Рабочая программа по факультативному курсу «За страницами учебника математики» для обучающихся 6 А класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»


Рассмотрено:
Руководитель МО
________ Андриянова Т.Н.
Протокол № 1
от «25» августа 2015 г.
Рассмотрено:
Заместитель директора
по УВР
__________ Лобанова О.Г.
«28» августа 2015 г.
Утверждаю:
Директор
МБОУ «Гимназия №3»
__________ А.В. Чикалов
Приказ № 285
от «31» августа 2015 г.






Рабочая программа
по факультативному курсу «За страницами учебника математики»
для обучающихся 6 А класса



Сроки реализации программы: 2015 -2016 учебный год




Разработчик: Астахова Вера Григорьевна,
учитель математики высшей
квалификационной категории






г. Рубцовск, 2015
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом
ООП ООО МБОУ «Гимназия №3»
Учебного плана МБОУ «Гимназия №3»
Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №3»
Годового календарного учебного графика

Факультативный курс «За страницами учебника математики» ориентирован на изучение обучающимися 6 классов.

Назначение курса: подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на второй ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

Цель курса: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих спсобобучающихся.

Задачи курса:
расширение и углубление знаний по предмету;
развитие у учащихся логического мышления;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
выявление одаренных детей;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Изучение факультативного курса «За страницами учебника математики» осуществляется за счет вариативной части учебного плана. Занятие длится не более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в 2 недели.
Программа рассчитана на 18 учебных часов, из них 1 час резерв. Резерв планирется использовать на итоговое повторение.

Промежуточная и итоговая аттестации не проводятся. Форма представления результата: участие в математическом конкурсе «Самый, самый!»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию,
-овладение универсальными учебными действиями,
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
- построение образовательного процесса с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В данном классе также используются методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированного обучения, проблемного обучения, обучения с применением ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6-й КЛАСС (0,5 час в неделю, всего 18 часов)
Делимость чисел (6 часов)
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
Действия с рациональными числами (5 часов)
Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.
Геометрическая составляющая школьного курса математики (6 часов)
Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.
Резерв – 1 час
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Номера уроков
Содержание учебного материала
дата
коррекция

Делимость чисел – 6 часов


Приёмы устного счёта
7.09



Логика и смекалка
14.09



Приёмы рационального счёта
21.09



Решение логических задач
28.09



Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики
5.10



Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления
12.10


Действия с рациональными числами – 7 часов


История возникновения математических терминов и понятий
19.10



Обыкновенные дроби
26.10



Составление заданий на координатной плоскости
9.11



Координаты, координаты, координаты
16.11



Решение занимательных задач
23.11


Геометрическая составляющая школьного курса математики –6 часов


Окружность и круг. Конструкции и виды
30.11



Задачи на разрезание и складывание фигур
7.12



Задачи со спичками
14.12



Занимательные игры с геометрическими фигурами.
21.12



Геометрический тренинг
28.12



Математический конкурс «Самый, самый!»
11.01



Резерв
18.01


Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся получат возможность достичь следующих результатов:

личностные:
-ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальнойобразовательной траектории с учетом познавателдьных интересов;
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры,
-критичность мышления, умение распознавтаь логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта,
-креативность мышления, инициатива, активность при решении математических задач.

метапредметные:
-умение самотсоятельно стаывить цели, выбирать пути решения учебных задач,
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные споосбы решения учебных и познавательных задач,
-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.

предметные:
- применять признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11 при решении задач
- выполнять действия с рациональными числами;
-использовать свойства геометрических фигур при решении задач;
- решать задачи на разрезание, складывание;
-выполнять задания на координатной плоскости;
-работать по заданному алгоритму.








Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. Математика 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы,авт.-сост. И.В.Фотина. Учитель, 2011
3. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
4.Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., Просвещение, 1996г.
6.Факультативные занятия «Математика после уроков» Белый ветер, 2013
7. А.Ф.Коликов, А.В.Коликов»Изобретательность в вычислениях. М.Дрофа, 2003
8. В.В. Трошин «Магия чиел и фигур. М., Глобус, 2007
9. В.В.Трошин Занимательные дидактические материалы по математике. М.Глобус, 2008
10. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2009.
11.Фарков А.В. Математические кружки в школе.5-8 классы. М.: Айрис-пресс,2008.
12. Интернет-ресурсы




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Компьютер
Проектор
Модели геометрических тел
4. Дидактический материал по математике
















Класс
Дата (№ урока)
Причина внесения изменений и дополнений
(болезнь учителя, праздничный день, командировка,
курсы повышения квалификации)


Форма внесения изменений
и дополнений
(объединение тем, уплотнение учебного материала, домашнее изучение и т. д.)


Дата,
№ протокола МО,
подпись рук. МО


урока, который
требует
изменений и дополнений
урока, который
содержит
изменения и дополнения




































































































































































































































Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915