Конспект урока окружающего мира Отечественная война 1812 года (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 22.04.2016
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4В
Студентка: Синюгина Татьяна
Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна
Руководитель практики: Медведева Наталья Викторовна
Тема: Отечественная война 1812 года
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года.
Задачи:
образовательная: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.
воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение к истории своей страны.
развивающая: развивать память, внимание, мышление; навыки работы в группе.
Планируемые результаты урока:
ПРЕДМЕТНЫЕ – знать об Отечественной войне 1812 года, основных событиях и героях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
ЛИЧНОСТНЫЕ – осознавать свое единство с окружающим миром.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; конверты с деформированными пословицами.
ХОД УРОКА:
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)
- Как вы понимаете выражение М.И. Кутузова «Гордитесь именем русских!»
- Что вы должны делать, чтобы могли гордиться тем, что вы граждане своей страны?
- Какой можно сделать вывод?
Размышляют.
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
- Мы должны гордиться именами тех людей, которые защищали нашу Родину. Они отдавали за нас и наше будущее свою жизнь.
Актуализация знаний
Наблюдение общественной жизни. (слайд 2)
Сегодня, 22 апреля, отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли, проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома.
Проверка домашнего задания.
- Кто хочет рассказать о Петербурге иностранцу или гостю из другого города?
Прослушать сообщения о А.В.Суворове и Ф.Ф. Ушакове.
Словесная оценка проверки знаний. Выставление отметок. Рассказ ученика.
Рассказ 2 учеников.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.
Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.
- Правильно, это 1812 г. Этот год был непростым для России, а почему – вы узнаете сегодня на уроке. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 3)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Работа со словарем.
- Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество».
- Где можем узнать определение этого слова?
- В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: (слайд 4) «отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Работа в группах.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.
Задание для 1 группы.
Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «Отечественная война».
- Прочитайте текст на с. 112 – 113 учебника. Ответьте на вопросы.
1. В каком году началась война?
2. Между какими странами шла война?
3. Кто первым начал войну и почему?
4. Кто возглавлял французскую армию?
5. Кто возглавил русскую армию?
Задание для 2 группы.
Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.
- Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114 – 115. Ответьте на вопросы.
1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?
2. Где и когда оно произошло?
3. Чем закончилось?
4. Какой момент боя был самым тяжелым?
5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114 – 115?
Задание для 3 группы.
Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.
- Прочитайте текст на с. 116 – 117 учебника. Ответьте на вопросы.
1. Кто такие партизаны?
2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?
3. Как была изгнана французская армия за пределы России?
4. В каком году закончилась война?
Проверка. Решают математическую задачу, чтобы узнать год путешествия.
- 1812 г.
Формулируют тему.
- Отечественная война 1812 года.
- Познакомиться с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.
Определяют задачи.
- Почему эту войну называют Отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? И т.д.
Ответы детей.
- В словаре.
- В июне 1812 года.
- Между Россией и Францией.
- Наполеон, т.к. он мечтал покорить весь мир.
- Наполеон Бонапарт.
- Михаил Илларионович Кутузов.
- Бородинская битва.
- У села Бородина, в 110 км от Москвы, 26 августа 1812 г.
- Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве.
- Оборона Курганной высоты.
Высказывания детей.
- Те, кто воевал на территории, занятой противником.
- Денис Васильевич Давыдов.
-
- В декабре 1812 года.
Первичное закрепление во внешней речи
Сообщения учащихся.
Наполеоновское нашествие.
В конце 18 века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции власть взял в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.
Наполеон был очень грозным противником. Он был умен, хитер и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шел ему навстречу.
К этому времени почти вся Европа была покорена Наполеоном. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений. Наполеон обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался - он привел к границам России огромную армию.
В 1812-ом году французская армия вторглась на территорию России. Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Посадите вражеское войско оставляло сожженные деревни и села, разграбление города.
Александр I назначил Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим русскими войсками. Ум М.И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.
Вопросы:
Кто возглавлял французскую армию?
Как Наполеон готовился к войне с Россией?
Почему русская армия начала отступать?
Что оставляло позади себя вражеское войско?
Кто и кого назначили главнокомандующим русскими войсками?
Бородино.
После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино недалеко от Москвы. Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было перекрыть дороги на Москву.
26 августа 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение. Оно продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми) Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
2-го сентября русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город.
А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нем.
Вопросы:
Главная задача Бородинского сражения для М.И. Кутузова.
Когда начался бой?
Почему Кутузов М.И. решил отступать?
Когда русские войска оставили Москву?
Изгнание Наполеона из Москвы.
После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошел крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами, как и бежавшие из плена русские солдаты. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.
Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.
Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы.
Наполеон чуть сам не попал в плен.
25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.
Вопросы:
Почему армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг?
Когда было объявлено об окончании войны?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Учащиеся подготовили дополнительные сведения. Зачитывают сообщения. Остальные учащиеся отвечают на вопросы.
- Наполеон Бонапарт.
- Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений.
- Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать.
- Посадите вражеское войско оставляло сожженные деревни и села, разграбление города.
- Александр I назначил Кутузова М.И.
- Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было перекрыть дороги на Москву.
- 26 августа 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой.
- В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
- 2-го сентября русские войска оставили Москву.
- Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.
- 25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Открыли рабочую тетрадь с. 42 №5. Выполним самостоятельно.
Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.
М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов – одни из героев Отечественной войны 1812 года.
Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение.
Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года.
Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву.
Заграничные походы российской армии закончились в Париже. Выполняют самостоятельно №5 в рабочей тетради. Устно дают объяснение неверному утверждению.
Ответы:
1. +
2. +
3. +
4. -
5. +
Сначала была Бородинская битва 26 августа (по старому стилю), потом Наполеон захватил Москву 2 сентября (по старому стилю).
По новому стилю – 7 сентября, 14 сентября.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Блицопрос.
- Где произошло решающее сражение?
- Какой полководец командовал русскими войсками?
- Почему Кутузов решил отступить?
- Почему Наполеон оставил Москву?
- Кто наносил значительный урон отступающим французам?
- Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?
Работа с пословицами.
Для каждого ряда учитель предлагает конверт с деформированными предложениями (пословицами).
- Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- О каком историческом событии мы сегодня говорили?
- Что произвело на вас самое большое впечатление?
- Объясните, почему война 1812 года называется отечественной?
- Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности. Отвечают на вопросы.
- У села Бородино, в 110 км от Москвы.
- Михаил Илларионович Кутузов.
- Чтобы сберечь войско.
- Из-за пожаров, голода армии в Москве.
- Партизаны.
- Храм Христа Спасителя.
Выполняют задание по рядам. Собирают пословицы.
- Об Отечественной войне 1812 г.
Высказывания детей.
- Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту Родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Дополните предложения. (слайд 5)
Я узнал …
Я научился …
Мне понравилось …
Я бы хотел …
Новые знания мне …
Д/З учебник с. 112 – 119, РТ с. 39 – 41. (слайд 6) Дополняют предложения.
Записывают домашнее задание.
Подпись руководителя практики _____________________________
Подпись учителя ______________________________________________
Отметка _________________________