Конспект урока по литературному чтению А.А.Фет Бабочка, 4 класс
Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет "Бабочка"
Цели: расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение; развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему, опираясь на личные впечатления.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на слова и поступки окружающих; нравственное сознание и чувство сопереживания в процессе размышлений над лирическим произведением.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнера, работая в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.
Формы и методы: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный
Образовательные ресурсы: учебник “Литературное чтение” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. А. Фета, музыкальное сопровождение
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Организация начала урока
- Организация рабочего места.
- Создание благоприятной атмосферы Личностные УУД: умение оценивать свое отношение к учебе.
Речевая разминка - Работа со скороговоркой:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак. Повторение изученного
- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
- Какого жанра произведение, с которым знакомились?
- Какие поэты нам уже знакомы? - А.А.Фет
- стихотворения
А.Фет, А.Пушкин , Ф.Тютчев Работа в парах
“Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).
- Прочтите выразительно получившийся отрывок.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)
- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей) М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»
А.А.Фет «Весенний дождь»
А.С.Пушкин «Туча»
Краткая информация о биографии А.А.Фета Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая мнение партнера.
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам
Введение в новую тему - Отгадайте загадку:
Тонкие нежные крылья,Словно цветков лепестки, Покрыты нектаром, как пылью, На теле ее волоски. Она, как нарядный цветочек, Всегда наш порадует глаз. И ты назовешь, несомненно, Кому посвящен мой рассказ.
- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?
- Что из этого стихотворения мы можем узнать о бабочке?
О бабочке Первичное восприятие - Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?
прослушивание декламирования стихотворения в аудиозаписи Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы
Проверка восприятия - От чьего имени написано стихотворение?
- Какой вам представилась
бабочка?
- С каких слов начинается стихотворение?
Т.е.с утверждения
- В чем прав собеседник бабочки?
- Когда вы представляете бабочку, какую музыку слышите?
- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?
- от имени бабочки
- красивая, нежная, легкая
-ты прав.
- В том , что бабочка красива
Прослушивание отрывков
-красоте бабочки, которая мимолетно появилась на мгновение, покорила , удивила, заворожила, восхитила нас своей красотой и исчезла Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,Улыбнулась, потянулась.Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – полетела.
Проводит ученик Повторное чтение - Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку. С.142
- при помощи каких слов автор описывает бабочку?
- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске) Чтение. Ответ на вопрос
(слова дописываются в карточке ).
- эпитеты (воздушные очертания, легкий цветок, мой бархат, сверкнув раскинув крылья)
- олицетворение (живым миганьем)
Работа на карточках Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию в тексте произведения для выполнения учебной задачи, осуществлять анализ содержания стихотворения.
Словарная работа
Бархат – плотная шелковая ткань с коротким, мягким, густым ворсом.
Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
— Подберите синоним к слову
«сверкнув»
— Подберите антоним к слову
«спешу»
--Какие фразеологизмы о
Бабочке вы знаете?
Соспоставление на карточках
(Блеснув, зажегся.)
(Медлю.)
-бабочки в животе (радость)
-колесовать бабочку (бессмысленность, совершение больших усилий для решения маленькой проблемы) Работа с текстом
- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой?
- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение?
- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?
- Посмотрите внимательно на строки.
- Что вы видите? Что слышите? (Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…”
(Восхищение, легкость)
Воздушным очертаньем,
Живым миганьем
На цветок легкий опустилась, без цели без усилий дышать хочу…
(1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие) Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание стихотворения, аргументировать своё мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству.
Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Чтение вслух
- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?
- За что страдают бабочки?
- какие слова в тексте передают ощущение хрупкости?
-Если бы вы были художниками, какие цвета выбрали для изображения бабочки? - за что страдают бабочки?
- дышу, дышать хочу
«Словесное рисование» Творческая работа - Используя слова и с/сочетания из стихотворения, составьте свой текст
- проверка. (прослушивание 2-3 человек) «Осенний лист»,
«Первый снег» Обобщающая беседа - С каким стихотворением познакомились?
- О ком стихотворение?
- К какой группе животных относится бабочка?
Какой путь превращений проделывает бабочка прежде чем стать красавицей и покорить нас своей красотой?
- составьте схему «Развитие бабочки»
- о чем это стихотворение?
- В каком еще произведении мы встречаемся с метаморфозой? - метаморфоза (лат.) – превращение
(яйцо- гусеница- куколка- бабочка)
- о восхищении красотой, осознании хрупкости бытия, любви к жизни
- «Гадкий утенок « Г.Х.Андерсен Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока.
Домашнее задание: сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира. Итог урока - Какое настроение было на уроке? С чем это связано?
- Оцените свое отношение к материалу этого урока.
Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.
Красный- интересно, поучительно
Желтый- неинтересно, бесполезный материал
- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок? Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями от прочитанного произведения.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопрос учителя, аргументировать свое мнение в процессе обсуждения.
Рассказ учителя об авторе
– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…
Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.
Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.
Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.
На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.
Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников. В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.
А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»
- Какие стихотворения Фета помните? («Зреет рожь над жаркой нивой», «Ласточки пропали», «Шепот, робкое дыханье…»)
Красивая
Легкая
Воздушная
Лучезарная
Солнечная
Хмурая
Восхитительная
Ослепительная
Ласковая
Беззащитная
Беззаботная
Обворожительная
Разноцветная
Яркая
Загадочная
Неповторимая
Скромная Красивая
Легкая
Воздушная
Лучезарная
Солнечная
Хмурая
Восхитительная
Ослепительная
Ласковая
Беззащитная
Беззаботная
Обворожительная
Разноцветная
Яркая
Загадочная
Неповторимая
Скромная
…Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит…
…Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит…
…Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит…
Метаморфоза (лат.)-
превращение