Элективный курс по технологии Твоя профессиональная карьера (9 класс)
Комитет народного образования администрации
Муниципального образования «Арсеньевский район»
Тульской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Манаенская средняя общеобразовательная школа
Муниципального образования «Арсеньевский район»
Тульской области
Одобрена и обсуждена на «УТВЕРЖДАЮ»
заседании педагогического Директор МОУ
совета МОУ Манаенская СОШ Манаенская СОШ
Протокол №________ __________Л.М.Хныкина
От «______»______________2008 г. __________________
РАБОЧАЯ
П Р О Г Р А М М А
по курсу
«Твоя
профессиональная
карьера» область
«Технология»
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
БЕНЦА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА.
2007 Г.
Каждый человек по окончании школы задумывается над тем, кем быть, какую профессию выбрать? Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. Многие считают, что профессию выбирают один раз на всю жизнь.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессии – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Ответы на многие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, учащиеся смогут получить, когда ознакомятся с данным курсом «Твоя профессиональная карьера». Термин «карьера» употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижении профессионального мастерства.
Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.
Данный курс позволит учащимся понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те недостающие качества, которые предстоит сформировать, чтобы добиться успеха.
Учащиеся узнают о возникновении и огромном разнообразии мира профессий, об особенностях психологического анализа труда, позволяющего проникнуть в сущность профессиональной деятельности, научатся соотносить знания о себе с требованиями профессионального труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. Все это будет способствовать выбору верного жизненного пути, в конечном итоге они станут свободными и независимыми.
Курс «Твоя профессиональная карьера» это продолжение области Технология. Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков.
Курс направлен на реализацию следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Учебно – тематический план.
№
Т е м а
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ВСЕГО
ТЕОРИИ
ПРАК
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9-
10.
11.
12.
13
-
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
ВВЕДЕНИЕ.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.
Внутренний мир человека и возможности его познания. Представление о себе и выборе профессии.
Секреты выбора профессии, Профессиональные намерения и профессиональный план. Типичные ошибки при выборе профессии.
Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
Профессиональная карьера и здоровье. Диетическое питание, как лечебный фактор при
заболеваниях. Обобщающие вопросы и задания.
Психические особенности личности.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности.
Ведущие отношения личности и профессии.
Эмоциональные состояния личности. Волевые качества личности. Диагностика профессиональных возможностей личности школьника. Построение планов.
Неисчерпаемость человеческих возможностей в профессиональном самоопределении.
Способности к запоминанию и вниманию.
Человек среди людей. Человеческие ресурсы.
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Диагностика качеств.
Многообразие мира профессий.
Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Сферы производства.
Многообразие мира профессионального труда.
«Мир профессий» (сценарий).Виды профессий.
Профессия повар. Составление меню на день.
Рукоделие. Художественные ремесла.
Художественное оформление изделия различными материалами (бисер, кожа, мех, пух, вышивка гладью и крестом). Аппликация.
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Съемная аппликация.
Виды ковров ручной работы Роль композиции, колорита, фактуры, материала в произведениях декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония. Технология окраски нитей и тканей.
П.Р. Изготовление панно в технике ручного ткачества. Охрана труда при работе.
Технологии ведения дома.
Введение в предпринимательскую деятельность. Маркетинг и менеджмент. Виды налогов.
Производительность и оплата труда. Творчество в труде. Бизнес-план. Проявление характера в профессиональной деятельности.
Себестоимость товаров и услуг,ценообразование
Анализ профессий.
Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Состав специалистов. РК.
Санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места.
Самостоятельность и ответственность в работе.
Особенности деловых контактов на предприятии
Характеристика полупроводниковых приборов, используемых на предприятиях, условные обозначения на схемах.
Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов (выпрямитель, стабилизатор напряжения, мультивибратор, однокаскадный усилитель).
Профессии, связанные с производством эксплуатацией и обслуживанием электронных устройств. Чтение простых электронных схем.
П Р: Сборка по схеме простого электронного устройства из деталей конструктора.
Пути получения профессионального образования.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Современное производство и профессиональное образование.
Дневник профессиональной карьеры. Роль профессии в жизни человека.
1
5
4
4
4
4
3
7
2
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу ТПК (Твоя Профессиональная карьера) составлена на основе примерной программы по технологии «обслуживающий труд» основного общего образования (Сборник нормативных документов ТЕХНОЛОГИЯ / сост.Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007) и на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования.
Данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) с учетом прохождения основного стандарта по образовательной области «Технология» на второй ступени обучения.
Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» обеспечить усвоение ими знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры набазе сведений, полученных при изучении других образовательныхобластей и предметов, а также на основе включения учащихся вразнообразные виды технологической деятельности по созданиюличностно или общественно значимых продуктов труда;
освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынкетруда, товаров и услуг;
овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что должно найти свое отражение в учебном плане.
По окончании курса технологии в учащиеся овладевают:
безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и обшетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение,
навыки бесконфликтного делового общения,
ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Данный опыт включает в себя;
опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда, подбор материалов и средств труда в соответствии С целями деятельности, рациональное размещение инструментов и оборудования, применение инструментов и оборудования, использование безопасных приемов труда в технологическом процессе, контроль хода процесса и результатов своего труда;
опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределение работ при коллективной деятельности;
опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернета, применение информации при решении технологических задач;
опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности, определение способов и средств достижения цели, воплощение проекта в виде законченного продукта, оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей, проба сил в различных сферах профессиональной деятельности, построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-тематический план
№
Т Е М А
всего
теории
практ
1.
2.
3.
4.
5.
6-
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24-25
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
ВВЕДЕНИЕ.
Анализ профессий.
Предмет и средства труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда.
Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса.
Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности
Особенности деловых контактов в труде Условия профессионального труда.
Профессиограмма и анализ профессий Формула профессии.
Итоговые вопросы и задания.
Дневник профессиональной карьеры.
Тестирование. Определение своих способностей и возможностей на примере практических работ.
Рынок и его требования к профессионалу.
Структурная перестройка экономики
Менеджмент, предпринимательство, маркетинг
История становления предпринимательства.
Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
Рыночная система ее характеристика совокупность купли и продажи.
Конкурентная борьба и роль государства в ее реализации. Виды конкуренции.
Внутренний предпринимательский талант, который приносит доход. Доходы их формы факторы изменчивости. Источники доходов.
Заработная плата и трудовые отношения.
Факторы, меняющие совокупные предложения. Спрос и предложения.
Итоговые вопросы и задания.
Экономика и государство.
Понятие экономики. Основные элементы экономики. Производство и его факторы.
Экономическая система и ее разновидности.
Маркетинговая стратегия.
Маркетинг избирательной кампании в России.
Итоговые вопросы и задания.
Управление организацией.
Понятие и сущность организации. Принципы организации. Теории организаций.
Классификация организаций. Технология создания организаций.
Организационная структура. Процесс формирования структуры организации. Виды структур.
Коммуникации в организации. Мотивация.
Управление организацией. Методы принятия решений в организации. Стили руководства. Планирование деятельности в организации.
Личность в организации. Психологические закономерности управленческой деятельности. Типология личности. Личность в организации.
Итоговые вопросы и задания.
Понимание цели и смысла жизни человека.
Соотношение понятий «человек», «индивид, «личность». Цель и смысл жизни человека.
Имидж и этикет современного делового человека. Служебно-деловой этикет.
Информационные технологии. Путь к успеху.
Итоговые вопросы и задания.
1
4
2
8
5
10
4
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
26
1
1
2
1
1
1
1
8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ.
Знакомство учащихся с курсом «ТПК». Как правильно выбрать профессию, познать себя, не ошибиться в своем выборе. «Профессию выбирают один раз и на всю жизнь». Курс поможет сделать правильный выбор.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.
Внутренний мир человека. Собственное «Я». Человек, как личность, его психология и индивидуальность. Представление о себе и выборе профессии. Самооценка – первый шаг к выбору. Секреты выбора профессии. Оценка собственных интересов, склонностей и способностей при выборе своей профессиональной деятельности. Определение цели: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать, оценить свои возможности. Выявление типичных ошибок при выборе профессии. Знакомство с профессиями через познавательную игру «Мир профессий».
Рассмотрение интересов и склонностей в профессиональном выборе «хочу» и «могу». Взаимосвязь способностей личности со знаниями, умениями и навыками. Пригодность человека к той или иной сфере деятельности.
Влияние здоровья при выборе профессии. Неблагоприятные производственные факторы для организма человека. Профессиональная карьера и здоровье.
Психические особенности личности.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Действие нервных процессов на человека. Значение темперамента в профессиональном становлении личности. Типы темпераментов, их соответствие условиям какой-либо деятельности.
Черты характера, влияние на успешную жизнедеятельность. Преодоление в себе негативных качеств и их укрепление. Эмоциональные состояния личности и ее волевые качества. Их роль в жизни человека. Умение управлять собственным поведением. Проведение тестирования по выявлению темперамента. Комплекс практических упражнений для развития волевой сферы.
Неисчерпаемость человеческих возможностей в профессиональном самоопределении.
Способность к запоминанию. Память. Ее индивидуальные особенности в практической деятельности. Роль внимания в деятельности человека. Проявление гибкости мышления, его требования в профессиях. Значимость внимания, памяти, мышления, воображения для профессионального самоопределения.
Многообразие мира профессий.
Труд как потребность человеческой жизни. Как правильно совершенствовать себя в труде. Влияние труда на человека. Массовость профессий, их роль в обществе. Как стать первоклассным профессионалом? Кто такой профессионал? Влияние человеческого фактора на выбор профессии.
Рукоделие. Художественные ремесла.
Художественное оформление изделия различными материалами (бисер, кожа, мех, пух, вышивка гладью и крестом). Аппликация.
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Съемная аппликация.
Виды ковров ручной работы Роль композиции, колорита, фактуры, материала в произведениях декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония. Технология окраски нитей и тканей.
Изготовление панно в технике ручного ткачества. Охрана труда при работе.
Технологии ведения дома.
Введение в предпринимательскую деятельность. Маркетинг и менеджмент. Виды налогов.
Производительность и оплата труда. Творчество в труде. Бизнес-план. Проявление характера в профессиональной деятельности.
Себестоимость товаров и услуг Ценообразование
Анализ профессий.
Каков предмет труда в профессиональной деятельности? Цели и средства профессионального труда. В чем заключается проблемность трудовых ситуаций. Организация труда. Самостоятельность и ответственность – главные психологические признаки в профессиональной деятельности человека. Характеристика профессий и их анализ – профессиограмма, как с ее помощью ознакомиться с той или иной профессией. Зная формулу, можно выбирать профессию по душе.
Пути получения профессионального образования.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Дневник профессиональной карьеры
В процессе изучения первого года обучения курса «Твоя профессиональная карьера» учащиеся должны по-новому взглянуть на себя, познать и оценить свои возможности, выявить свои индивидуальные особенности и внутренние ресурсы, что, в свою очередь, поможет наметить программу самоподготовки к будущей профессиональной карьере и успешно ее осуществить. Дневник – это проверка образа будущего. Кем я хочу и могу быть?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Анализ профессий.
Повторение изученного первого года обучения. Дневник профессиональной карьеры. Определение своих способностей и возможностей на примере тестов и практических заданий.
Каков предмет труда в профессиональной деятельности? Цели и средства профессионального труда. В чем заключается проблемность трудовых ситуаций. Организация труда. Самостоятельность и ответственность – главные психологические признаки в профессиональной деятельности человека. Характеристика профессий и их анализ – профессиограмма, как с ее помощью ознакомиться с той или иной профессией. Зная формулу, можно выбирать профессию по душе.
Дневник профессиональной карьеры.
Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. Виды разделения труда, их характеристика. Социально-экономические проблемы в нашем обществе, пути их решения. Социально-экономическая мобильность. Понятие. Игровая дискуссия «Кто нам нужен?». Типичные ошибки выпускников школы при выборе профессии. Как правильно подойти к выбору и чем нужно руководствоваться при выборе профессии.
Рынок и его требования к персоналу.
В чем заключается структурная перестройка экономики? Основные принципы формирования рынка труда. Что такое инфраструктура и каковы ее составляющие компоненты?
Понятия «менеджмент» и «маркетинг», каковы их основные функции. Предпринимательство, его плюсы и минусы. Развитие предпринимательства в нашей стране. Безработица. Способы решения безработицы. Как правильно сделать свой выбор?
Экономика и государство.
Понятие экономики, ее основные элементы. Производство и его факторы. Формы государственного регулирования экономики. Прямые формы государственного регулирования экономики.
Понятие экономической системы общества. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Потребитель в разных системах.
Маркетинговая стратегия избирательной компании. Социология и политический рынок. Элементы маркетинга. Этапы планирования. Особенности российского избирательного маркетинга. Типы реакций народа.
Управление организацией.
Понятие и сущность организации. Принципы организации. Теории организаций. Классификация организаций. Технология создания организаций. Организационная структура. Процесс формирования структуры организации. Виды структур. Коммуникации в организации. Мотивация.
Управление организацией. Методы принятия решений в организации. Стили руководства. Планирование деятельности в организации.
Личность в организации. Психологические закономерности управленческой деятельности. Типология личности. Личность в организации.
Понимание цели и смысла жизни человека.
Что такое труд? Двойственная природа труда. Понятия «содержание труда», «характер труда».
Проявление отношения к труду, его роль в становлении человека. Смысл понятия «Интерес к труду». Мотивы труда. Содержательность труда. Профессиональная деятельность в системе трудовых функций человека. Простой и сложный труд, преобладание его в деятельности.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Формирование самосознания, то есть представление, образ собственного «Я», отличного от других людей. Определение цели и смысла жизни, которые заключаются в выборе своего будущего.
Список литературы.
Байдюк И.Ф. Культура производства и личность. – М., 1990.
2.Васильева З.П. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – Л., 1990.
Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. –М., 1988.
Газарян с. Ты выбираешь профессию. – М., 1985.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики6 Введение в психологию активности. – М., 1989.
Жариков Е, Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М., 1991.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично. – М., 1990.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1990.
Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М., 1996.
Кон И. С. Мир профессий. – М., 1985-1987.
Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М – 1984.
Макаров С. М. Менеджер за работой. – М., 1989.
Орлов Ю.М. Восхождение и индивидуальности. М., 1991.
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. – М., 1987.
Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М., 1988.
Проскуров В. С. Азбука предпринимательства. Справочно-практическре руководство. – М.: Паллада, 1993. -160с.
Райзберг Б. А. Основы экономики и предпринимательства. – М., 1992.
Сасова И. А., Чечель И. Д. Методическое руководство к таблицам «Экономика и основы современного производства» 8-9 классы. – М.: Просвещение, 1991. 45 с.
Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. – Брянск 1994.
Фрейкман Е. Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Начало-Пресс, 1993. – 160 с.
15