Статья на тему К вопросу о работе Авиационного завода №499 в городе Заводоуковск в 1941 – 1945 гг.
Новожилов Дмитрий Алексеевич, село Падун,
Заводоуковский городской округ
К вопросу о работе Авиационного завода №499
в городе Заводоуковск в 1941 – 1945 гг.
Великая Отечественная война дала мощный толчок развитию Тюменской земли. Огромное количество предприятий было эвакуировано в Тюмень, Ишим, Заводоуковск. Спустя 70 лет с момента начала войны эти предприятия продолжают функционировать, их продукция ценится не только в Тюменской области, но и в других субъектах России, а так же за рубежом. Смотря на успехи тюменских предприятий сегодня, мы не должны забывать с чего все начиналось… И мне хотелось бы вспомнить о вехах истории завода №499, известного ныне как Заводоуковский машиностроительный завод и о его первом руководителе Александре Сергеевиче Москалеве.
Итак, в октябре 1941 года в Заводоуковск из города Воронеж был эвакуирован завод №499. Руководитель завода А.С. Москалев в своей книге воспоминаний «Голубая спираль» писал «В Министерстве узнал, что эшелон ОКБ-31 направлен в район города Ялтуровска на станцию Заводоуковск… Одновременно подходили туда же эшелоны одного из небольших московских заводов и ОКБ — конструктора П. Гроховского. Было решено объединить всех в один завод № 499. Директором и главным конструктором назначался я»[2].
Прибытие в Заводоуковск Москалев описывает так: «Это оказался большой разъезд и поселок, битком набитый различным оборудованием, эвакуированным с Запада, но, видимо, потерявшим своих хозяев. Здесь были электрооборудование, двигатели, станки и многое другое»[2]. Из слов конструктора можно утверждать, что Заводоуковск, будучи маленьким поселком, все-же был крупным транспортным узлом.
По прибытии завода в Заводоуковск с первых же дней рабочие приступили к его обустройству и активному выпуску продукции для фронта «Спустя 12 дней, завод начал выпускать… десантные кабины ДК-12…»[4].
Работать сначала приходилось в трудных условиях, но при неисчерпаемой энергии руководителя завода А.С. Москалева, все, что бесхозно лежало около железнодорожных путей, и было пригодно для работы, собрали и «смогли в короткое время увеличить мощность… силовых установок до 1800 кВт. Установили прожекторы, усилили освещение, подняли мощность станочного оборудования. Постепенно перешли на круглосуточную работу завода»[2]. Рабочие приехавшие вместе с Москалевым в Заводоуковск начали обучать своему делу местных жителей, которые массово устраивались работать на новый завод. В основном это были молодые люди.
Одна из работниц завода в период с 1942 по 1945 годы, жительница села Падун, Ежеменских Александра Владимировна вспоминала: «В годы войны работала на заводе №499, выпускали десантные планеры. Работали без выходных, без отпусков. Вставали при лучинах, шли пешком, при сильных морозах обмораживались, но работали добросовестно, часто работали внеурочно»[1].
В начале 1942 года, по приказу из вышестоящих инстанций завод переходит на производство планеров А-2 и А-7, так как фронт нуждался в них для подготовки молодых летчиков. «…Небольшой поселок Заводоуковский, можно так сказать, являлся столицей безмоторной авиации»[4]. В 1943 году завод №499 изготовил планеры для партизан Белоруссии. «Сталин… поставил задачу изготовить в течении месяца 50 планеров. Задание было выполнено в срок. Планеры хорошо потрудились и доставили партизанам снаряжение, продовольствие, пополнение живой силой[5].
Как мы видим, основной продукцией, выпускаемой до самой Победы оставались безмоторные планеры, производство деталей к ним происходило в разных цехах. Обратимся к воспоминаниям Александры Владимировны Ежеменских, которая работала в цехе №13 «Работала я столяром… готовила шпангоуты для сборки кабин, они были все по номерам и с точностью до миллиметра, как игрушки, гладенькие, без единого гвоздика»[1]. Трудные военные годы сплотили работников завода, жизнь хоть и была сложной, но все же не стояла на месте, как прежде юношей и девушек принимали в комсомол, «работали с утра до вечера без выходных и без отпусков, но все были дружные, ребята нам помогали, к каждому празднику дарили нам подарки сделанные своими руками: брошки, гребешки, ремешки, коробочки»[1] - вспоминала Александра Владимировна.
Огромное внимание уделялось качеству изготавливаемых деталей, для подготовки пилотов требовалась качественная продукция «На каждом (шпангоуте) должна была стоять фамилия. И если какой брак заметят – вернут из сборочного цеха»[1]. Рабочим было стыдно перед товарищами и Родиной допускать изъяны в деталях, поэтому все стремились к качественной работе и в то же время постоянно шли на перевыполнение плана, для того, чтобы собрать больше планеров для армии «были… и комсомольские бригады. На доске показаний было известно, сколько процентов выполнила бригада»[1].
Так же в цехах завода производились опытные модели штабного-связного самолета САМ-25, который почти по всех характеристикам превосходил штабной-связной самолет Третьего Рейха «Шторх». Однако «…серийное производство этого перспективного самолета не было развернуто» [4]. Ему предпочли неудобный Як-6.
В 1943 году под руководством Александра Москалева началось серийное производство первого ракетного истребителя-перехватчика БИ-2 (созданного конструкторами Березняком и Исаевым). Он стал предтечей реактивной авиации в Советском Союзе. Самолет имел жидкостный реактивный двигатель, на вооружении имел две пушки ШВАК-20, скорость до 1050 км/ч. Однако первый опыт в разработке реактивных истребителей был неудачным – самолеты мог сесть только после выработки горючего и т.д. Окончанием производства БИ-2 стала трагедия, произошедшая с летчиком-испытателем Бахчиванджи, который не сумел вывести самолет из пике и разбился. Всего до трагедии завод изготовил 8 образцов БИ-2.
Не смотря на то, что в Заводоуковске изготавливали самолеты БИ-2, Москалев разработал и предложил свою модель реактивного самолета, которая выгодно отличалась от самолета Березняка-Исаева. Этот самолет носил аббревиатуру РМ-1(Реактивный Москалева). «Расчетная скорость полета достигала 2200 км/ч. Как и современные сверхзвуковые истребители, самолет Москалева имел острый нос, большегабаритный киль, каплевидную форму корпуса, стреловидное крыло малого удлинения»[5]. Из этого следует, что уже тогда Москалев впервые предложил модель истребителя, который имел очертания реактивного самолета современности. Москалев заглянул вперед, а как правило все передовое остается непонятым, вот и РМ-1 остался непонятым, однако впоследствии многие его элементы будут использованы ведущими конструкторами реактивных самолетов СССР «…конструкция самолета была воспринята весьма настороженно и с легкой руки Яковлева ее отклонили. Что, впрочем, не помешало последнему тут же взяться за создание собственного реактивного детища»[5].
Несмотря на все перипетии, Завод №499 выпускал продукцию до конца войны. Сложно переоценить вклад заводоуковцев в приближении Великой Победы, но благодаря их трудовой доблести и таланту А.С. Москалева, маленький сибирский городок навсегда вошел в историю авиации. К примеру из 810 десантных планеров А-7 «…509… было выпущено в студеном Заводоуковске»[4]. Завод прекратил выпуск планеров лишь в мае 1945 года, в это же время он был реэвакуирован в Ленинград. Однако не смотря на реэвакуацию все оборудование осталось в Заводоуковске «оно стало основой современного Тюменьсельмаша»[5]. Ныне Тюменьсельмаш называется Заводоуковским машиностроительным заводом.
Что касается Александра Сергеевича Москалева, то он уехал в Ленинград, много работал над проблемой использования трехугольного крыла в реактивной авиации. С 1948 года Москалев преподаватель Ленинградской военно-воздушной инженерной академии им. Можайского. Профессор, доктор технических наук, Владимир Шило, еще студентом, писавший под научным руководством великого конструктора дипломную работу вспоминает: «…Александр Сергеевич никогда не говорил… о превратностях своей судьбы и тем более не жаловался на нее и мы, по существу, ничего о нем не знали тогда»[3]. Александр Сергеевич был талантливым изобретателем и педагогом, свои идеи по вопросам реактивной авиации он передал не одному поколению студентов.
До конца жизни Москалев оставался принципиальным, верным своей мечте конструктором. Многие люди помнят его как спокойного, доброжелательного человека, талантливого и волевого руководителя. Жаль только, что созданные им образцы самолетов, не были оценены по достоинству, слава достается всегда не столько талантам, сколько людям, имеющим деньги или покровителей из сильных мира сего. Александр Сергеевич умер в 1982 году так и не получив той славы, которую снискал его извечный соперник Яковлев…
Без войны Заводоуковск возможно никогда бы не смог стать городом с развитым промышленным производством. Война сыграла не только трагическую роль в жизни нашего народа, но и дала мощнейший толчок развитию промышленности в городах Урала и Сибири. Жители Заводоуковска показали всю свою доблесть, готовность отдать все силы на разгром врага. Без талантливого конструктора и руководителя А.С. Москалева, завод №499 не смог бы работать, так как он работал в годы войны. Сегодня наша цель, как граждан, как патриотов – сохранять и передавать следующим поколениям память о работе завода, о жизни и трудовых подвигах рабочих и конечно же о Александре Сергеевиче Москалеве, благодаря которому Заводоуковск по праву можно считать городом, где был разработан проект первого реактивного самолета с треугольным крылом. И хочется верить, что когда-нибудь, одну из улиц Заводоуковска назовут в честь трудившегося здесь в годы войны, несомненно, талантливого и непризнанного корифея советской авиации Александра Сергеевича Москалева.
Список источников:
Воспоминания А.В. Ежеменских. Материалы Краеведческого музея Падунской средней школы.
Москалев, А.С. Голубая спираль [Текст]/ А.С. Москалев. – Воронеж, 1999.
Шило, В. Об авторе голубой спирали [Эл. ресурс] – Режим доступа: http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/ayeromuzei_1991_01/p9.phpСевостьянов А.А. Взлетная полоса: взлетная линейка Авиазавода №499 [Текст]: материалы краеведческой конференции/ А.А. Севостьянов. – Заводоуковск, 2011. – 182 с.
Копылов, В. Загадка мемориальной доски [Текст]/ газета «Тюменская правда». – 3 сентября 1989 года.