Урок литературы по теме: Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии Недоросль (8 класс)
Урок литературы в 8 классе
Тема: Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии "Недоросль"
(к учебнику В.Я.Коровиной)
Цели:
дать учащимся представление о жизни и творчестве писателя Д.И.Фонвизина;
актуализировать литературоведческие понятия "сатира", "комедия", "конфликт";
выявить первичное восприятие учащимися прочитанной комедии "Недоросль", обозначить две стороны конфликта в комедии;
обогащать знания восьмиклассников об особенностях литературы 18 века, её связи с социально-политическим строем эпохи;
обогащать словарный запас учащихся, тренировать навыки построения хорошо аргументированных ответов;
воспитывать умение вести конструктивный диалог в рамках предложенной темы, уважительно относиться к мнению одноклассников в ходе групповой работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создание благоприятной атмосферы урока, сообщение учащимся о том, что сегодня им предстоит поработать исследователями: опираясь на материалы учебника В.Я.Коровиной, проанализировать различные этапы жизни, общественной и творческой деятельности Дениса Ивановича Фонвизина. В ходе групповой работы учащимся необходимо вести краткие записи в тетради, делая выводы по каждому вопросу.
2. Работа в группах.
Класс делится на пять групп, каждая группа получает распечатку с заданиями. После прочтения статьи о Д.И.Фонвизине восьмиклассники обсуждают в группах ответы на полученные вопросы.
Группа 1
1."...наказывают обыкновенно малых воров, а не больших." О чём речь?
(учащиеся говорят, что это слова из переведённой Фонвизиным басни Гольдберга "Лисицыно нравоучение". Цитата показывает, что уже в раннем своём творчестве Д.И Фонвизин имел склонность к сатире и не боялся критиковать действительность, власть).
2. Краткая биография и продолжительность жизни Д.И.Фонвизина.
3. Первые опыты в литературе. Что такое сатира?
Примерная запись в тетрадях: Д.И.Фонвизин родился в Москве, учился в гимназии при Московском университете, а затем и в самом университете. Знал несколько языков, занимался переводами. С юных лет начал пробовать себя в сатире.
Сатира - (лат. satira) — вид художественной литературы в прозе или стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.
Умер Фонвизин в возрасте 47 лет после продолжительной болезни.
Группа 2
1.День рождения великой русской комедии. Когда?
(учащиеся называют день 24 сентября 1782 года, в который состоялось первое представление комедии "Недоросль", и который вошёл в историю литературы как "день рождения великой русской комедии")
2. Какие проблемы русской общественной жизни вынес на сцену "Недоросль"?
3. Почему Фонвизин обратился именно к театральному жанру?
Примерна запись в тетрадях: 24 сентября 1782 года - первое представление "Недоросля" на сцене (день рождения великой русской комедии). Ещё в раннем детстве Петербургский театр произвёл на Фонвизина сильнейшее впечатление. К работе над театральным театральными жанрами Денис Иванович шёл давно.
Группа 3
1. "Плохо мне приходится жить! Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать".Кому принадлежат эти слова? В чём их смысл?
(учащиеся сообщают, что слова эти сказала императрица Екатерина Вторая после просмотра комедии "Недоросль", в которой увидела явное осуждение Фонвизиным её политики и обнажение самых острых проблем общественной жизни).
2. Какие острые политические вопросы затрагивает Фонвизин в своём творчестве?
Примерная запись в тетради: Екатерина не принимала творчество Фонвизина, т.к. в нём звучало осуждение общественного строя России, крепостного права, непросвещённости дворянства и народа.
Группа 4
"Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Он русский, из перерусских русский". Кто автор этих слов и что он имел в виду?
(учащиеся отмечают, что автор этих слов - А.С.Пушкин, он адресовал их в письме своему брату. А.С.Пушкин имел в виду иностранное происхождение фамилии и рода Фонвизиных. Фамилия уже давно стала записываться и склоняться по русским законам, ведь известный носитель её всем сердцем болел за лучшее будущее страны).
Примерная запись в тетради: цитата из письма А.С.Пушкина.
Группа 5
Кто и почему повелевал Фонвизину умереть? Как вы понимаете значение этих слов?
(учащиеся сообщают, что со времён выхода на сцене комедии "Недоросль" сохранилась легенда, будто князь Г.А.Потёмкин-Таврический произнёс фразу:"Умри, Денис, - "Недоросль" тебя увенчал!". Слова эти трактовались по-разному, но, так или иначе, в них явно прослеживается понимание современниками Фонвизина значения его комедии).
Примерная запись в тетради: цитата Г.А.Потёмкина-Таврического.
3. Игра "Кто есть кто?" (предполагает быстрые ответы, направлена на выявление первичного восприятия учащимися содержания прочитанной комедии "Недоросль").
- Где происходит действие комедии?
- Кто по социальному статусу Простакова?
- Кем Простаковой приходится Скотинин?
- Кем Простаковой приходится Софья?
- Кем Софье приходится Стародум?
- Как зовут учителей Митрофана?
- Кто такие Цифиркин, Кутейкин и Вральман?
- Кто такая Еремеевна?
- Как зовут возлюбленного Софьи?
- Кто такой Правдин?
- Кто из героев любит свиней?
4. Беседа (с записью в тетради).
Конфликт - это столкновение между персонажами, либо между персонажами и средой.
- Чьи интересы вступают в конфликт в комедии "Недоросль?"
(учащиеся без труда припоминают внешние конфликты, например, ссора Простаковой с крепостным Тришкой, ссора Скотинина с Митрофаном из-за женитьбы на Софье, наличие любовного треугольника. Наводящие вопросы учителя помогают восьмиклассникам от внешних проявлений конфликтов перейти к их внутренней, общечеловеческой сущности).
Запись в тетради:
Конфликт в комедии "Недоросль":
1. Любовный
(женитьба по расчёту и по любви)
2. Социально-политический (бесправие крестьян и произвол помещиков; просвещённые и непросвещённые дворяне; облик истинного дворянина и действительность)
5. Подведение итогов урока.
Ответить на вопрос: В чём смысл сатирического изображения действительности в комедиях Фонвизина? (на примере "Недоросля").
6. Домашнее задание: 1) Заполнить таблицу-характеристику персонажей комедии "Недоросль" по пунктам:
- Значение имени (из словаря или по ассоциации)
- Воспитание и образование
- Черты характера
- Отношение к людям
- Особенности речи
2) Индивидуальные задания - подготовка сообщений учащимися (даётся на карточках).
\Карточки:
Индивидуальное задание (к следующему уроку):
Монологический ответ по теме: "Образ, черты характера и нравственные качества госпожи Простаковой" (с цитированием реплик текста).
Индивидуальное задание (к следующему уроку):
Монологический ответ по теме: "Образ Софьи"(с привлечением реплик текста).
Индивидуальное задание (к следующему уроку):
Монологический ответ на тему: Кто играет роль учителей в комедии? Чему и как они учат Митрофана?" "(с привлечением реплик текста).
Индивидуальное задание (к следующему уроку):
Монологический ответ по теме: "Образ Скотинина, интересы его жизни, нравственные принципы, роль помещика"(с привлечением реплик текста).
Индивидуальное задание (к следующему уроку):
Монологический ответ по теме: "Образ Стародума в комедии "Недоросль". (с привлечением реплик из текста).