Основы самозанятости и предпринимательства, межпредметный курс для старшеклассников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Синда»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Протокол № _________
от_______________
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_______/Д.В. Мариенко ____________ 201__ г УТВЕРЖДАЮдиректор МКОУ
_______/Т.Е.Фирсова/Приказ № _______ от_________
Рабочая программа межпредметного курса
«Основы самозанятости и предпринимательства»
9 класс
Разработана Бельды Эллой Леонидовной
учителем ИЗО и родного языка
I квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании РФ»; с Приказом № 1312 от 09.03 2004 года "Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего среднего образования"; с поставленной президентом РФ В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года задачей «возрождения школьной профориентации»; в соответствии с «Комплексом мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии» принятым на заседании у Заместителя Председателя Правительства РФ О.Голодец от 25 апреля 2014 года; в рамках инновационного образовательного проекта «Новая профориентация для молодежи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока» от Дальневосточного научного центра местного самоуправления.
По данным оциоисследований в 2 раза повысился отток трудоспособного населения и особенно молодежи из Хабаровского края. За последние 7 лет в два раза возросло число студенческой молодежи, желающей уехать с территории Дальнего Востока России -с 23,2% в 2005 г. до 47,1% в 2013.Кадровый дефицит к 2015 г. -80 000, к 2020 – более 100 000. Введена новая система профориентации в образовательных организациях Хабаровского края по трём направлениям:
Профессиональная диагностика;
Подготовка к работе по найму;
Подготовка к самозанятости: а) в предпринимательской деятельности;
б) в некоммерческой деятельности
Основная цель новой системы профориентации - остановить или, как минимум, уменьшить отток молодежи с Дальнего Востока.
Особенностями данной программы являются:
-Возможность замены направления бизнес-плана при изменении запроса учащегося или родителей
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства. Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем. В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Методические особенности изучения предмета
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов. Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить. В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание. Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ. Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению. Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя. Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
выработка идеи и ее первоначальная оценка;
разработка бизнес-плана;
Для этого учащимся в течение учебного года предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
Цель курса - создание условий для формирования навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров
-способствовать личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства.
2. Задачи курса:
Умение объективно оценивать свои возможности и особенности для выбора профессии
Примерить на себя роль предпринимателя
В соответствии с учебным планом для основного общего образования данная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год. В рабочей программе отсутствуют направления «Профессиональная диагностика», «Подготовка к работе по найму» в связи с тем, что в 9 классе ведется элективный курс «Слагаемые выбора профессии».
№ п/п Тематический план курса «Основы самозанятости и предпринимательства»
Всего часов Из них
Тео
рия Контр раб. Практ.и сам. работы
Наименование разделов и тем I Предприниматель в рыночной экономике.
Общетеоретические основы
8 7 1.1 Введение в курс. Диагностика и самоопределение. Определение профессиональных склонностей (диагностика) 1 1.2 Правовые основы предпринимательства. 2 1.3 Государственная и муниципальная поддержка предпринимательства. 1 1.4 Экономические основы предпринимательства 1 1.5 Финансовая грамотность 1 1.6 Основные сферы предпринимательской деятельности. Содержание и структура бизнес – плана 1 1 II Бизнес-план 25 3.1 Выбор бизнес-идеи. Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции.
Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности. Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана. 4 1 3
3.2 Разработка бизнес-плана. Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения. 4 3.3 Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции. 2 3.4 Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации.
Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.
Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре. 3 3.5 Основные функции современного менеджмента. 1 3.6 Трудовой коллектив и условия найма работников.
Организационная структура предприятия и должностные инструкции. 2 3.7 Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. 2 3.8 Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Цена. Факторы, влияющие на выбор цены. 2 3.9 Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального. 1 1 3.
10 Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.
Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика. 1 3.
11 Защита проектов 4 3
Итого 33 Планируемые результаты освоения программы межпредметного курса «Основы самозанятости и предпринимательства»
Личностные
Воспитание патриотизма
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Метапредметные результаты
При изучении элективного курса обучающиеся усовершенствуют
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение оценивать правильность выполнение учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;
Формирование и развитие компетентности в области использовании ИКТ;
Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Умение заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Метапредметные результатыПри изучении элективного курса обучающиеся усовершенствуют
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение оценивать правильность выполнение учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;
Формирование и развитие компетентности в области использовании ИКТ;
Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Умение заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Предметные результаты освоения обучающимися межпредметного курса
Выпускник научится:
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать сущность и значение экономической грамотности и собственный возможный вклад в их становление и развитие;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Оценка качества знаний, умений, навыков
Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
Презентация законченных бизнес-проектов.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры. Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами используется метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
В рабочей программе отсутствуют направления «Профессиональная диагностика» и «Подготовка к работе по найму» в связи с тем, что в 9 классе ведется элективный курс «Слагаемые выбора профессии»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мультимедийный проектор-1
Компьютер-1
Экран-1
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная и дополнительная литература для учителя
Правовые основы рыболовства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской федерации. М.А.Поличка, Н.П.Поличка Хабаровск 2014 Дальневосточный научный центр местного самоуправления
Правовые основы предпринимательства. Информационные материалы для начинающих индивидуальных предпринимателей и педагогов, преподающих курс «Основы самозанятости и предпринимательства». Составители Петрова М. Ю., М. А. Поличка, Н.П. Поличка. Дальневосточный научный центр местного самоуправления Некоммерческое партнерство «Дальневосточные правовые ресурсы» Хабаровск 2012
Как организовать бизнес в сфере бытового обслуживания (парикмахерские услуги) информационные материалы для начинающих предпринимателей. М.А.Поличка, Н.П.Поличка Дальневосточный научный центр местного самоуправления Хабаровск 2014
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004.
Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. – М.: Просвещение, 1992.
Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.
Содержание дисциплины «Самозанятость и основы предпринимательства» в 9 классе (33 часа)
№ п/п Вид урока
Дата(план-факт) Наименование разделов и тем Формы контроля Примечания.
I-8 Предприниматель в рыночной экономике. Общетеоретические основ
1 Тест.
Изучение нового мат-ла Введение в курс. Диагностика и самоопределение. Определение профессиональных склонностей (диагностика) Основные личностные качества предпринимателя. Самооценка на предмет выявления предпринимательских качеств. Формирование индивидуальной программы развития предпринимательских качеств. Две стратегии профессиональной трудовой деятельности: наемный труд и предпринимательская деятельность. Структура безработицы в стране, в субъектах федерации, в муниципальном образовании. О необходимости подготовки учащихся к самозанятости. текущий тест 2-3 Изучение нового мат- Правовые основы предпринимательства., в конкретной отрасли. Формирование правовых основ своего бизнеса с использованием баз данных правовых документов. Примеры формирования правовых основ конкретного бизнеса. Юридические лица: понятие и виды. Индивидуальный предприниматель как организационно- правовая форма предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательства по формам собственности, по охвату территории, по распространению на различных территориях, по составу учредителей, по численности персонала и объему оборота, по темпам роста и уровню прибыльности, по степени использования инноваций.
Виды предпринимательства. Правовой статус предпринимателя.
Организационно-правовые формы юридического лица.
Этапы процесса образования юридического лица.
Частное предпринимательство: правовые формы его организации – без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда; осуществление предпринимательства в форме фермерского хозяйства.
Коллективное предпринимательство – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы; арендные и коллективные предприятия.
Совместная предпринимательская деятельность: понятие
, юридические формы (договор простого товарищества, совместные предприятия; предпринимательские союзы, объединения, ассоциации; концерны, корпорации, холдинги).текущий 4 Комб. Государственная и муниципальная поддержка предпринимательства. Виды и формы предпринимательства: достоинства недостатки. Лицензирование отдельных видов деятельности.
Контрольно-надзорные органы, их права и обязанности.
Юридическая ответственность предпринимателя. Формы государственной поддержки: имущественная, финансовая, информационная, консультационная. Полномочия субъектов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого бизнеса. Меры поддержки малого бизнеса в условиях, сформировавшихся под влиянием глобального мирового кризиса
эссе
текущий 5=6 Комб. Экономические основы предпринимательства Финансовая грамотность
Составление сметы бизнес – проекта. Начальные и ежемесячные затраты. Налогооблажение индивидуальных предпринимателей: виды и сравнение. Себестоимость продукта(товара или услуги). Расчет прибыли. Анализ рисков. Устойчивость бизнеса. Виды доходов. Формула бедности и богатства. Уровни финансовой независимости. Что такое банковские карты – дебетовые, кредитные. Кредитные договора- на что обращать внимание. Вида вкладов.
практтекущий 7-8 Комб. Основные сферы предпринимательской деятельности. Содержание и структура бизнес – плана синквейнтекущий 9-33 Бизнес-план 9 Изучение нового мат-ла Выбор бизнес-идеи. Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции.
Три основных вопроса при выборе бизнес – идеи: что продавать (товар или услугу); кто будет продавать; что необходимо, чтобы начать реализацию идеи?
Презентация
Участие в работе круглого стола. 10 Комб. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности. Разработка миссии бизнеса.
Предпринимательские идеи и их превращение в бизнес-идеи. Целеполагание в процессе создания собственного дела. Постановка целей и формулирование бизнес-идей. Организационные вопросы создания бизнеса (финансово-экономическое обоснование бизнес-проекта, возможные варианты финансирования бизнес-идей, включая государственную поддержку предпринимательской деятельности).
Практтекущий 11 Комб. Бизнес-план, его назначение и структура Уставной капитал Финансы и кредит.. Инвестиции
Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: анализ рынка, финансово-экономический раздел, анализ рисков. Оценка эффективности бизнес-плана. Автоматизация бизнес-планирования.
Самостоятельная работа: подготовка презентации предпринимательской идеи
текущий 12 Комб. . Основные источники информации для составления бизнес-плана. Виды бизнеса. Базы данных о видах предпринимательской деятельности: ОКВЭД, ОКУН, иные перечни и базы.
Практтекущий 13 Изучение нового материала Разработка бизнес-плана. Определение кода ОКВЭД для выбранного вида деятельности. Анализ востребованности товара или услуги, выбранного для бизнес- идеи.
практтекущий 14 Комб. Основные разделы производственного плана. Структура производственного процесса по трудоемкости. Прогнозируемый объём реализации продукции (услуг). Смета затрат на производство.
Практ.
текущий 15 Комб. Производственный процесс и стадии производства.
практтекущий 16 Комб. Производительность труда и пути ее повышения.
теориттекущий 17 Структура и методика расчета себестоимости продукции.
практтекущий 18 Комб. Основные пути снижения себестоимости продукции.
практтекущий 19 Комб. Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Нормативно-правовая база, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Практические занятия: составление перечня необходимых документов для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
теореттекущий 20 Комб. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.
Сообщения, презентация 21 Комб. Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.
теореттекущий 22 Комб. Основные функции современного менеджмента.
практтекущий 23 Комб. Трудовой коллектив и условия найма работников.
практтекущий 24 Организационная структура предприятия и должностные инструкции.
практтекущий 25-26 Изучение нового мат-ла Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании.
Анализ рыночных потребностей и спроса на новые товары и услуги, выявление потребителей и их основных потребностей. Цены и ценовая политика. Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки. Конкуренция и конкурентоспособность, конкурентные преимущества. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности. Реклама и РR. Практические занятия: поиск информации о маркетинговых исследованиях рынка (на примере любой орг-ции)
текущий 27 Комб. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Цена. Факторы, влияющие на выбор цены.
практтекущий 28 Игра Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального. Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.
практтекущий 29-30 Изучение нового материала Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Особенности ведения бухгалтерского финансового и налогового учета. Перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности.
Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Системы налогообложения, применяемые субъектами малого и среднего бизнеса. Понятие и характеристика общего режима налогообложения.
Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам предпринимательской деятельности (ЕНВД). Понятие и характеристика системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сравнительный анализ налоговой нагрузки субъекта малого бизнеса при различных системах налогообложения.
Ответственность за нарушение налогового законодательства. Самостоятельная работа: заполнение налоговых деклараций, бухгалтерских документов
текущий 31-33
Дискуссия Защита проектов
Анализ бизнес- идеи, рецензирование.Зачетзачет