Фрагмент рабочей программы по тематической неделе Если хочешь быть здоров


КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
В соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» в средней группе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Выполнил
слушатель курсов
повышения квалификации
старших воспитателей ДОО,
Захарова В.Б.
(МКДОУ «ЦРР –ДС «Радуга»
с. Александровка,
Новоусманский район)ВОРОНЕЖ 2014
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Образовательные потребности воспитанников группы позволяют получать образование в группе общеразвивающей направленности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическое развитие социально - коммуникативное, познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.
Тематическая неделя «Быть здоровыми хотим»
в средней группе детского сада
Цель: усвоение норм и правил здорового образа жизни.
Задачи:
Формирование представлений о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека;
Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
Развитие умения устанавливать связь между совершаемыми действиями и самочувствием, состоянием организма;
Напоминать о необходимости здороваться, обсуждение с детьми того, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать своё недовольство, как извиниться.
Привлечение внимания к эстетичности среды, формирование умение видеть красоту окружающего.
Планируемые результаты: дети имеют элементарные представления о составляющих здорового образа жизни: питании, пользе закаливания, необходимости соблюдать правила гигиены; проявляют интерес к участию в подвижных играх; самостоятельно выполняют доступные гигиенические процедуры.
Особенности проектирования недели «Быть здоровыми хотим»
Тема недели реализуется через подтемы дней недели следующим образом:
День недели Приоритетная область Тема дня
Понедельник Физическое развитие Здоровье и физкультура
Вторник Познавательное развитие Здоровье и правильное питание
Среда Речевое развитие Здоровье и режим дня
Четверг Социально-коммуникативное развитие Здоровье и красота
Пятница
1-ая половина дня Художественно-эстетическое развитие Здоровье и хорошее настроение
Пятница
2-ая половина дня Итоговое мероприятие по теме недели Развлечение «Быть здоровыми хотим»
Дни
недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная
деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) Образовательная деятельность в режимных моментах
по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
Понедельник- физическое развитие в интеграции с игровая деятельностьТема дня
Здоровье и физкультура «Путешествие в страну «Здорячков»
(электронное методическое пособие)
«Звёздочка» (профилактика нарушений осанки»«Мартышки» (профилактика нарушений плоскостопия)
Интерактивная зрительная гимнастика «Весёлые совята»;
Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – будем пальчики считать»
Самомассаж «Неболейка» Утренняя гимнастика «Солнце просыпается – утро начинается» (под музыку)
Приветствие «Здравствуйте, девочки!..»
Ситуативная беседа «Каша манная, каша желанная»
Рассматривание сюжетных картинок «Физкультура и спорт»
Разучивание стихотворения «Где здоровье там и я»
Прохождение «Тропинки здоровья» на улице.
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
Поддержка детской инициативы и самостоятельности.
Подвижные игры и игровые упражнения в центре здоровья и на прогулке
Поощрять объединения детей для подвижных игр и упражнений. Индивид. раб. С Сашей К., Инессой М .упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд (игровое упражнение «кенгуру»);
С Мариной Л., Серёжей П.
(побуждать принимать роль ведущего в п/и - преодоление застенчивости)
Индивид раб.с Пашей П. совместная игра с мячом.(обратить внимание как интересно играть вдвоём);
Инд. раб С Алиной Р. – рассматривание раскраски «ЗОЖ». Плакаты «Режим дня», «Полезные продукты».
Опорные алгоритмы «Мы умываемся», «Мы одеваемся»
Лото «Овощи фрукты», настольная игра «Режим дня»
Раскраска «Здоровый образ жизни»
Опорные карточки для самостоятельного выполнения физических упражнений, подвижных игр.
Маски для подвижных игр.
Выставка литературных произведений.
Консультация для родителей
«Здоровый образ жизни в семье»
Привлечение родителей к оформлению альбома (или выставке) «Быть здоровыми хотим».
Индивидуальные беседы о режиме дня в детском саду и дома.
Дни
недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная
деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) Образовательная деятельность в режимных моментах
по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
вторник Познавательно-исследовательская деятельность в интеграции
с элементами трудовой деятельности
Тема дня
Здоровье и полезные продукты «В гостях у Витаминки»
Игровая ситуация «Витаминка приглашает на урок полезного питания».
Из каких продуктов приготовлено блюдо «Угадай на вкус».
Приготовим винегрет:
самостоятельное измельчение (с помощью сеточек) варёных овощей, заправка салата солью и маслом.
Рецепт от Витаминки в книгу рецептов вкусной и здоровой пищи. Беседа «Советы Витаминки»
П/И с мячом «Назови полезный продукт», «Съедобное – несъедобное»; Домино «Овощи и фрукты»
Ситуативная беседа «О вкусных и полезных блюдах нашего детского сада» Хоровод «Есть у нас огород»
С/Р «Столовая «Здоровячок».
Рассматривание поваренных книг «Вкусно и полезно», «Блюда от Витаминки»
Составление и отгадывание загадок «Загадки с грядки»
Конкурс «Придумай интересное название блюдам детского сада».
Дежурство по столовой: аккуратная сервировка стола, объявление блюд. Инд. раб. с КостейФ., Артёмом В. (классификация овощей и фруктов) Д/И «Что растёт на ветке, что растёт на грядке»
С Мариной А., Наташей С.
«Поиграем в загадки» (составление описательных загадок об овощах)
Дни
недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная
деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) Образовательная деятельность в режимных моментах
по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
среда Коммуникативная в интеграции с конструктивной деятельностью
Тема дня
Здоровье и режим дня Игровая ситуация дня «Режим дня для Медвежонка»
Медвежонок всё время себя плохо чувствует, хочет спать.
Ситуативная беседа «Что случилось с медвежонком?»
Рассматривание плаката «Режим дня»
П/И «Утро настало солнышко встало»
Речевая ситуация «Зачем нужен сон»
Конструирование из бумаги «Режим дня медвежонка». В течение дня дети делают зарисовки о том, как они провели день
Беседа «Что такое режим дня» Утренняя гимнастика «Гимнастика для медвежат»,
Игровой персонаж проживает с ребятами все режимные моменты.
п/и «Режим дня», Игра с мячом «Что мы делаем утром (днём, вечером)
повторение стихотворения «Где здоровье, там и я»
ситуативная беседа «Как полезна прогулка для здоровья» Повторить алгоритм одевания.
Пение колыбельной «Баю-баюшки баю)Гимнастика пробуждения «Медвежья зарядка»
С Настей К., Сашей У.
(научим медвежонка одеваться)
С Аней В.(закрепление последовательности частей суток)
С Кристиной (научи медвежонка катить мяч)
Дни
недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная
деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) Образовательная деятельность в режимных моментах
по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
четверг Восприятие художественной литературы в интеграции с изобразительной деятельностью
Тема дня
Здоровье и хорошее настроение
Акция дня
«Подари улыбку!»
(смайлик)
Чтение и обсуждение
«Кто прячется в пруду» (по мотивам мультипликационного фильма «Крошка енот»)
Исполнение песни «От улыбки»
Рисование смайлика.
Организация акции дня
«Подари улыбку! Приветствие «Здравствуй, друг Коля»
Беседа «Такое разное здравствуй». Коммуникативная игра «Поздороваемся ладошками, щёчками…»
Музыкальная игра «Если нравится тебе, то делай так!»
Мастерская «Сделаем подарочки друг для друга»
П/И «Мы весёлые ребята»
Ситуативная беседа «Как поднять настроение»
Словесная игра «Ласковое словечко»
С/Р игра «Ждём гостей»
«Бюро праздников»
Самостоятельное изготовление сюрпризов для ребят или взрослых.
Ситуация «Кому ещё можно подарить смайлик в Д/С С Антошей, Лизой
Помочь разучить слова к песни «От улыбки»
С Ромой И. (Объяснить о возможных вариантах решения конфликтных ситуаций)
Дни
недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная
деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) Образовательная деятельность в режимных моментах
по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
пятница Музыкальная деятельность в интеграции с игровой деятельностью
Тема дня
Здоровье и красота (чистота) Игровая ситуация «Тише, тише, тишина. Наша куколка больна»
Слушание произведений П.И. Чайковского «Болезнь куклы»,
«Спой, что ей понравится и она поправится»
Пение «Есть у солнышка дружок»
Муз.-ритм. композиция
«Капитошка»
Слушание «Новая кукла» (сравнение двух произведений по характеру)
Своей весёлой песней и танце мы вылечили куклу и она хочет с нами поиграть
Музыкально-дидактическая игра
«Игрушки»
Просмотр и обсуждение мультфильма «Федорино горе»
Пальчикова гимнастика «Умывалочка»
Совместная деятельность «Уборка групповой комнаты»
Дежурство по столовой «Учимся красиво и аккуратно сервировать стол»
с/р игра «Дизайнерское бюро», «Салон Красоты»
Повторение алгоритма «Умывание»
Волшебный мешочек «Предметы, которые помогают нам соблюдать чистоту»
Наблюдение за работой дворника, посильная помощь ему.
Наблюдение за живой природой.
п/и «Тише едешь дальше будешь. Стоп!
Самостоятельные игры в музыкальном центре, Центре изодеятельности. С Катей Л., Денисом В.
Повторение движений к музыкально-ритмической композиции «Капитошка»
С Ритой Ц. закреплять навыки умывания
С Никитой Ф. «Напоминать при необходимости пользоваться носовым платком» Итоговое мероприятие
Развлечение «Быть здоровыми хотим!»
Цель: усвоение норм и правил здорового образа жизни
Задачи:
Обобщить представления детей о составляющих здорового образа жизни: занятие физкультурой, правильное питание, гигиенические процедуры и закаливание, хорошее настроение;
Развивать самостоятельность и инициативность в предлагаемых играх;
Воспитывать желание участвовать в общих видах деятельности.
Ход мероприятия.
Ситуативный разговор «Что надо делать, чтобы быть здоровым?»
Игровые упражнения и подвижные игры. (заниматься спортом)
Дидактическая игра «Полезные продукты» (правильное питание)
Загадки о предметах гигиены
Как порадовать (развеселить) Антошку? (танец «Весёлая разминка»)
Что я делаю, что бы быть здоровым? (Рассказы из личного опыта. Рисунок и подготовка рассказа (совместная деятельность с родителями)
Выставка (или альбом) совместных с родителями работ «Быть здоровыми хотим!»