Программа по внеурочной деятельности Путь к грамотности.


Муниципальное образовательное учреждение Брейтовская
средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
МО учителей нач. классов Директор школы: Нефёдова С.М.
Протокол №____ от_____2015г. Приказ № от 2015г.
Руководитель МО______________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса «Путь к грамотности».
Программа составлена на основе
авторского (О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк) курса «Путь к грамотности»
Учителя начальных классов: Хорошулиной Т.М.
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Путь к грамотности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ООП НОО, на основе авторской программы Олейник О. В., Л.П.Кабанюк Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы.-М.: ВАКО, 2013
В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения.
Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика курса
Курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам: морфология, морфемика, орфография.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Формы работы: симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника.
Приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
Компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. Это позволяет создавать интересные презентации. После защиты проекта оценивается сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в нашем курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Место учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся в течение учебного года: 68 занятий (два раза в неделю).
Ценностные ориентиры
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Активное использование школьниками метода проектов, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-основные орфографические  и пунктуационные правила;
Учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
 -осуществлять проектную деятельность
Учащиеся смогут получить возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах.
Содержание курса внеурочной деятельности
1.Части речи. В гостях у частей речи. Существительное. Прилагательное. Глагол.Защита проектов по морфологии.
2.Состав слова. Из чего состоят слова? Зрим в корень!Из чего состоят слова? Зрим в корень! Окончание и основа. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Суффиксы существительных и прилагательных.Суффиксы глаголов. Интерфикс и постфикс.Слова замаскировались.Защита проектов по морфемике.
3.Правописание.Где прячутся ошибки? Самоинструкция. Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить?Этимология.Школа эйдетики.Образ слова Цепочки ассоциаций.Стоп! Перенос!Предлоги и приставки. Защита проектов по правописанию. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат‚ исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат - доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) - изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.Алгоритм разработки проекта: проблема - цель - результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы - информация, умения.Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
4. Выбрать способы, решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта:
введение,
основная часть,
заключение.
Введение - часть, в которой необходимо указать тему‚ цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки. Основная часть - описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы-клише: Я начал свою работу с того, что... Потом я приступил к... Я завершил работу тем, что... В ходе работы я столкнулся с такими проблемами... Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)... План моей работы был нарушен, потому что... Мне удалось достичь цели проекта, потому что.
Заключение - часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную‚ коммуникативную.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, будут использованы дидактические приемы, «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого - это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные языковые задачки, например, морфологические («Приключения Буратино») и др.
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!»‚ «Шиворот-навыворот» и др.).
Стремление двигаться, естественное для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.
Разнообразны творческие продукты проектов: в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), в других - интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке» и др.) и информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).Дежурный библиограф - это роль, которую будут исполнять поочередно. Задача дежурного библиографа - заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии учить других детей работать со справочной литературой. Чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Поисковик». Любой проект предполагает развитие интеллекта детей.
В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи:
повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия
для тренировочных упражнений.
Вторая задача не менее важна, чем первая, поэтому было введено понятие интеллектуальной нормы; необязательные для выполнения дополнительные задания, задания повышенной сложности отмечены звездочкой
Тематическое планирование занятий
Части речи – 30ч.
Состав слова – 17ч.
Правописание – 21ч.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ Дата Тема занятия Содержание
1 Проекты дают знания Что такое проекты. Какие бывают отметки. Интеллектуальный тренинг.
2 В гостях у частей речи Методы исследований: анализ и синтез.
3 Все, что существует Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
4 Проект. Запуск проекта «Паспорт имени существительного». (Индивидуальный)
1. Подготовительный этап
1.1 Объявление о начале проекта, сроках, условиях участия.
1.2 Выявление у детей первоначальных знаний по теме
5-
6 Проект «Паспорт имени существительного».
Оформление проекта
Подготовка к выступлению 2. Основной этап
2.1Сбор информации по теме
2.2 Оформление проекта
2.3 Подготовка к выступлению
7 Защита проекта «Паспорт имени существительного».
3. Заключительный этап
3.1 Защита проекта
3.2 Подведение итогов.
3.3 Рефлексия.
8 Прилагательное Прилагательное. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и
характер в портретах мастеров слова. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг.
9 Проект. Запуск проекта «Паспорт имени прилагательного». (Индивидуальный)
1. Подготовительный этап
1.1 Объявление о начале проекта, сроках, условиях участия.
1.2 Выявление у детей первоначальных знаний по теме
10-
11 Проект «Паспорт имени прилагательного».
Оформление проекта
Подготовка к выступлению
2. Основной этап
2.1Сбор информации по теме
2.2 Оформление проекта
2.3 Подготовка к выступлению
12 Защита проекта «Паспорт имени прилагательного».
3. Заключительный этап
3.1 Защита проекта
3.2 Подведение итогов.
3.3 Рефлексия.
13 Глагол. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг
14 Проект. Запуск проекта «Паспорт глагола». (Индивидуальный)
1. Подготовительный этап
1.1 Объявление о начале проекта, сроках, условиях участия.
1.2 Выявление у детей первоначальных знаний по теме
15-
16 Проект «Паспорт имени прилагательного».
Оформление проекта
Подготовка к выступлению
2. Основной этап
2.1Сбор информации по теме
2.2 Оформление проекта
2.3 Подготовка к выступлению
17 Защита проекта «Паспорт имени существительного».
3. Заключительный этап
3.1 Защита проекта
3.2 Подведение итогов.
3.3 Рефлексия.
18 Вместо имени. Поиск информации. Критерии оценки проектных работ. Информационный продукт.
19 Проект. Запуск проекта «Числительные в поговорках, фразеологизмах и сказках». (Групповой)
1. Подготовительный этап
1.1 Объявление о начале проекта, сроках, условиях участия.
1.2 Выявление у детей первоначальных знаний по теме
20-
21 Проект «Числительные в поговорках, фразеологизмах и сказках».
Оформление проекта
Подготовка к выступлению
2. Основной этап
2.1Сбор информации по теме
2.2 Оформление проекта
2.3 Подготовка к выступлению
22 Защита проекта «Числительные в поговорках, фразеологизмах и сказках». 3. Заключительный этап
3.1 Защита проекта
3.2 Подведение итогов.
3.3 Рефлексия.
23 Проект. Запуск проекта «Сказки, стихотворения, песни о любимой части речи». (Групповой)
1. Подготовительный этап
1.1 Объявление о начале проекта, сроках, условиях участия.
1.2 Выявление у детей первоначальных знаний по теме
24-
25 Проект «Сказки, стихотворения, песни о любимой части речи». Оформление проекта
Подготовка к выступлению
2. Основной этап
2.1Сбор информации по теме
2.2 Оформление проекта
2.3 Подготовка к выступлению
26 Защита проекта «Сказки, стихотворения, песни о любимой части речи». 3. Заключительный этап
3.1 Защита проекта
3.2 Подведение итогов.
3.3 Рефлексия.
27 Самоанализ «После защиты проектов» Тест. Умения: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные
28 Служба частям речи. Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг
29 Для чего нужна морфология Симпозиум. Интеллектуальный тренинг
30 Игра «Морфологический марафон» Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Творческий продукт. Викторина. Мозговой шторм
31 Из чего состоят слова? Проблемные вопросы. Темы проектов по морфемике. Интеллектуальный тренинг
32 Зрим в корень. Наблюдение как метод исследования.
33 Зрим в корень. Дедукция как метод познания. Интеллектуальный тренинг
34 Окончание и основа. От сравнения к индукции. Интеллектуальный тренинг
35 Слово о префиксах. Поисковик. Эксперимент. Интеллектуальный тренинг
36 Приставки–труженицы. Индукция как метод познания.
37 Приставки–труженицы. Интеллектуальный тренинг
38 Говорящие суффиксы. Разработка проектов. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг
39 Суффиксы существительных Анализ и синтез . Информационный продукт. Интеллектуальный тренинг
40 Суффиксы прилагательных Анализ и синтез . Информационный продукт. Интеллектуальный тренинг
41 Суффиксы глаголов Анализ и синтез . Информационный продукт. Интеллектуальный тренинг
42 Интерфикс и постфикс Мини-проект «Интерфикс и постфикс». Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг. Подготовка к защите проектов. Творческий продукт.
43 Слова замаскировались Критерии оценки проектных работ. Предзащита проектов. Творческий продукт
44-
45 Оформление мини-проектов «Суффиксы существительных, глаголов» Творческий продукт
46 Защита проектов по морфемикеПрезентация и защита проектов.
47 Игра «Морфемный марафон» Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Творческий продукт. Викторина. Мозговой шторм
48 Где прячутся ошибки? Самоанализ. Цель и задачи проектов. Тематика проектов. Поиск информации. Интеллектуальный тренинг.
49 Самоинструкции. Алгоритм. Разработка проекта. Творческий продукт.
50 Орфограммы в стихах. Разработка проекта. Интеллектуальный тренинг.
51 Что нельзя проверить? Разработка проекта. Интеллектуальный тренинг.
52
53 Этимология. Этимология- новый компонент проекта. Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг.
54-
55 Школа эйдетики. Творческий продукт. Школа эйдетики. От аналогии к информационному продукту.
56 Образ слова. Школа эйдетики.
57
58 Цепочка ассоциаций. Школа эйдетики. Ассоциация- путь к творческому продукту.
59 Проект. Запуск проекта «Ассоциации для словарных слов». (Групповой)
1. Подготовительный этап
1.1 Объявление о начале проекта, сроках, условиях участия.
1.2 Выявление у детей первоначальных знаний по теме
60-
61 Проект «Ассоциации для словарных слов».
Оформление проекта
Подготовка к выступлению
2. Основной этап
2.1Сбор информации по теме
2.2 Оформление проекта
2.3 Подготовка к выступлению
62 Защита проекта «Ассоциации для словарных слов».
3. Заключительный этап
3.1 Защита проекта
3.2 Подведение итогов.
3.3 Рефлексия.
63 Стоп! Перенос! Школа эйдетики. Разработка проектов. Творческий продукт . Интеллектуальный тренинг.
64-
65 Предлоги и приставки. Школа эйдетики. Методы исследования. Интеллектуальный тренинг.
66 Пишем раздельно. Школа эйдетики. Творческий продукт. Критерии оценки проектной работы. Подготовка к защите проектов.
67 Подготовка к игре по правописанию. Подготовка заданий к игре
68 Игра « Что написано пером, не вырубишь топором» Игра. Выбор самой грамотной пары
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1.Олейник О. В., Л.П.Кабанюк Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы.-М.:ВАКО, 2013
2. Журнал «Начальная школа»
3.Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
5. Компьютер
6. Интернет-ресурсы