Открытый урок чтения по теме: Путешествие в историю. Бородинское сражение
Всероссийский урок чтения: Тема «Путешествие в историю. Бородинское сражение»
Урок посвящается 200 летию М.Ю Лермонтова.
Цель урока: формирование чувства патриотизма и гражданственности на примере изучения произведений М.Ю Лермонтова « Бородино»
Задачи урока:
вызвать чувство уважения и восхищения подвигами русского народа;
познакомить с биографией поэта;
учить работать с контурной картой, атласом .пробудить интерес к изучению творчества Лермонтова;
Методы работы: словесные, наглядные, практические
Оборудование; проектор, фонограммы песен, российский флаг.
этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.орг мом.
Цель. Настроить на работу.
Актуализация знаний. Подготовка к изучению темы.
Работа с картой -Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, вместе с нами этот урок проходит во всех школах России.
- А посвящен он (учитель на на проигрывателе включает гимн Бородинская битва, посвященный русскому войну)
- Как вы думаете, кому или чему посвящен наш урок?
- Верно .- Как вы считаете кто нибудь из писателей писал о русском солдате?
-Сегодня я вас познакомлю со стихотворением «Бородино», которое написал М.Ю. Лермонтов
- Но сначала познакомимся с его биографией.
(заранее подготовленный учащийся показывает презентацию, рассказывает биографию Лермонтова)
- А теперь послушаем стихотворение « Бородино» , которое он написал.
- Пока ребята наизусть рассказывают стихотворение, вы должны внимательно послушать ,подумать и сказать, какому событию оно посвящено?
- Кому же событию было посвящено это стихотворение?
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
- Где происходят события, изложенные в стихотворении?
- С кем сражаются русские войска?
- Правильно.
- Событие, которое описывает поэт в своем стихотворении ,действительно было.
-Это « Бородинское сражение», которое произошло 1812 году 26 августа с Великой французской армией под командованием Наполеона, к этому времени Наполеон подчинил себе все европейские страны, кроме Англии( показываю по карте)и чтобы подчинить Англию, нужно было захватить её колонии ( работа с термином), а блажащий путь туда лежал через Россию.
- Наполеон без объявления войны в ночь на 12 июня 1812 года переправившись со своей армией через реку Неман ( учитель показывает на карте) вторгся на территорию России.
Численность французской армии в двое превосходила русскую.
- Сейчас посмотрим фрагмент фильма « Бородинское сражение». (фрагмент вторжения французских войск (7-10 мин)
- На русской территории их ждали армии 1-я Западная Барклая де Толли, 2-я Западная Багратиона, 3- я армия Тормасова.( показ слайдов полководцев)
- Но сражения русская армия не давала сражений , изматывав противника отступлениями в глубь страны.
- Противник продвигался к Москве по смоленской дороге. ( показ по карте)
- Главнокомандующим всех армий был назначен Баклай де Толли.
- после сражения под Смоленском, где наша армия вынуждена была отступить, чтоб сохранить людей.
- Главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов.
- Именно он в деревне Фили, близь Москвы, решает отдать Москву Наполеону, для того чтоб сохранить Россию.
- Что произошло с Москвой?
- Верно это написано в стихотворении ( читаю отрывок)
- А как вы думаете как вели себя обычные, мирные люди.
-Да они уходили за русскими войсками, не оставляя ни чего, чтобы не одно зернышко не досталось врагу, некоторые даже сжигали свои дома и амбары( работа со словом) , а многие крестьяне уходили в добровольные партизанские отряды и боролись своими силами с армией захватчиков.
- Наполеон боялся Кутузова . Он называл его « хитрым лисом»
- Решающее сражение Кутузов решил дать на Бородинском поле.( работа с картой)
(показ фрагмента « Бородинское сражение) 10мин
Русским войнам
отвечают
5 учащихся рассказывают
Наполеоном
Учащиеся работают с атласами.
Учащиеся работают с атласом
Учащиеся работают с атласом) Она сгорела
Они уходили
Закрепление
Работа в паре
Рефлексия - Кто выиграл, а кто проиграл?
- Верно.
-Но это сражение показало русским, что Великая французская армия может быть побеждена, а французы поняли что русские могут достойно сражаться и без боя Россию не уступят.
-Находясь в разграбленной и горящей Москве Наполеон три раза пишет императору России ,Александру I, письмо с просьбой о перемирии, но император не отвечает.
- Наполеон вынужден бежать, бросив в России остатки своей некогда непобедимой армии, которая наткнулась на умных русских полководцев, храбрую армию, патриотизм и жертвенность русского народа.
- При бородинском сражении был тяжело Багратион, вскоре умер, Кутузов с ослабленным своим организмом простыл, заболел и умер.
- Александр I проводил французскую армию до Парижа, освобождая территории которые были захвачены французами.
- А каким стихотворении знакомились на уроке?
- Кто автор?
- Какое событие описывается?
- Кто напал на Россию?
- Назовите полководцев?
( у учащихся на парте лежат контурные карты)
Откройте контурную карту найдите смоленскую дорогу, обведите её, найдите Смоленск, поставьте точку, найдите деревню Фили, поставьте точку.
- Какое решение было принято в этой деревне?
-Найдите Бородино, что там произошло? Поставьте крестик.
У вас на партах лежат красные, зеленые и желтые кружочки.
-Если вы все поняли и вам понравился урок поднимите красный, если есть вопросы-желтый, если ничего не поняли-зеленый.
- Урок окончен спасибо за внимание.
никто