Урок литературы на тему Д.И.Фонвизин.Комедия Недоросль
Урок № 2.
Тема урока. Д.И. Фонвизин – « …сатиры смелый властелин…» (1745-1792 г.г.) Комедия «Недоросль.
Цели: кратко охарактеризовать время, в которое жил писатель; познакомить с личностью и творчеством Д.И. Фонвизина; дать понимание термина «классицистическая комедия»; познакомить с действующими лицами комедии «Недоросль»; содействовать формированию гуманистических идеалов личности.
Эпиграф к уроку: «…Писатель знаменитый,
Известный русский весельчак,
Насмешник, лаврами повитый,
Денис – невежде бич и страх. А.С.Пушкин.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний. Чтение отрывка из «Евгения Онегина « Пушкина.
Почему А.С. Пушкин называет Фонвизина «другом свободы» и «властелином сатиры»? Чтобы это понять, давайте обратимся к эпохе, в которую жил писатель.
Работа над темой урока.
«Историки». Время Фонвизина. «Осьмнадцатый век… столетье безумно и мудро» (А.Н.Радищев).
Учитель: А сейчас уместно обратиться к истории русского театра. В 1702 году по указу Петра 1 открывается государственный театр. В 18 веке сложились все условия для создания русского национального театра. 30 августа 1756 года по указу императрицы Елизаветы учреждается Русский для представления трагедий и комедий театр, дирекция поручается Сумарокову.
2). «Литераторы» знакомят с личностью комедиографа, его семьей.
А). Родители. Семья была образцовая: отец- Иван Андреевич был хорошо образован, честен, никогда не лгал (именно станет прообразом героя пьесы Стародума). Мать -Екатерина Васильевна Дмитриева –Мамонова. В семье было три сына и четыре дочери. Старший Денис был назван в честь прадеда. Был особенно близок с сестрой Феодосией Ивановной.
Б). Характер, образ жизни. Чтение эпиграфа.
Какие черты характера подчеркивает Пушкин в этих строках?
Одна из черт характера «пылкость, преострый ум», «вспыльчивость и непамятозлобие».
В). Презентация творчества Д.И .Фонвизина.
Рефлексия:
Каким вы себе представляете автора комедии «Недоросль»?
Какие черты его характера были основополагающими?
3). Работа над комедией «Недоросль»
А). Знакомство с персонажами пьесы. Почему так назвал свою комедию Фонвизин?
Кто такой недоросль?
Б). Словарная работа.
Работа с Толковым словарем Ожегова, с этимологическим словарем.
Вывод: название помогает нам понять главную проблему комедии – как готовятся дворянские дети к службе Отечеству.
В). Анализ «афиши».
-Каково, согласно канонам классицизма, требования к месту действия?
- Где происходит действие в пьесе?
-Какова сословная иерархия в пьесе?
Вывод: соблюдая каноны классицизма, действие происходит в имении Простаковых в течение суток. Фонвизин нарушает эти каноны за счет глубины и объемности пространства комедии. Он изображает имение Простаковых – Скотининых, царский двор, он рисует жизнь различных сословий: дворян, чиновников, крепостных крестьян, офицеров и солдат.
В классицистической пьесе Фонвизин строит модель государства и общественных отношений в нем.
Д). Беседа.
-Кто главный герой в пьесе?
-О чем вам говорят фамилии героев комедии?
Е). Анализ первых сцен пьесы.
-Какой сценой открывается пьеса? Как она характеризует героев, нравы в доме госпожи Простаковой?
111. Итоги урока.
Домашнее задание индивидуально – групповое:
1 группа – рассказать о госпоже Простаковой от лица портного Тришки.
2 группа – о маменьке и о себе от лица Митрофана
3 группа – о своем дядюшке Стародуме рассказывает Софья.