Доклад на тему: «Ресурсы сети Интернет ОУ как фактор повышения качества образования»
Болтова Светлана Юрьевна,
Заместитель директора по учебно-производственной работе
ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»
15 февраля 2016 г.
Доклад на тему: «Ресурсы сети Интернет ОУ как фактор повышения качества образования»
Качество информационного обеспечения учебного процесса в наибольшей степени определяют факторы, обусловленные такими компонентами, как учебные материалы и системы доставки материалов обучаемому.
Информационно-образовательная среда учебного заведения считается качественной на современном этапе в том случае, если она соответствует целям и нормам информационного общества, то есть обеспечивает :доступность информации (в том числе электронных информационных ресурсов);
разнообразие форм и качества информационных ресурсов;
полноту, оперативность и достоверность получаемой информации;
комфортность получения информации.
Для решения основной задачи лицея, подготовки специалистов высокого качества, необходимо обеспечить высокое качество информационной среды. Деятельность информационных подразделений должна оцениваться в контексте поставленных целей.
Исходя из этого, информационно-образовательную среду лицея можно охарактеризовать как качественную:
если существует организационная структура, накапливающая и хранящая информационные ресурсы и оказывающая информационные услуги;
разработана и функционирует система оценки качества информационной среды лицея, которая является составной частью процесса управления качеством образования;
информационная среда интегрирована для обеспечения учебного процесса и повышения квалификации преподавателей;
информационная грамотность преподавательского состава и студентов адекватна современному уровню развития информационных технологий, проводятся курсы повышения компьютерной грамотности преподавателей, спецкурсы для студентов, студенты участвуют в олимпиадах по предметам;
имеющиеся информационные ресурсы разнообразны и ориентированы на различные категории потребителей;
в лицеях, организующих и поддерживающих информационную среду, применяются новые информационные технологии (существуют электронные каталоги, имеется доступ в Интернет, локальная сеть. Качество информационно-образовательной среды характеризуется также обеспеченностью научной и учебно-методической литературой, посещаемостью библиотеки, читаемостью и т.д. Рассмотрим только те компоненты информационно - образовательной среды, которые связаны с использованием информационных технологий.
Система информационного обслуживания школьников и преподавателей складывается из показателей работы подразделений, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам и оказывающих разнообразные услуги. Исходя из этого можно сформировать структуру показателей качества информационной среды лицея, которые представлены ниже.
Показатели качества информационной среды Количество
Общее количество единиц компьютерной техники 7
Принтер 2
Сканер 1
Цифровой фотоаппарат 1
Количество студентов на единицу компьютерной техники 7,14
Количество компьютеров для выхода в глобальные сети 7
Наличие локальных компьютерных сетей есть (1)
Наличие web-сайта есть
Наличие электронных публикаций, доступных через глобальные сети есть
Общее количество используемого программного обеспечения 37
Количество обучающих программ 14
Наличие учебных курсов по информационной грамотности есть
На наш взгляд, важнейшими факторами качества информационного обеспечения учебного процесса и управления также являются:
создание соответствующей организационной структуры управления;
создание и развитие информационной инфраструктуры;
наличие организационно-нормативного обеспечения.
Важным фактором качества информационного обеспечения является информационная инфраструктура учебного заведения, которая, по моему мнению включает в себя:
наличие и качество каналов внешней связи для доступа к интерсетевым ресурсам, а также локальной сети лицея;
наличие и качество информационно-методического наполнения Интернет-серверов;
обеспеченность и качество программных продуктов для информатизации учебно-воспитательного процесса и управления;
наличие организационных структур обеспечения доступа к информационным ресурсам;
техническое обеспечение.
В значительной мере качество информационного обеспечения определяется качеством используемых учебных материалов и программного обеспечения (ПО) для самостоятельной работы студентов.
Класс программного обеспечения Количество программ
Всего В том числе
лицензионных
Системные и прикладные программы 34 -
Обучающие программы по общеобразовательным дисциплинам всего 12 -
в том числе:
Иностранный язык 1 -
Информатика 2 -
Математика 4 -
Физика 3 -
История 4 -
Русский язык 3 -
Химия 2 -
ОБЖ 1 -
Анализируя структуру имеющегося программного обеспечения по блокам дисциплин, видно, что подавляющее большинство обучающих программ – программы по общеобразовательным дисциплинам. Таково же соотношение учебных программ и на рынке ПО. Наиболее благоприятная ситуация с обучающими программами школьных курсов обусловлена проведением мероприятийпо их созданию в рамках Государственных целевых программ. Этим же объясняется более высокое качество обучающих программ по общеобразовательным дисциплинам, поскольку их разработкой занимались профессиональные фирмы под контролем научно-методических советов.
Создание обучающих программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам среднего профессионального образования носит бессистемный характер. Прежде всего – это собственные разработки учебных заведений, пытающихся самостоятельно решить данную проблему. Такие программы изначально создаются не с ориентацией на рынок, под конкретную дисциплину и видение ее конкретным преподавателем. Отсюда и низкое качество данных обучающих программ. Развитие системы открытого образования, использование в учебном процессе удаленных информационных ресурсов требует высокого качества каналов связи для доступа к интерсетевым ресурсам. В настоящее время лицей имеет доступ к ресурсам сети Интернет по наземному выделенному каналу, что обеспечивает скорость передачи данных 128кб/с, Подключение с 2009 года к образовательной сети и достаточно низкая стоимость использования ее ресурсов (естественно, в ущерб качеству) позволяет неограниченно предоставлять возможность пользоваться услугами Интернет всем студентам. Немаловажную роль в информационном обеспечении учебно-производственного процесса и управления играет наличие и качество информационно-методического обеспечения Интернет серверов. Интернет сервера предоставляют ресурсы как внутренним, так и внешним пользователям.
Сделать информационные ресурсы доступными невозможно без соответствующих организационных структур, главной целью создания которых является полное удовлетворение информационных потребностей преподавателей и студентов. В целях комфортности получения доступа к информационным технологиям в лицее функционируют следующие структуры. Компьютерный класс лицея является междисциплинарными (лишь условно закрепленными за определенным рядом дисциплин). В свободное от проведения плановых учебных занятий время студенты могут попасть в компьютерный класс для самостоятельной работы над курсовым проектом, выполнения других видов работ.
Для повышения компьютерной грамотности преподавателей информационно-методической службой лицея ежегодно проводятся курсы по программам начинающего пользователя и использованию Интернет – технологий.
Применение информационных технологий не только преподавателями-специалистами в данной профессиональной области, но и преподавателями специальных, общеобразовательных дисциплин, расширение доступа к информационным ресурсам, повлекло за собой ряд проблем, для решения которых разработана организационно-нормативная документация, создающая нормативно-правовое поле развития информационных технологий на уровне учебного заведения:
Положение об использовании услуг интернет;
Правила работы в компьютерных классах;
И последний, один из наиболее важных элементов информационной инфраструктуры: материально-техническая база. Качество технического обеспечения характеризуется степенью удовлетворенности потребностей преподавателей и студентов количеством компьютерной техники и ее возможностями. Компьютерная техника быстро устаревает морально и физически, и, поскольку лицей активно занимается вопросами информатизации назрела, необходимость заменять ряд устаревших компьютеров.
Основной целью информационного образования является формирование информационно-функциональной компетентности, которая предполагает овладение системой методов и средств порождения, преобразования, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.
И здесь речь идет об информационных и коммуникационных технологиях. В определенной мере можно говорить, что в начале XXI века, заканчивается этап
а) знакомства с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ),
б) освоения их в условиях реальных образовательных процессов,
в) создания в отдельных учебных заведениях современной информационной инфраструктуры,
г) выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов,
д) разработка и выпуск новых управленческих систем на основе их автоматизации и информатизации.
Вопросов много. Одно уже бесспорно ясно: традиционное понимание образовательного процесса и управление им трудно согласуется с использованием ИКТ и эти трудности отнюдь не преодолеваются, а постоянно нарастают, ориентируя наше внимание, прежде всего на наличие информационной культуры и компетентности массового педагога.
К сожалению, в настоящее время информационное образование и информационная культура в педагогической среде ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером.
На наш взгляд рациональным и эффективным способом решения проблемы является развитие системы информационного образования за счет внедрения в учебные заведения управленческих программных продуктов, обеспечивающих необходимое включение педагога в информатизированную среду конкретного образовательного процесса, обеспечивая тем самым и условия непрерывного образования и развития способностей личности преподавателя, а, следовательно, и студента.