Рабочая учебная программа факультатива Математика для любознательных» (7 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Г.А.Чернова» г.Воркуты
Рассмотрено на заседании ШМО У Т В Е Р Ж Д А Ю
учителей математики, физики и Директор МОУ «СОШ №39 информатики им. Г.А.Чернова» г.Воркуты
протокол №___ _____________ / ____________от «___»________________2015 г. «___»________________2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и авторской программы Безлюдовой Т.С. Факультативные занятия «Математика после уроков» 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - Мозырь: Белый ветер, 2012
Составитель: Сагадеева Надежда Леонидовна, учитель математики
Воркута
2015
Пояснительная записка
Программа факультативного курса по математике для 7 класса «Математика для любознательных» составлена на основе Примерной программы по математике. 5 – 9 классы. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.- 64 с. и авторской программы Безлюдовой Т.С. Факультативные занятия «Математика после уроков. 7 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- Мозырь: Белый ветер, 2012. – 219 с.
Цель интеллектуального развития учащихся становится одной из главных целей обучения математике - в соответствии с известным высказыванием М. В. Ломоносова «Математику уже потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит».
Математическая деятельность многогранна. Она позволяет проводить не только обучение математике, давая учащимся конкретные знания и прививая им конкретные умения, но и осуществлять обучение математикой, в процессе которого развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы человека.
Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников, а не только наиболее сильных. Для кого-то из учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, что и предлагает курс «Математика для любознательных».
При изучении курса не ставится целью выработки каких – либо специальных умений и навыков, но при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в математической подготовке учащихся. На занятиях решаются математические задачи, не связанные непосредственно со школьной программой, позволяющие понять практическую значимость изучаемого материала.
Обучение по программе факультативного курса способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры.
Цель курса: создать условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрация увлекательности изучения математики.
Задачи курса:
повысить уровень развития математического аппарата и степень зрелости знаний учащихся;
показать непосредственные выходы школьной математики в сферы серьезной науки и ее приложений;
активизировать познавательную деятельность школьников;
сформировать способность анализировать информацию;
развивать самостоятельность учащихся;
оказать помощь ученику в оценивании своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
Курс «Математика для любознательных» предусматривает решение задач на сообразительность, развивающих логическое мышление, составленные с использованием сказочных сюжетов, знакомых детям персонажей и героев. Программа рассчитана на знакомство учащихся с задачами, лежащими у истоков различных областей математики или способствовавшими их развитию; имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Преимущество данной программы заключается в том, что она позволяет учащимся выйти за рамки школьного курса математики. Введение дополнительного исторического и развлекательного материала существенно обогатит знания школьников, расширит их кругозор.
Ожидаемые результаты:
формирование интереса к творческому процессу;
умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
успешное выступление учащихся на олимпиадах.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г.Воркуты на изучение факультативного курса «Математика для любознательных» в 7 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа предусматривает использование учебного пособия:
Безлюдова Т.С. Факультативные занятия «Математика после уроков. 7 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- Мозырь: Белый ветер, 2012. – 219 с.
Тематический план
№ занятия Тема занятия Количество часов
1 Понятие множества 1
2 Пустое множество. Пересечение множеств 1
3 Действия со смешанными числами. Загадочные дроби 1
4 Перестановки 1
5 Размещения 1
6 Сочетания 1
7 «Сказочные» задачи 1
8 Расстояние между точками 1
9 Задачи на делимость 1
10 Логические задачи и принцип Дирихле 1
11 Разложение многочлена на множители 1
12 Центральная симметрия 1
13 Осевая симметрия 1
14 Умножение и деление расположенных многочленов 1
15 Теорема Безу. Правило Горнера 1
16 Новогодний математический хоровод 2
17 18 Комбинаторная геометрия 1
19 В стране рыцарей и лжецов 1
20 Решение задач с помощью уравнений 1
21 Геометрические миниатюры 1
22 Доказательство от противного 1
23 Праздник 23 февраля 1
24 Инвариант. Остатки 1
25 «Весенний математический букет» 1
26 Математические игры 1
27 Спичечная мозаика 1
28 Эйлеровы графы 1
29 Инвариант. Четность 1
30 Задачи на взвешивание на весах со стрелкой 1
31 Логические задачи, решаемые таблицами 1
32 Системы счисления 1
33 Логические задачи, решаемые кругами Эйлера 1
34 Игра-конкурс «Математический Эльбрус» 1
35 Итоговое занятие. Творческий отчет 1
ИТОГО: 35
Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
В результате изучения курса, учащиеся должны:
знать/понимать:
историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
виды симметрии и ее роль в жизни человека;
уметь:
использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
анализировать полученную информацию;
планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
решать комбинаторные задачи;
выполнять задания на клетчатой бумаге;
различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
решать геометрические головоломки.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При проверке знаний учащихся и выставлении оценок учитель может использовать следующие критерии:
Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными и домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Для получения высокой оценки учащийся должен показать знание теории, владение набором стандартных методов, известную сообразительность и математическую культуру.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащихся.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Список литературы
Акулич И.Ф. Задачи на засыпку и другие математические сюрпризы: пособие для учителей. 2-е изд. Минск., 2001;
Ананченко К.О. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5 – 7 классов: пособие для учителей и учащихся. – Витебск, 1997;
Бахтина Т.П. Раз задачка, два задачка…: пособие для учителей. . 2-е изд. Минск., 2001;
Вакульчик П.А. Нестандартные и олимпиадные задачи по математике. Минск, 2004;
Галаева Е.А. Занимательные материалы по математике. 7 – 8 классы. Волгоград, 2006;
Кордемский Б.А. Математические завлекалки. – Москва, 2005;
Васильев Н.Ю. Математические соревнования. Геометрия. – Москва, 1974;
Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5 – 11 классы. – Москва, 2006;
Спивак А.В. Тысяча и одна задачи по математике: кн. для учащихся 5 – 7 классов. 2-е изд. Москва, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование факультативного курса
«Математика для любознательных»
№
занятия
Тема занятия Дата Примечание
1 Понятие множества 2 Пустое множество. Пересечение множеств 3 Действия со смешанными числами. Загадочные дроби 4 Перестановки 5 Размещения 6 Сочетания 7 «Сказочные» задачи 8 Расстояние между точками 9 Задачи на делимость 10 Логические задачи и принцип Дирихле 11 Разложение многочлена на множители 12 Центральная симметрия 13 Осевая симметрия 14 Умножение и деление расположенных многочленов 15 Теорема Безу. Правило Горнера 16 Новогодний математический хоровод 17 18 Комбинаторная геометрия 19 В стране рыцарей и лжецов 20 Решение задач с помощью уравнений 21 Геометрические миниатюры 22 Доказательство от противного 23 Праздник 23 февраля 24 Инвариант. Остатки 25 «Весенний математический букет» 26 Математические игры 27 Спичечная мозаика 28 Эйлеровы графы 29 Инвариант. Четность 30 Задачи на взвешивание на весах со стрелкой 31 Логические задачи, решаемые таблицами 32 Системы счисления 33 Логические задачи, решаемые кругами Эйлера 34 Игра-конкурс «Математический Эльбрус» 35 Итоговое занятие. Творческий отчет