Программа элективного курса тему ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ"Гимназия № 1 имени Ч. Т. Айтматова"
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ПРОФИЛЬ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Насыбуллина ФанузаФанилевна
учитель истории
первая квалификационная категория
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Современная Россия – это принципиально новая по своей юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Признаком и существенной отличительной чертой российской современности являются благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.
Деятельность субъекта рыночных отношений – предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса в России.
В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.
Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.
Именно в этом важность изучения курса «Основы предпринимательства».
Элективный курс «Основы предпринимательства» дает возможность обучающимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.
Значимость элективного курса «Основы предпринимательства» - это помощь учащимся III ступени образования как социально-экономического профиля, так и обучающимся в условиях универсального учебного плана, в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.
Программа элективного курса «Основы предпринимательства» направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере предпринимательской деятельности.
Программа позволяет поставить учащихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться в том, что такое конкуренция, механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет на основе полученных экономических знаний характеризовать любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с нормативно-правовой основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.
Особенностью данной программы является возможность ее реализации с использованием ИКТ: разработанное автором электронное учебное пособие - курс лекций, дает возможность каждому учащемуся в рамках полученного задания организовать самостоятельную работу. Дополнением к курсу лекций являются задания и вопросы для углубления знаний и самоконтроля. Программа ориентирована на удовлетворение личного уровня потребностей учащихся в знаниях курса «Основы предпринимательства»: элементарный и повышенный уровень, предполагает активную познавательную деятельность в соответствии с уровнем знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся социально-экономического профиля.
Цель курса – формирование у обучающихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи:
изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).
Элективный курс основан на Гражданском кодексе Российской Федерации, комментариях части первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей (редакторы В.Кузнецов, Т.Брагинская, Л. Синюхина – М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 1996), основах правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений по всем функциям предприятий различных форм собственности, нормах хозяйственного права, систематизированных Н.Ю.Кругловой (Круглова Н.Ю., Хозяйственное право, 2-е издание. М.: Издательство РДЛ, 2003), Дойникова И.В. (Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Нолидж, Брандес, 1998.) , «Экономической истории России» Т.М.Тимошиной под ред. профессора М.Н.Чепурина (М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999).
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов реализации программы:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип целостности содержания;
- принцип системности;
- принцип ориентировочной функции знаний;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося;
- принцип креативности;
- принцип минимакса.
Элективный курс рационально вписывается в структуру профильных знаний учащихся в области социально-экономических дисциплин: профильный предмет «Экономика» позволяет сформировать систему экономических знаний обучающихся, «Основы предпринимательства» глубоко раскрывают сущность, место и роль предпринимательства в рыночных отношениях современной России.
Изучение данного элективного курса рассчитано на 25 часов, по окончании которого обучающиеся защищают проект в рамках предусмотренного зачета.
В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.
Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.
Принципы отбора и определения последовательности изложения содержания строятся на логике правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений, т.е. структуре хозяйственного права России.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Количество часов
Формы
проведения, виды деятельности и формы
Виды и точки контроля
Всего
Теория
Практи
ческие занятия
Семинар
Практикум
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.
Содержание и современные формы предпринимательства
3
1
1
1
Фронтальная работа.
Школьная лекция
Индивидуальная работа.Практикум работа с юриди- ческими источни- ками (дом. работа)
Семинар «Совре- менные формы предприниматель- ства»
Устный контроль – эвристическая беседа
Оценка и анализ образовательного продукта - схемы «Формы предпри- нимательства»
(защита проекта на семинаре)
2.
Виды предпринимательской деятельности
2
1
0
1
Парная работа.
Лабораторная работа с описате-
льными характерис тиками предприя тий разных видов
Задача:построить алгоритм характе- ристики видов предприниматель ской деятельности
Текущий контроль.
Задание: собери «Предприним-лото»
Задача: соотнести виды и черты предприниматель ства на представ ленных карточках лото.
Оценка и анализ.
3.
Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела
5
1
0
4
Индивидуальная самостоятельная работа.
Опережающее задание в рамках материалов электронного пособия.
Деловая игра «Бизнес-клуб»
Текущий контроль.
Анализ участия обучающихся в
деловой игре «Бизнес – клуб»:
заключение сделки по организации собственного дела, переговоры и действия партнеров
Анализ личностных качеств предприни мателей
4.
Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм
5
1
2
2
Фронтальная работа. Школьная лекция.
Парная работа.
(заполнение таблицы)
Семинар:
Анализ механизма функционирова-
ния предприятий по раздаточным материалам
Текущий контроль.
Анализ и оценка таблицы «Особенно сти функционирова ния предприятий различных организационно-правовых форм»
5.
Предпринимательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия)
4
0
1
3
Индивидуальная самостоятельное работа (домашняя) по изучению темы «Технология и основные принципы создания малого предприятия»
Анализ (экспертиза) деятельности малого предприятия по предложенному алгоритму.
Проверка индивидуальной домашней работы – поиск сведений о практической деятельности малых предприятий.
Оценка собранного материала, анализ сведений о предпри ятиях, условий их деятельности.
Оценка заключений экспертизы в соответствии с заявленными критериями.
6.
Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна
3
0
0
3
Индивидуальная работа – практикум.
Создание социаль ного проекта
«Конкуренция и ее виды»
Защита социальных проектов
Текущий контроль.
Оценка образовательного продукта -социального
проекта
«Конкуренция: особенности видов»
7.
Инновационное предпринимательство
2
1
0
1
Групповая работа.
Урок идей
- поиск направлений инноваций и оценка инновационного предпринимательства.
Системный анализ инновационного предприниматель-
ства по критериям, оценка его значения в современной экономике.
Схема: «Особеннос ти принятия предприниматель-ских решений»
Текущий контроль.
Анализ результатов практической работы
8.
Итоговое занятие
2
1
1
Индивидуальная работа – защита проектов
Круглый стол «Предпринимательство - как основа
рыночной экономики»
Представление проектов и защита на основе презентации
Подведение итогов элективного курса
Вручение свидетельства.
Анализ и оценка участия обучающих ся в диалоге в рамках круглого стола «Предпринимательство – как основа рыночной экономи ки»
Итоговый анализ результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся
ИТОГО:
25
5
5
15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства
(2 часа)
Понятие собственности: сущность и многоаспектность. Место собственности в системе общественных отношений. Основные трактовки собственности в экономической теории. Отличия экономической собственности и права на нее.
Понятие права собственности. Основные компоненты права собственности. Правовые основы видов собственности.
Предпринимательство – как вид деятельности человека. Понятие предпринимательства. История возникновения и сущность предпринимательства; объекты и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательства. Права предпринимателя. Черты предпринимательства. Основные формы предпринимательства. Виды предпринимательства. Процесс предпринимательства. Социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.
Понятие собственности в России. Собственность граждан РФ: сущность, формы. Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России. Государственные и муниципальные предприятия: современное состояние и тенденции развития.
Учащийся должен знать:
- место собственности в системе общественных отношений;
- понятия собственности в экономической теории;
- сущность понятия собственность;
- юридические стороны права собственности;
- основные правовые режимы;
- сущность и основные черты предпринимательства;
- формы и виды предпринимательства;
- компоненты предпринимательской деятельности.
Уметь:
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами;
- толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.
Тема 2. Виды предпринимательской деятельности
(3 часа)
Виды предпринимательской деятельности
Товарные биржи: понятие и функции.
Финансовое предпринимательство и его компоненты. Сфера и поле деятельности финансового предпринимательства. Особенности финансовой деятельности.
Консультативное предпринимательство, его сущность и методы.
Консалтинговые проекты, их структура. Этапы выполнения консалтингового проекта. Способы привлечения клиентов.
Учащийся должен знать:
- виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;
- понятие товарная биржа и ее функции;
- методы консультирования;
- консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.
Уметь:
- определять вид предпринимательства;
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами.
Тема 3. Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела
(5 часа)
Предприятие: основное понятие. Формы предприятий. Структура капитала предприятия: понятие собственного и заемного капитала
Собственный капитал и его особенности. Структура собственного капитала.
Уставной капитал, его сущность и пути формирования.
Резервный капитал, его функции.
Добавочный капитал и пути его получения.
Нераспределенная прибыль.
Заемный капитал. Структура заемного капитала. Облигация. Выпуск облигации. Эффективность использования капитала предприятия.
Доходный капитал.
Организация и развитие собственного дела. Порядок создания нового предприятия. Основные документы для регистрации предприятия.
Процедура регистрации предприятия. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрация акционерного общества. Порядок регистрации Производственного кооператива, финансо-промышленной группы. Документы для регистрации. Причины отказа в регистрации. Основные вопросы, рассматриваемые на учредительной конференции.
Франчайзинг – как льготная форма предпринимательства. Обязанности франчайзинга. Области франчайзинга и его преимущества. Недостатки франчайзинга.
Риск предприятий и его виды: производственный, коммерческий, финансовый, инвестиционный, рыночный. Распределение риска между участниками предпринимательской деятельности. Потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Риски при финансировании проекта. Алгоритм анализа риска. Страхование рисков.
Пути и методы снижения риска. Несостоятельность предприятия.
Издержки: бухгалтерские и коммерческие.
Меры, принимаемые к предприятию должнику.
Учащийся должен знать:
- понятие предприятия и его формы;
- понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;
- структуру собственного капитала предприятия;
- особенности уставного капитала, его сущность;
- сущность резервного капитала;
- понятие добавочного капитала и его сущность;
- характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;
- структуру заемного капитала предприятия;
- порядок и этапы создания нового предприятия;
- процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества;
- понятие облигации;
- основные подходы к организации собственного дела;
- понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;
- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;
- пути и методы снижения рисков;
- меры, принимаемые к предприятию должнику.
Уметь:
- характеризовать капитал предприятия;
- регистрировать предприятия;
- проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;
- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.
Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных
организационно-правовых форм
(5 часа)
Виды классификаций предприятий: по характеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по технологической общности, по времени работы в течение года, по размеру предприятия, по степени специализации и масштабу производства однотипной продукции, по методам организации производственного процесса, по основной деятельности, по экономической цели.
Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики.
Юридическое лицо: понятие и основные характерные признаки.
Классификация юридических лиц в ГК на основе трех правовых форм: на праве учредителей, на праве экономической деятельности юридических лиц, на организационно-правовой форме.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: основные требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя унитарного предприятия.
Особенности прав унитарного предприятия, предоставляемых учредителей. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления – отличительные особенности. Ответственность государства по обязательствам предприятий, основанных на оперативном управлении.
Производственные кооперативы (артели).
Характеристика артели. Отличия кооператива от товарищества и общества. Преимущества и недостатки артели.
Хозяйственные товарищества и общества: общие черты и различия товарищества и общества. Виды товарищества: полное товарищество, товарищество на вере. Отличительные характеристики.
Общество с ограниченной ответственностью, его характеристики.
Акционерные общества, его характеристики. Открытое и закрытое акционерное общества. Преимущества акционерного общества.
Объединения юридических лиц: ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. Основные принципы деятельности объединений.
Ассоциации: основные цели и задачи.
Холдинг: основное понятие. Положительные стороны деятельности холдинга. Цели холдинга.
Финансово-промышленные группы: возможности, отличительные признаки. Типы ФПГ: торговые организации, промышленные организации, кредитно-финансовые организации. Цели участников ФПГ. Преимущества и недостатки ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ.
Предпринимательские союзы: особенности деятельности.
Учащийся должен знать:
- виды классификации предприятий и их структура;
- требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;
- признаки юридического лица;
- особенности государственных и муниципальных предприятий;
- характерные особенности кооператива, товарищества и общества;
- виды товарищества;
- характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;
- характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.
Уметь:
- в конкретной предпринимательской деятельности;
- определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм;
- уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия;
- уметь характеризовать кооперативы,
-отличать кооператив, товарищества и общества;
- уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;
- уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.
Тема 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия (4 часа)
Малое предпринимательство: понятие и его сущность. Субъекты малого предпринимательства. Средняя численность малого предприятия в различных отраслях хозяйства.
Виды деятельность малого предприятия. Преимущества и недостатки малого предприятия. Особенности малого предпринимательства в России. Государственная поддержка малого предпринимательства в России.
Учащийся должен знать:
- понятие малого предпринимательства;
- понятие субъекта малого предпринимательства;
- преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- государственная политика РФ в области малого предпринимательства.
Уметь:
- определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.
Тема 6 Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна
(3 часа)
Конкуренция – как ведущая характеристика рыночной среды. Основные определения понятия конкуренция. Многофакторный характер конкуренции. Модели и формы рынка. Формы конкуренции и их признаки.
Отраслевая и межотраслевая. Классификация видов конкуренции: свободная (совершенная) и несовершенная.
Основные признаки свободной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция; олигополия.
Ценовая и неценовая конкуренция.
Антимонопольное регулирование. Назначение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов. Задачи антимонопольного комитета. Функции антимонопольного комитета.
Коммерческая тайна: понятие и сущность.
Виды коммерческой тайны: научно-техническая, производственная, финансовая.
Научно-техническая информация: характер исследовательских работ, содержание патентов и лицензий, содержание рационализаторских предложений, планы внедрения новых технологий и новых видов продукции, анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Производственная информация: способы производства и технология, система организации труда, объем выпуска и планы реализации продукции, планы рекламной деятельности и инвестиций в новое строительство и производство, сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах, об условиях заключения контрактов, их характер, уровень складских запасов, предполагаемое время выхода на рынок, методы и организация управления.
Финансовая информация: структура капитала, уровень платежеспособности, банковские и торговые операции, состояние расчетов с торговыми клиентами механизм формирования цен на продукцию, сведения об эффективности экспорта и импорта, сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов, размер прибыли и уровень себестоимости продукции, фактическое состояние рынков сбыта, организация и размер оборота средств.
Требования к АО в вопросах публичности сведений: основные и дополнительные публикации.
Перечень сведений о предприятии, которые не являются коммерческой тайной.
Средства и методы защиты коммерческой тайны предпринимателя
Учащийся должен знать:
- формы конкуренции и их признаки;
- перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
- задачи и деятельность антимонопольного комитета;
- понятие коммерческой тайны и ее виды;
- предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;
-приемы защиты коммерческой тайны.
Уметь:
-анализировать положение предприятия на рынке;
- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;
- реализовать право на защиту коммерческой тайны.
Тема 7 Инновационное предпринимательство (2 часа)
Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору.
Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений в предпринимательской деятельности.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант.
Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков.
Классификации инноваций: критерии и виды.
Основные этапы разработки новшества.
Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности.
Инкубатор бизнеса, как специализированная структура для возникновения
Учащийся должен знать:
понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;
- виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;
- инновационной предпринимательской деятельности;
- виды инновационных форм предпринимательства;
- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;
- понятие инкубатора бизнеса, его функции.
Уметь:
- изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;
-характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства;
- проектировать разработку новшеств в предпринимательстве;
- сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;
- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями.
Подведение итогов
круглый стол «Предпринимательство – как основа рыночной экономики»
(защита проектов будущих предпринимателей)
(2 часа)
Учащийся должен уметь:
- аргументировано представлять социальный проект;
- использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой;
- делать выводы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
(модель выпускника)
Обучащиеся должны знать:
- основные виды и формы предпринимательства;
- особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-правовых форм;
- особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать типы и виды предприятий;
- создать свое дело.
- давать оценку перспектив рисков;
- анализировать черты предпринимателей;
- анализировать законопроекты хозяйственного права.
Уровни освоения программы:
Репродуктивный уровень
Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов, называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.
Продуктивный уровень
Обучающийся характеризует понятия, виды, умеет отличать по заявленным признакам явления, процессы, виды, формы предпринимательской деятельности; характеризует практическую деятельность предприятий с различной нормативно-правовой основой.
Творческий уровень
Обучающийся анализирует предпринимательскую деятельность, конкуренцию, деятельность предприятий, оценивает и прогнозирует варианты ее эффективности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Элективный курс «Основы предпринимательства» реализуется в рамках вариативной части учебного плана социально-экономического профиля в 10 классе. Он является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся, полученных при реализации программы профильного предмета «Экономика» в 10 классе, углубляет знания обучающихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Элективный курс способствует формированию общепредметных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная;
Групповая;
Парная;
Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
Поисковый метод;
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Анализ;
Дискуссия;
Диалогический метод;
Практическая деятельность;
Проектирование.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Содержание контроля:
- понятия, термины;
- законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-правовых типов;
- умение характеризовать виды предпринимательства;
- умение характеризовать виды конкуренции;
- умение характеризовать инновационное предпринимательство;
- деятельность малого предприятия;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:
- тестирование;
- самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);
- результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы, анализ;
- участие в круглом столе;
- защита проектов;
- устный контроль;
- презентации результатов анализа и исследования.
Система оценивания
Элективный курс для обучающихся социально-экономического профиля является ориентационным и призван мотивировать учащихся к познавательной деятельности, что привело к необходимости ввести рейтинговую систему оценки результатов познавательной деятельности.
№
п/п
Тема
Организация познавательной деятельности в условиях лекции – активное слушание
Результатив-ность ответов
в ходе школьной лекции и беседы
Выполне
ние практи
ческой
части
Активные формы представления
результатов
(проект и его защита участие в дискуссии
Итого баллов за тему
Максим.
Факт
1.
Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты
1 б
2б
3б
4б
10б
Содержание и современные формы предпринимательства
2
Виды предпринимате
льской деятельности
1б
2б
3б
0
6б
3
Предприятие в рыночных условиях
Организация и развитие собственного дела
1б
2б
3б
4б
10б
4
Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм
1б
2б
3б
4б
10б
5
Предпринимательская деятельность малого предприятия
0б
3б
4б
7б
7.
Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна
3б
4б
7б
7.
Инновационное предпринимательство
1б
2б
3б
4б
10б
8
Итоговое занятие
4б
4б
ИТОГО:
5б
10б
21 б.
28 б.
64 б.
Условия реализации программы: .
I.
1.Добровольность выбора уровня освоения программы обучающимся:
- только лекции учителя и самостоятельная работа с электронным учебным пособием (15 баллов)
- лекции учителя и самостоятельная работа с электронным учебным пособием и выполнение практических работ (36 баллов)
- лекции учителя и самостоятельная работа с электронным учебным пособием и выполнение практических работ, проектная деятельность ( 64 балла)
2. Обучающийся по завершению курса получает зачет с указанием набранного количества баллов.
При завершении элективного курса учащемуся вручается свидетельство «Начинающего предпринимателя».
II. Важным условием для организации обучения является:
- наличие компьютера;
- мультимедийного устройства;
- наличие у учащихся учебного пособия «Основы предпринимательства» для учащихся 10 класса социально-экономического профиля (электронная версия).
- возможность работать в сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
По итогам курса «Основы предпринимательства» было проведено анкетирование учащихся.
В ходе анкетирования учащиеся отвечали на 2 вопроса:
- удовлетворены ли Вы работой на занятиях элективного курса;
- видите ли вы полезность полученных знаний и умений для дальнейшего выбора профессиональной деятельности.
По результатам анкетирования выявлено, что удовлетворены элективным курсом 98% обучающихся, 100% считают знания и умения, полученные на занятиях полезными.
Диаграмма
Анализ удовлетворенности учащихся социально-экономической группы 11а класса качеством элективного
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
3. Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).
4. Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».
Литература для учащихся:
Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика, 2003.
Зигаева С.А. Основы предпринимательства. Учебное пособие для учащихся социально-экономического профиля (электронная версия).
Литература для учителя:
1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.
3. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.
4. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
7. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.
Приложение 1
Приложение 2
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
№
пп
Темы
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь
1.
Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства.
- место собственности в системе общественных отношений;
- понятия собственности в экономической теории;
- сущность понятия собственность;
- юридические стороны права собственности;
- основные правовые режимы;
- сущность и основные черты предприниматель ства;
- формы и виды предпринимательства;
-компоненты предпринимательской деятельности.
- объяснять основные теоретические понятия;
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами;
- толковать юридические аспекты предприниматель ской деятельности.
2
Виды предпринимательской деятельности
-виды предприниматель ства, их отличительные особенности и сущность;
- понятие товарная биржа и ее функции;
-методы консультирования;
- консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.
- определять вид предпринимательства ;
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами.
3
Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела
- понятие предприятия и его формы;
- понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;
- структуру собственного капитала предприятия;
- особенности уставного капитала, его сущность;
- сущность резервного капитала;
- понятие добавочного капитала и его сущность;
-характеристику нераспре деленной прибыли и е
- характеризовать капитал предприятия;
- регистрировать предприятия;
- проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;
- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.
е использование;
- структуру заемного капитала предприятия;
- порядок и этапы создания новог
о предприятия;
- процедуру регистрации предприятия, индивиду ального предпринимателя, акционерного общества;
- понятие облигации;
- основные подходы к организации собственного дела;
- понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;
- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;
- пути и методы снижения рисков;
- меры, принимаемые к предприятию должнику
4
Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм
- виды классификации предприятий и их структура;
- требования к юридичес кому лицу Гражданского кодекса РФ;
- признаки юридичес кого лица;
- особенности государствен ных и муниципальных предприятий;
- характерные особенности кооператива, товарищества и общества;
- виды товарищества;
- характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;
- характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.
- определять вид предпри нимательства в конкретной предпринимательской деятельности;
- определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм;
- уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия;
- уметь характеризовать кооперативы,
-отличать кооператив, товарищества и общества;
- уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;
- уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.
5
Предпринимательская деятельность малого предприятия
- понятие малого предпринимательства;
- понятие субъекта малого предпринимательства;
- преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- государственная политика РФ в области малого предпринимательства.
- определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.
6
Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна
- -понятие конкуренции;
- формы конкуренции и их признаки;
- перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
- задачи и деятельность антимонопольного комитета;
- понятие коммерческой тайны и ее виды;
- предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;
-приемы защиты коммерческой тайны.
-анализировать положение предприятия на рынке;
- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;
- реализовать право на защиту коммерческой тайны.
7
Инновационное предпринимательство
- понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;
- виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;
- виды инновационных форм предприниматель ства;
- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;
- понятие инкубатора бизнеса, его функции.
- определять возможные изменения предпринима тельской деятельности в результате внедрения инновации;
-характеризовать инновационные формы и виды предприниматель- ства;
- проектировать разработку новшеств в предпринимательстве;
- сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;
- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями.
Итоговое занятие
- аргументировано представлять социальный проект,
- использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой
- умение делать выводы.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Выдано «______»__________2008
ФИО
10а класс
№ №_____
МОУ СОШ № 2
Об окончании элективного курса
«Основы предпринимательства» предпринмателст
СВИДЕТЕЛЬСТВО «НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»
15