Рабочая программа по факультативному курсу «Элементы статистики и вероятность» для обучающихся 7 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Рассмотрено:
Руководитель МО
________ Андриянова Т.Н.
Протокол № 1
от «25» августа 2015 г.
Рассмотрено:
Заместитель директора
по УВР
__________ Лобанова О.Г.
«28» августа 2015 г.
Утверждаю:
Директор
МБОУ «Гимназия №3»
__________ А.В. Чикалов
Приказ № 285
от «31» августа 2015 г.
Рабочая программа
по факультативному курсу «Элементы статистики и вероятность»
для обучающихся 7А,Б,В классов
Сроки реализации программы: 2015 -2016 учебный год
Разработчик: Астахова Вера Григорьевна,
учитель математики высшей
квалификационной категории
г. Рубцовск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом
ООП ООО МБОУ «Гимназия №3»
Учебного плана МБОУ «Гимназия №3»
Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3»
Годового календарного учебного графика
Факультативный курс «Элементы статистики и вероятность» ориентирован на изучение обучающимися 7 классов.
Назначение: курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Цель программы:
дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи. Подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.
Задачи программы:
1. Получение знаний о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
2. Овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией;
3. Умение определять связь теории вероятностей с практическими потребностями.
Изучение факультативного курса «Элементы статистики и вероятность» осуществляется за счет вариативной части учебного плана. Занятие длится не более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в 2 недели.
Программа рассчитана на 18 учебных часов, из них 1 час резерв. Резерв планирется использовать на итоговое повторение.
Промежуточная и итоговая аттестации не проводятся. Форма представления результата: участие в итоговом занятии.
При изучении факультативного курса используются методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированного обучения, проблемного обучения, обучения с применением ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(0,5 час в неделю, всего 18 часов)
I. Статистические характеристики ( 4 часа) Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика. Статистические исследования.
II .Статистические исследования (4 часа)
Сбор, регистрация статистических данных, представление их в виде таблиц, диаграмм. Чтение таблиц и диаграмм.Различны и способы представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблице. Рациональным способам заполнения таблицы. Чтение и понимание диаграмм.
III. Элементы комбинаторики (5часов)
Задачи на расчет вероятностей. Правило умножения, число перестановок, число сочетаний, число размещений.
IV. Начальные сведения из теории вероятности (4 часа)
Достоверные, невозможные, случайные событие. Сравнение шансов наступления случайных событий на основе интуитивных соображений, на классическо
·й, статистической основах, с помощью геометрических соображений. Алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.
Резерв – 1 час.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Номера уроков
Содержание учебного материала
дата
7а
дата
7б
дата
7в
коррекция
I. Статистические характеристики ( 4 часа)
Статистические данные в таблицах. Поиск информации в таблицах.
2.09
5.09
9.09
Среднее арифметическое, размах и мода
16.09
19.09
23.09
Медиана как статистическая характеристика
30.09
3.10
7.10
Статистические исследования
14.10
17.10
21.10
II. Статистические исследования (4 часа)
Сбор и группировка данных
28.10
14.11
11.11
Наглядное представление информации
18.11
28.11
25.11
Чтение диаграмм
2.12
12.12
9.12
Составление диаграмм
16.12
26.12
23.12
III. Элементы комбинаторики (5 часов)
Примеры комбинаторных задач
13.01
16.01
20.01
Перестановки
27.01
30.01
3.02
Размещения
10.02
13.02
17.02
Сочетания
24.02
27.02
2.03
Решение задач
9.03
12.03
16.03
IV. Начальные сведения из теории вероятности (4часов)
Понятие вероятности и его интерпретации
23.03
9.04
6.04
Подсчет вероятностей
13.04
23.04
20.04
Теоремы о вероятностях
27.04
7.05
4.05
Итоговое занятие
11.05
21.05
18.05
Резерв
25.05
28.05
31.05
Планируемые образовательные результаты
В результате изучения курса ученик должен знать/ понимать:
- знать характеристики числового ряда;
- знать, что таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных;
-понимать и знать о существовании разных видов диаграмм;
-понимать, что диаграммы используют для наглядного представления данных;
-понимать, что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1.
Уметь:
- читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию;
- строить по имеющимся статистическим данным таблицы и диаграммы заданного типа;
- самостоятельно выбирать наиболее подходящий для представления указанных данных тип диаграммы.
- вычислять моду, медиану, среднее арифметическое, размах числового ряда;
- использовать характеристики для описания числовых рядов.
- использовать формулы комбинаторики для решения задач.
- приводить примеры случайных величин;
-вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами;
-видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Е.А. Бунимович, В.А.Булычев «Основы статистики и вероятность М., Дрофа, 2008
Ткачева М.В. Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей 7-9 классы авт.-сост. В.Н.Студенецкая, Волгоград, Учитель, 2006
Интернет ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер
Проектор
Модели геометрических тел
4. Дидактический материал по математике
Класс
Дата (№ урока)
Причина внесения изменений и дополнений
(болезнь учителя, праздничный день, командировка,
курсы повышения квалификации)
Форма внесения изменений
и дополнений
(объединение тем, уплотнение учебного материала, домашнее изучение и т. д.)
Дата,
№ протокола МО,
подпись рук. МО
урока, который
требует
изменений и дополнений
урока, который
содержит
изменения и дополнения
Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915