Статья Метод круговой тренировки как воспитательное средство на уроках физической культуры
Метод круговой тренировки как воспитательное средство на уроках физической культуры
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 www.interactive-plus.ru жизни – задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения – это долгосрочная инвестиция государства семье, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физической культуры. Для достижения результата при работе с учащимися необходимо знать методику проведения занятия, различные методы и методические приемы. Круговая тренировка полностью подходит под это описание, включая в себя разносторонность, целесообразное распределение нагрузки и дозировки, что способствует гармоничному развитию ребенка. В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Время, планируемое на уроке для проведения «круговой тренировки», определяется из расчета всего общего времени, выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 мин. «Круговая тренировка» в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры. В зависимости от задач урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной. В зависимости от задач урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной , так и в заключительной части урока. Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока. Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений. В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока. Основой круговой тренировки является многократ- ное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий. Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса. На уроках используются сна- ряды, которыми оснащены большой и малый спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3–4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока. На уроках также используется наглядное пособие – контрольные карточки, карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися. Работая по методу круговой тренировки, мы учитываем возрастные особенности учащихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом. В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная периодизация по Фомину Н.А: 7 лет – конец периода первого детства; 8–11 лет [де- вочки], 8–12 лет [мальчики] – период второго детства; 12–15 лет [девочки], 13– 16 лет [мальчики] – подростковый возраст; с 16 лет у девочек и 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период. Метод круговой тренировки на уроках физической культуры в нашей школе мы применяем давно. Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития только физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила) и совершенствования их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и т. п.). При проведении уроков физической культуры методом круговой тренировки после проведения тщательной разминки, выполнения ОРУ учащихся делим их на группы по 2 человека (что дает возможность выполнять упражнения в парах и с помощью одного из партнеров). Спортивный зал делим на так называемые «станции» по числу запланированных упражнений. На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. По нашей команде группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. После этого каждый ученик получает оценку за работу во время выполнения упражнений круговой тренировки (обычно «4» и «5»). Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся (от 10 сек. –20 сек. в начальной школе, в среднем звене до 30 сек. и в старшем звене до 1 минуты). Не менее значимым для нас, является качество заботливости, которое способствует наиболее продуктивному решению воспитательных и образовательных задач. К заботливому педагогу ученики проникаются доверием. Интерес к учителю обуславливает возникновение интереса к преподаваемому им предмету, более качественное усвоение программного материала. Не менее важно, что заботливый учитель обладает большим авторитетом среди учащихся и может служить для них примером. Способы нормативного, социально одобряемого поведения, которые он демонстрирует, легко усваиваются учениками. Высокий уровень обученности и воспитанности школьников говорит об эффективности деятельности учителя . Для них особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Это позволяет не только одному педагогу, но и школе как социальному институту не потерять возможности оказывать позитивное влияние на формирование личности таких учеников.