Программа курса внеурочной деятельности Путь к грамотности (2 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №13 Тракторозаводского района Волгограда»

Утверждена научно-методическим советом
Протокол № ____ от___________ 2016 г.
Директор МОУ Гимназии №13_____________ В.Ф. Дубова
«Путь к грамотности»
Программа курса внеурочной деятельности
детей 8-9 лет.
Срок реализации 1 год.
Разработчик программы:
Зубарь Светлана Витальевна,
педагог начальных классов
высшей квалификационной категории.
Волгоград, 2016 г.
Пояснительная записка к программе курса
внеурочной деятельности детей 8 – 9 лет
«Путь к грамотности»
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.Хорошо организованная и систематическая работа в данном направлении дает возможность, с одной стороны, закрепить знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком.
Программа «Путь к грамотности» предназначена для внеурочной деятельности с учениками начальных классов. Данный курс является наиболее актуальным на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого ученика, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Выбор создания программы «Путь к грамотности» обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности учащихся при получении начального общего образования являются:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Главная цель данного курса: формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
воспитывать языковое чутье;
повышать общую языковую культуру учащихся;
развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении новых знаний;
выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности.Наряду с ними имеются и ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий:
1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться полученные учащимися на уроках русского языка знания, которые углубляются на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
3. Принцип индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
4. Принцип занимательности. Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям данного курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, фонетических задач, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для младших школьников занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формы преподнесения языкового материала.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:
Культурологический подход
Системный подход
Личностно- деятельностный подход
Компетентностный подход
Программа является модифицированной, она составлена на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку, авт. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. – М.: «ВАКО», 2014 г.
Направление программы – общеинтеллектуальное.
Уровень усвоения – общекультурный.
Способ освоения – креативный.
Уровень реализации – начальное образование.
Возрастной диапазон – младший школьный возраст.
Работа по программе «Путь к грамотности» способствует реализации общих целей начального общего образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учётом идей развивающего образования. Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения для учащихся 2 класса, 1 час в неделю.
Итого: 36 часов в год.
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями учащихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытий».
Основные формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие, проектно-исследовательские занятия.
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей младших школьников.
Педагогические технологии
Личностно-ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха.
Игровые технологии помогают ученику в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности младших школьников.
Технология исследовательской деятельностипозволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Общая характеристика курса
Программа включает шесть разделов:
Первый раздел «Фонетика. Орфоэпия» даёт учащимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Ученики на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются фонетические задачки, метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе ученики знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе используются ребусы, калейдоскопы, кроссворды и викторины.
В разделе «Орфография» учащиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Лексика» расширяет у второклассников лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Ребята знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём; глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.
Содержание курса
Фонетика. Орфоэпия
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады. Фонетические задачи.
Морфемика
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Путь к грамотности»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
интерес к предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
представление о своей этнической принадлежности;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметныерезультаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
открывать новое, делать выбор и принимать решения.
Предметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих умений:
Иметь представление:
- о происхождении слов русского языка;
- о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины:
- фонетика, морфемика, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Контроль и учет образовательных достижений учащихся
Формы и методы проверки и оценки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием ребята будут принимать участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, проектно-исследовательской деятельности.
Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Путь к грамотности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Учебно – тематический план
№/п Раздел Общее количество часов Теория Практика
1. Фонетика.
Орфоэпия 7 2 5
2. Морфемика 6 2 4
3. Морфология 7 2 5
4. Орфография 7 2 5
5. Лексика 8 2 6
ИТОГО: 36 10 26

Календарно – тематический план

п/п Тема занятия Дата
план факт
Фонетика. Орфоэпия (7 ч.)
1. По законам графики, или звуки и буквы. 01.09 2. По порядку становись! 08.09 3. Буквы в слове переставим – много новых слов составим. 15.09 4. Какие они разные – гласные – согласные. 22.09 5. Слабые и сильные позиции звуков. 29.09 6. Транскрипция. Поиграем со звуками. 06.10 7. Тайны фонемы (обобщение по разделу). 13.10 Морфемика (6 ч.)
8. Морфемы и их роль в словах. 20.10 9. Смотри в корень! 27.10 10. К кому и зачем пристают приставки. 03.11 11. Суффикс – звучит загадочно. 10.11 12. Образование сложных слов, или кое-что о сложении. 17.11 13. Проектная работа «Слова замаскировались». 24.11 Морфология (7 ч.)
14. Где живут слова? Как они находят место? 01.12 15. В гостях у существительного. 08.12 16. Живое – неживое. С душою или без. 15.12 17. Встреча с именами прилагательными. 22.12 18. Его величество – Глагол. 19. Слова – помощники. 20. Проектная работа «Части речи все нужны, части речи все важны». Орфография (7 ч.)
21. Писать ли, как слышится, или что такое орфограмма. 22. Не пером пишут – умом. Тайны письма. 23. Непроизносимые согласные, или звуки потерялись. 24. Дружба звуков, или кое-что о парных согласных. 25. Встреча с именами собственными. 26. Что нельзя проверить? 27. «Волшебный клубок орфограмм» (обобщение по разделу.
Лексика (9 ч.)
28. Словарь, или вся вселенная в алфавитном порядке. 29. Поговорим о происхождении, или этимология слов. 30. Однозначные и многозначные слова. 31. Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов. 32. Дружба слов. Встреча с синонимами. 33. Когда значения спорят, или кое-что об антонимах. 34. Из глубины веков – архаизмы. 35. О чем рассказывают фразеологизмы. 36. Проектная работа «Слово плюс слово – пословица готова».
ЛИТЕРАТУРА
1. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку, авт. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. – М.: «ВАКО», 2014 г.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс, авт. Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – М.: «Планета», 2014 г.
3. Проекты по русскому языку, авт. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. – М.: «ВАКО», 2015 г.
4. Углубленное изучение русского языка, авт. В.А. Сидоренко. – М.: «Просвещение», 2000 г.
5. Учим русский с увлечением – 2, авт. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: «Просвещение», 2005 г.
5. Веселая грамматика, авт. В.В. Волина. - М.: «Знание», 1995 г.
6. Веселая грамматика, авт. Ю.В. Вакуленко. В.: «Учитель», 2012 г.
7. Русский язык. Учимся играя, авт. В.В. Волина. – Екатеринбург: «АРГО», 1996 г.
8. Русский язык в рассказах, сказках, стихах, авт. В.В. Волина. М.: «АСТ», 1996 г.
9. Секреты орфографии, авт. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: «Просвещение», 1991 г.
10. Работа над трудными словами в начальных классах, авт. В.П. Канакина. – М.: «Просвещение», 2000 г.
11. Превращения слов, авт. А.В. Полякова. М.: «Просвещение», 1991 г.
12. Доброе утро, Имя Прилагательное! - авт. Т.Г. Рик. М.: РИО «Самовар», 1994 г.
13. Здравствуйте, Имя Существительное! - авт. Т.Г. Рик. М.: РИО «Самовар», 1994 г.
14. Здравствуй, дядюшка Глагол! - авт. Т.Г. Рик. М.: РИО «Самовар», 1994 г.
15. Изучение особенностей развития младших школьников (диагностические методики), авт. Н.Ю. Яшина. Н.Н.: «Вектор ТиС», 2009 г.
16. Словари:
Толковый словарь
Орфографический словарь
Словарь «Произноси правильно»
Этимологический словарь
Фразеологический словарь
Интернет-ресурсы:
www.school2100.ruwww.openworld.ru/schoolwww.1september.ruwww.4stupeni.ruwww.100zatey.ruhttp://future4you.ru/http://www.portal-slovo.ru/