Рабочая программа по внеурочной деятельности Путь к грамотности (з класс)
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР МОУ «СОШ №6»
Е.А.Крылова
«06» сентября 2016г.
ПРИНЯТО
на заседании ШМО
Протокол №1
от 07.09.2016.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директораМОУ «СОШ №6»
__________А.Д.Устинова № _ от 05.09.2016 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Рабочая программакурса внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности
для обучающихся начальных классов
«Путь к грамотности»
Возраст: 7-10 летСрок реализации: 3 года
Автор:
Дегтярева Наталия Николаевна,
педагог дополнительного
образования
Южноуральск2016-2017 учебный год
Информационная карта программы
«Путь к грамотности»
общеинтеллектуальноеФ.И.О. педагога Дегтярева Наталия Николаевна
Тип программы : адаптированная
Образовательная область: русский язык
Направленность деятельности: общеинтеллектуальнаяСпособ освоения содержания образования: углубленный
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Уровень реализации программы: познавательный
Форма реализации программы: групповая, индивидуальная
Пол обучающихся: девочки и мальчики
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Продолжительность реализации программы: 3 года
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Данная программа адресована учащимся начальной школы «МОУ СОШ № 6», рассчитана на три года. Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
2.1 Перечень нормативных документов на основе которых составлен курса «Путь к грамотности»
Основными документами, на основании которых составляется программа по внеурочной деятельности. являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
5. Авторская программа для общеобразовательных учреждений: русский язык, авторы Олейник О.В., Кабанюк Л.П. «Проекты по русскому языку», 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (Мастерская учителя).
2.2 Актуальность курса «Путь к грамотности»
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
2.3 Педагогическая идея.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальное особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.
2.4 Цели и задачи курса «Путь к грамотности»
Целями изучения курса являются:
формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности
Основные задачи:
развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предполагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
2.5 Место курса «Путь к грамотности» в образовательном процессе.
Программа ориентирована на три года обучения и возраст учащихся 7-10 лет..№ Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Продолжительность занятий
1 1 1 34 45 мин.
2 2 2 68 45 мин.
3 3 1 34 45 мин.
2.6 Ценностные ориентиры содержания курса «Путь к грамотности»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознании желании служить Отечеству.
2.7 Методы деятельности
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).2.8 Виды деятельности
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.2.9 Формы проведения итогов работы
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – доклад на определённую тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определённой задачи и получения какого-либо результата.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данный курс разработан в соответствии с ФГОС. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
первый год обучения – лексика, фонетика, графика;
второй год обучения – морфология, морфемика, орфография;
третий год обучения – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру знаний данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся, создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
Используются такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки, проект.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:
1.Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.
2.Поставить задачи для достижения цели проекта.
3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на этапы).
4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта: тема – цель – задачи – гипотеза – информация – продукт – презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.
Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.
По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель – это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?». Обобщенно формулировка цели начинается со слов: «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как: «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».
Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.
С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе – русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников и интерес к русскому языку.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 2-4 классов не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения ( 34 часа)
НАШ ПОМОЩНИК – ЯЗЫК (5 часов)
– 1.5 Понятие проект. Этапы проекта. Разработка пробного проекта. Эксперимент и лингвистическое исследование. Методы исследования. Представление о языке и речи. Цели, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Использование языка. Информация и продукт проекта. Самые распространенные языки мира. Этапы проекта. Школа в античном мире. Первый русский букварь.
МИР СЛОВ (4 часа)
2.1 – 2.4 Для чего служит библиотека? Работа со словарями. Рождение и старение слов: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов. Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. Разработка мини-проекта. Исследование текста. Презентация рекламы толкового словаря.
3. ДОБРЫЕ ЗВУКИ (14 часов)
3.1 – 3.14 Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированых текстов. Анализ как метод исследования. Исследование звучащей речи. Звуки-смыслоразличители. Фонема. Определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования. Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков. Назначение гласных. Эксперимент как метод исследования. Метаграммы. Проверка безударных гласных и «сомнительных» согласных. Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиями. Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Фонетический анализ твёрдых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов. Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами. Графический диктант. Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.
4.ЖИВЫЕ БУКВЫ (11 часов)
4.1 – 4.11 графика. Этапы работы над проектом. История письменности. Самый древний вид письменности – пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт – письмо другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Иероглифы – идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Гипотезы и аргументы. Преобразование русского алфавита. Алфавитный порядок букв. Каллиграфия – необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время. Путешествие в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Фонетическая эстафета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ первый год обучения
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1 Наш помощник – язык. 5
1.1 Чудо из чудес. 1
1.2 Язык и речь – одно и то же? 1
1.3 Как возник язык? 1
1.4 Какие языки есть на свете? 1
1.5 Защита проекта. 1
2 Мир слова. 4
2.1 Для чего придуманы словари? 1
2.2 Архаизмы, неологизмы, омонимы. 1
2.3 Синонимы и антонимы. 1
2.4 Защита проекта по лексике. 1
3 Добрые звуки 14
3.1 Поиграем со звуками. 1
3.2 Транскрипция. 1
3.3 Слабые и сильные позиции звуков. 1
3.4 Тайна фонемы. 1
3.5 Фонемные и нефонемные правила. 1
3.6 На сцене гласные! 1
3.7 «Опасные согласные». 1
3.8 Выходим на главное правило. 1
3.9 Фонетическая задачка «Колобок» 1
3.10 Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» 1
3.11 Фонетическая задачка «Маша и медведь» 1
3.12 Фонетическая задачка «Морозко» 1
3.13 Фонетическая задачка «Иван-Царевич и серый волк» 1
3.14 Защита проектов по фонетике. 1
4 Живые буквы 11
4.1 Кто повелевает буквами? 1
4.2 Как человек научился писать? 1
4.3 Пиктография. 1
4.4 История письменности. 1
4.5 Древнерусский алфавит. 1
4.6 Самая молодая буква современного русского языка. 1
4.7 Творческая мастерская: древнерусские буквы. 1
4.8 Забавный алфавит. 1
4.9 Каллиграфия. 1
4.10 Защита проектов на графике. 1
4.11 Конкурс «Грамотеи». 1
Итого 34ч.
Второй год обучения (68 часов)
ЧАСТИ РЕЧИ (18 часов)
– 1.9 Беседа о проектах. Раздел русского языка – морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Метод исследования: анализ и синтез. Самостоятельные и служебные части речи. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг. Распределение обязанностей при работе над проектом в группе. Разработка группового проекта. Информационный и творческий продукт проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения, имени числительного, наречия, частотность употребления этих частей речи. Групповая работа по сбору информации к проекту. Сравнение как метод исследования. Анализ информации и обобщение знаний по морфологии в ходе симпозиума. Работа с толковым словарём. Презентация информационных и творческих продуктов.
СОСТАВ СЛОВА (24 часов)
2.1 – 2.12 работа с толковым словарём. Раздел русского языка – морфемика. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Наблюдение как метод исследования, его составляющие. Лингвистический анализ при помощи словарей. Дедукция как метод познания. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимии, антонимы. Понятие префикса. Эксперимент. Поисковик, эксперимент, работа в группах. Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Электронный помощник в работе над проектом. Роль суффиксов в определении части речи. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Знакомство с программой Мicrosoft Word. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имён существительных, глаголов.
3. ПРАВОПИСАНИЕ (26 часов)
3.1-3.13 Орфография, орфограмма, слабая и сильная позиция звуков, ассоциации. Алгоритм – порядок действий. Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики- с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта – опорного конспекта. Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Этимология – раздел русского языка. Способы объяснений и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Особенности школьной эйдетики. Способ запоминания информации при помощи ассоциаций. Развитие образной памяти. Обозначение слабой и сильной позиций звуков. Правила переноса; слог, дефис, тире. Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, фонетике, морфологии, морфемике, орфографии, графике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ второй год обучения
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1 Части речи. 18
1.1 Проекты дают знания. 1
1.2 В гостях у частей речи. 2
1.3 Всё, что существует. 2
1.4 Прилагательное. 2
1.5 Глагол. 2
1.6 Местоимение. Имя числительное. Наречие. 3
1.7 Служба частям речи. 2
1.8 Для чего нужна морфология? 2
1.9 Защита проектов по морфологии. 2
2 Состав слова. 24
2.1 Из чего состоят слова? 2
2.2 Зрим в корень! 2
2.3 Окончание и основа. 2
2.4 Слово о префиксах. 2
2.5 Приставки-труженицы. 2
2.6 Говорящие суффиксы. 2
2.7 Суффиксы существительных. 2
2.8 Суффиксы прилагательных. 2
2.9 Суффиксы глаголов. 2
2.10 Интерфикс и постфикс. 2
2.11 Слова замаскировались. 2
2.12 Защита проектов по морфемике. 2
3 Правописание. 13
3.1 Где прячутся ошибки? 2
3.2 Самоинструкция. 2
3.3 Орфограммы в стихах. 2
3.4 Что нельзя проверить? 2
3.5 Этимология. 2
3.6 Школа эйдетики. 2
3.7 Образ слова. 2
3.8 Цепочки ассоциаций. 2
3.9 Стоп! Перенос! 2
3.10 Предлоги и приставки. 2
3.11 Пишем раздельно. 2
3.12 Защита проектов по правописанию. 2
3.13 Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором». 2
Итого 68ч.
Третий год обучения (34 часа)
СИНТАКСИС (10 часов)
– 1.10 Понятия и этапы, составляющие проект. Работа с толковым словарём. Синтаксис – раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез, индукция, наблюдение. Создание творческого проекта – стихотворения о русском языке в форме синквейна. Эксперимент как метод исследования. Грамматика предложений. Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложения. Сравнение – метод исследования. Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Определение: чем выражено, графическое изображение. Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Виды однородных членов предложения: чем выражено, графическое изображение. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок.
ПУНКТУАЦИЯ (6 часов)
2.1 – 2.6 Назначение пунктуации. Работа с толковым словарём. Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office Power Point, компьютерная презентация, слайд, анимация. Роль обращения, постановка знаков препинания. Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Экспертиза предложений. Методы исследований: анализ, сравнений. Простое и сложное предложение, грамматическая основа. Взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности.
3. МОРФОЛОГИЯ (18 часов)
3.1 – 3.18 Назначение и роль глаголов в речи. Приём ассоциаций. Личные окончания глаголов. Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Решение орфографических задач. Морфологические признаки существительного: категория рода и числа. Общий род. Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Прямой и косвенные падежи. Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падеж, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Сравнение как метод исследования. Краткая и полная форма имён прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Роль справочной литературы при разработке проекта. Пластический этюд. Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности. Презентация творческих и информационных продуктов. Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ третий год обучения
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1 Синтаксис. 10
1.1 Как прекрасен наш язык! 1
1.2 Королевство предложений. 1
1.3 Виды предложений. 1
1.4 Кто здесь главный? 1
1.5 Дружба слов. 1
1.6 Дополнение. 1
1.7 Определение. 1
1.8 Обстоятельство. 1
1.9 Родня в предложении. 1
1.10 Защита проектов по синтаксису. 1
2 Пунктуация. 6
2.1 Знаки препинания. 1
2.2 Обращение. 1
2.3 Как пишут письма? 1
2.4 Эксперты предложений. 1
2.5 Грамматическое исследование. 1
2.6 Защита проектов по пунктуации. 1
3 Морфология. 18
3.1 Неутомимые глаголы. 1
3.2 Спряжение глаголов. 1
3.3 Алгоритм правописания. 1
3.4 Всезнающие существительные. 1
3.5 Склонение существительных. 1
3.6 Слово о падежах. 1
3.7 Великолепная шестёрка падежей. 1
3.8 Слова-помощники. 1
3.9 Морфологический разбор существительного. 1
3.10 Чувствительные прилагательные. 1
3.11 Полезная краткость. 1
3.12 Доброта мягкого знака. 1
3.13 Суровость твёрдого знака. 1
3.14 Конкурс «Грамотеи». 1
3.15 Путь к грамотности. 1
3.16 Подготовка к защите проекта. 1
3.17 Защита проекта. 1
3.18 Лингвистические посиделки. 1
Итого 34ч.
5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты по трём уровням:
Первый уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ первый год обучения
№ п/пСодержание
(раздел, тема урока) Кол-во часов Сроки проведения Наглядно-техническое оснащение урока Примечание
план факт НАШ ПОМОЩНИК – ЯЗЫК ( 5 часов)
1 Чудо из чудес. 1 2 Язык и речь – одно и то же? 1 3 Как возник язык? 1 4 Какие языки есть на свете? 1 5 Защита проекта 1 МИР СЛОА (4 часа)
6
Для чего придуманы словари? 1 7 Архаизмы, неологизмы, омонимы. 1 8 Синонимы и антонимы. 1 9 Защита проекта по лексике. 1 ДОБРЫЕ ЗВУКИ (14 часов)
10 Поиграем со звуками. 1 11 Транскрипция. 1 12 Слабые и сильные позиции звуков. 1 13 Тайна фонемы. 1 14 Фонемные и нефонемные правила. 1 15 На сцене гласные! 1 16 «Опасные согласные». 1 17 Выходим на главное правило. 1 18 Фонетическая задачка»Колобок». 1 19 Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» 1 20 Фонетическая задачка «Маша и медведь» 1 21 Фонетическая задачка «Морозко» 1 22 Фонетическая задачка «Иван-Царевич и Серый Волк» 1 23 Защита проектов по фонетике. 1 ЖИВЫЕ БУКВЫ ( 11часов )
24 Кто повелевает буквами? 1 25 Как человек научился писать? 1 26 Пиктография. 1 27 История письменности. 1 28 Древнерусский алфавит. 1 29 Самая молодая буква современного русского языка. 1 30 Творческая мастерская: древнерусские буквы. 1 31 Забавный алфавит. 1 32 Каллиграфия. 1 33 Защита проектов по графике. 1 34 Конкурс «Грамотеи» 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ второй год обучения
№ п/пСодержание
(раздел, тема урока) Кол-во часов Сроки проведения Наглядно-техническое оснащение урока Примечание
план факт ЧАСТИ РЕЧИ (18 часов)
1 Проекты дают знания. 1 2 В гостях у частей речи. 2 3 Всё, что существует. 2 4 Прилагательное 2 5 Глагол. 2 6 Местоимение. Имя числительное. Наречие. 3 7 Служба частям речи. 2 8 Для чего нужна морфология? 2 9 Защита проектов по морфологии. 2 СОСТАВ СЛОВА (24 часов)
10 Из чего состоят слова? 2 11 Зрим в корень! 2 12 Окончание и основа. 2 13 Слово о перфиксах. 2 14 Приставки-труженицы. 2 15 Говорящие суффиксы. 2 16 Суффиксы существительных. 2 17 Суффиксы прилагательных 2 18 Суффиксы глаголов. 2 19 Интерфикс и постфикс. 2 20 Слова замаскировались. 2 21 Защита проектов по морфемике. 2 ПРАВОПИСАНИЕ (26 часов)
22 Где прячутся ошибки? 2 23 Самоинструкция. 2 24 Орфограммы в стихах. 2 25 Что нельзя проверить? 2 26 Этимология. 2 27 Школа эйдетики. 2 28 Образ слова. 2 29 Цепочки ассоциаций. 2 30 Стоп! Перенос! 2 31 Предлоги и приставки. 2 32 Пишем раздельно. 2 33 Защита проектов по правописанию. 2 34 Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором». 2 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ третий год обучения
№ п/пСодержание
(раздел, тема урока) Кол-во часов Сроки проведения Наглядно-техническое оснащение урока Примечание
план факт СИНТАКСИС ( 10 часов)
1 Как прекрасен наш язык! 1 2 Королевство предложений. 1 3 Виды предложений. 1 4 Кто здесь главный? 1 5 Дружба слов. 1 6 Дополнение. 1 7 Определение. 1 8 Обстоятельство. 1 9 Родня в предложении. 1 10 Защита проектов по синтаксису. 1 ПУНКТУАЦИЯ ( 6 часов)
11 Знаки препинания. 1 12 Обращение. 1 13 Как пишут письма? 1 14 Эксперты предложений. 1 15 Грамматическое исследование. 1 16 Защита проектов по пунктуации 1 МОРФОЛОГИЯ ( 18 часов)
17 Неутомимые глаголы. 1 18 Спряжение глаголов. 1 19 Алгоритм правописания. 1 20 Всезнающие существительные. 1 21 Склонение существительных. 1 22 Слово о падежах. 1 23 Великолепная шестёрка падежей. 1 24 Слова-помощники. 1 25 Морфологический разбор существительного. 1 26 Чувствительные прилагательные. 1 27 Полезная краткость. 1 28 Доброта мягкого знака. 1 29 Суровость твёрдого знаки. 1 30 Конкурс «Грамотеи». 1 31 Путь к грамотности. 1 32 Подготовка к защите проекта. 1 33 Защита проекта. 1 34 Лингвистические посиделки. 1 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
компьютер;
проектор;
интерактивная доска;
Интернет;
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 3 класс / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2015. – 32 с. – (Рабочие программы)
Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 96 с.
И.Д. Агеева . 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.
Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007.