Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Путь к грамотности» 10-11 лет


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
муниципального образования Староминский район
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол №1
От 30 сентября 2014года
Председатель педсовета
____________________Г.В.Фесенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(тип программы: ориентированные на достижение результатов
определённого уровня)
Кружок «Путь к грамотности»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-11 лет
Учитель составитель РУБАН Т.И.
«Путь к грамотности» для учащихся 5 класса
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам:
«Морфемика»,
«Словообразование»,
«Морфология». «Графика»,
«Пунктуация»,
«Этимология»
«Лексика»,
«Фразеология»,
«Синтаксис»,
«Культура речи».
«Фонетика».
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны
Знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля:
курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью.
Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
РАЗДЕЛ 1
Секреты устной речи
(Фонетика. Интонация) (7 ч)
Тема 1.1 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2 Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3 Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4 Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
РАЗДЕЛ 2
Загадки русского словообразования
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1 О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4 Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
РАЗДЕЛ 3
Секреты письменной речи
(Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема 3.1 Зачем нужно знать алфавит
Тема 3.2 В чём секрет правописания морфем
Тема 3.3 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема 3.4 Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5 Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся.используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
РАЗДЕЛ 4
Тайны русского слова
(Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2 В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3 О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
РАЗДЕЛ 5
Секреты морфологии и синтаксиса
(Морфология. Синтаксис) (6ч)
Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
РАЗДЕЛ 6
Речевой этикет (3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
РАЗДЕЛ 7
Обобщающее занятие (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
На занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания.
Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
№ Тема Теория Практика
1 Организационное занятие 1 Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация) (6 ч) 2 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. 1 3 Для чего используют звуковые повторы в речи. 1 1
4 Какова роль интонации в устной речи 1 1
5 Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» 1 Загадки русского словообразования
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч) 6 О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 0,5 0,5
7 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов 0,5 0,5
8 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 0,5 0,5
9 Этимология слов. Работа со словарями 0,5 0,5
10 Сказочные превращения. 0,5 0,5
11 Презентация творческой работы. 1 1
Секреты письменной речи
(Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч) 12 Зачем нужно знать алфавит 0,5 0,5
13 В чём секрет правописания морфем 0,5 0,5
14 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 0,5 0,5
15 Не пером пишут – умом. Тайны письма. 0,5 0,5
16 Бенефис знаний. 0,5 0,5
Тайны русского слова
(Лексика. Фразеология) (5 ч) 17 На какие группы делится словарный состав русского языка 0,5 0,5
18 В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 0,5 0,5
19 О чём рассказывают фразеологизмы 0,5 0,5
20 Фразеология в художественных произведениях. 0,5 0,5
21 Лабораторная работа. 0,5 0,5
Секреты морфологии и синтаксиса
(Морфология.Синтаксис) (6ч) 22 Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 0,5 0,5
23 В чём секрет глагола и его форм. 0,5 0,5
24 Как отличать грамматические омонимы. 0,5 0,5
25 Какими бывают предложения. 0,5 0,5
26 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. 1 1
Речевой этикет (3 ч) 27 Правила речевого этикета. 1 1
28 Формулы речевого этикета. 1 Обобщающее занятие (1ч) 29 Аукцион знаний. 1 Итого часов 35
Список литературы для педагога
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов -на -Дону, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы для учащихся
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981