Разработка мастер-класса по теме Технология критического мышления как один из методов повышения эффективности уроков английского языка


Тема мастер-класса: «Технология критического мышления как один из методов повышения эффективности уроков английского языка»
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по внедрению технологии критического мышления в процессе обучения английскому языку.
Задачи мастер-класса:
1) познакомить участников мастер- класса с технологией критического мышления;
2) познакомить с опытом работы учителя английского языка по внедрению технологии развития критического мышления;
3) показать на практике, каким образом использование технологии критического мышления на уроках английского языка способствует:
- формированию коммуникативной компетенции учащихся;
- развитию умения учащихся анализировать, критически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы, применять полученную информацию к различным ситуациям;
- развитию творческих способностей учащихся;
- расширению общекультурного кругозора.
Оборудование: раздаточный материал (картинки, тексты, шаблоны книжек, ножницы, клей).
Целевая аудитория: предложенные формы работы могут быть использованы педагогами английского языка, начиная со среднего звена в школе, при изучении тем «Reading», “Literature”.
Ход проведения мастер – класса
I. Вступительное слово (ознакомление с технологией критического мышления)
Teacher: Good day to everyone here! Темой представленного мною мастер- класса сегодня будет технология критического мышления и знакомство с приемами, которые я использую на своих уроках, применяя данную технологию. Технология критического мышления является одним из современных методов в образовании, который направлен на повышение эффективности обучения. Применение данной технологии способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, развитию умения анализировать, критически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы, способствует развитию творческих способностей учащихся, повышает интерес к изучению предмета и повышает эффективность восприятия информации на уроке.
II. Работа по внедрению технологии критического мышления
Teacher: Я предлагаю перейти к практической части, которая позволит нам подробнее познакомиться с данной технологией и тем, как ее можно применять на своих уроках. Представьте, что вы учащиеся 7 класса, которые изучают тему: «Чтение в моей жизни» и сейчас с вами на уроке мы поработаем с технологией критического мышления. Технология критического мышления состоит из трех стадий.
I стадия. Вызов (evocation)
Главная задача стадии вызова состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, поддержать их активность. Опираясь на имеющиеся знания, учащиеся работают в группах и составляют кластер из слов, которые относятся к литературе и ее жанрам. Каждая из групп получает слово-подсказку, к которому им необходимо дописать как можно больше подобных понятий. Лидеры групп зачитывают слова, которые они записали. Затем кластеры объединяются в один рисунок.
Teacher: Imagine that you are pupils of the 7th form. We are studying topic reading and now we are going to have a very interesting kind of work. But first I would like you to remember what you know about literature and its genres. I would like you to work in groups. You are having a paper where you can write all the words which are connected with literature and its genres. You are having one minute to make a list of words and then we will make a word-web to the word “literature”. Choose one leader who will read the words and will put them to make a word-web.
Literature

Drama
Mystery
Fiction
Comedy
Detective
Legend
Fairytale

“Cinderella”
“Goldilocks and three bears”
“Hercule Poirot”
“In search of Nemo”

A. Pushkin
F. Dostoyevsky
J. London
Br. Grimm
A. Christy
A. Chekhov
W. Shakespeare



2.2. II стадия. Осмысление (realization of meaning)
Данный этап нацелен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Учащиеся работают с текстом, используя предложенные учителем активные методы чтения, сопоставляя предложенную новую информацию с уже имеющимися знаниями. Одной из форм работы на данном этапе, которую я часто использую на своих уроках, является изготовление книги из ее отдельных составляющих: шаблона книги, картинок, текста. Так как учащиеся уже были поделены на группы, то лидерам групп сначала предлагается выбрать название их будущей книги. Я предлагаю ребятам просто назвать любой из предложенных цветов, каждый из которых отвечает за то или иное название книги. Затем учащиеся получают одинаковые наборы материала, из которого им нужно будет выбрать тот, который подходит к названию их будущей книги (т.е. провести анализ и сопоставить факты), после этого группам необходимо систематизировать выбранный материал, согласно содержанию будущей книги (т.е. сделать определенные выводы из той информации, которую они получили) и только потом вклеить весь выбранный материал в шаблон книги, чтобы получился конечный продукт.
Teacher: We remembered some facts that we know about literature and its genres and now I suggest you to be in the writer’s shoes. Now we will work on creation of your own books. I invite the leaders of the groups to choose to titles of your future books.
“A present from Santa”
“A walk in the forest”

“An adventure in the zoo”

Teacher: Now, I will give you materials which will help you to create your own books. Each group has the same package of materials which include
The book itself (шаблон книги может отличаться)
35433002242185685800201358538103089275297180070485
Parts of three different texts (текстов может быть больше, содержание может отличаться в зависимости от целевой аудитории)
“A walk in the forest”
This story is about brother and sister who once went to the forest to pick up some mushrooms.
The weather was sunny and warm and birds were flying and singing merrily.
They haven’t noticed that they went far into the forest.
Garry, we must go back home, it’s getting dark and I’m scared. I think we lost our way.
Don’t worry, Lilly, I know the way back home. Go after me.
It was very dark…Children were going around the forest and couldn’t find the way home.
They heard sounds of wolves and both were very scared.
Lilly began to cry when suddenly they heard the familiar voice which sounded loudly: “Garry, Lilly, are you there?”

“An adventure in the zoo”
Marry and Lisa went to the zoo last Sunday.
They wanted to see the exhibition of snakes which arrived to their city for several days only.
When they came into the room where snakes were Marry noticed one small snake on the floor.
She said silently: “Liza, there is a snake on the floor, don’t move and don’t scream!”
But when Liza saw the snake she couldn’t keep silence and began to scream loudly: “Snake, snake, there is a snake!”
Everybody began to scream and ran away from the room.
Only Marry didn’t lose her temper and took small snake into her hands.
“It was a real adventure to see and to touch a baby snake!” – she told her mum when she got back home from the zoo.

“A present from Santa”
A small boy whose name was Bobby once was writing a letter to Santa Clause.
He was not very good pupil that’s why he was making a lot of mistakes.
In his letter he wrote: “Deer Santa? I want big dall four Christmas. Yours, B.”When Santa got a letter from Bobby he couldn’t understand if this letter from boy or from girl, if he was deer or dear and if the child wanted four big dolls or big ball for Christmas.
That was a Christmas morning and presents were under Christmas tree.
Bobby ran to see his present from Santa.
He found four big dolls and a letter from Santa.
He wrote: “Dear B. I don’t know your name, may be you are Betty. These four dolls are for you. Please, study hard. Yours, Santa”.
2.Pictures to the texts (картинки стараюсь подбирать по содержанию будущих книжек, чтобы на каждой странице книги была картинка)
228600271780
297180086360
11430022987033147001270
Teacher: You will now have 2 minutes to find phrases and pictures which are connected with the title of your book, then you will have two more minutes to list them to make a story, then two more minutes to put the phrases and pictures to the pages of the book.
2.3. III стадия. «Рефлексия» (reflection)
На стадии рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его c помощью обсуждения, дискуссии или творческой презентации того, над чем проводилась работа. На этой стадии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям и знаниям. Выполняя именно этот вид работы, я предлагаю своим учащимся презентовать их книги друг другу в интересной форме.
Teacher: And now, pupils, I suggest you to make small presentations of your books to your classmates. You have one minute for discussion of your presentation.
Подводя итог работы, я вручаю грамоты за создание лучшего юмористического рассказа, приключенческого рассказа, рассказа – страшилки.
DIPLOMA
38100

To the best writers

of adventure story
“An adventure in the zoo”

III. Подведение итогов мастер-класса, рефлексия участников мастер-класса
Teacher: Спасибо всем за отличную работу сегодня! Я бы хотела закончить свой мастер-класс еще одним приемом стадии рефлексии в технологии критического мышления – это составление синквейна по теме мастер-класса. Напоминаю правила написания синквейна:
 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
 Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Мастер-класс
Интересный, продуктивный
Написали, прочитали, сделали
Было всем нам интересно
полезно
Teacher: Я бы хотела вручить каждому из присутствующих на память дипломы экспертов технологии критического мышления. Данная технология позволяет сделать уроки более интересными, информативными и динамичными. Я надеюсь, что мой опыт работы с данной технологией будет полезным также и в вашей работе.
82230638413
To the expert
of critical thinking
Литература
1. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.2. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 55.3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - С. 31.4. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.5. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 32.6. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение//Педагогика.- 1994.- № 5.- С. 12.7. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. -Princeton Junction, 1993, с. 56.8. Paul R.W. Critical thinking and the critical person // Thinking: Report on research. Hillsdale (N.Y), 1987, с.12