учителя. Происходит переориентация роли учителя, к которой он должен быть готов.