Статья из опыта работы Возможности использования мультипликации в учебной деятельности младших школьников
Возможности использования мультипликации в учебной деятельности младших школьников
Очень часто сталкиваешься с мнением педагогов, что просмотр мультипликационных фильмов расценивается как средство организации досуга детей, которое должно реализовываться в условиях семейного воспитания, поэтому и применяется оно фрагментарно и бессистемно, не оказывая должного влияния на развитие личности обучающегося.
Как эффективно использовать средства мультипликации в учебном процессе?
Педагогический потенциал мультипликации позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования – создавать условия для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Использование мультфильмов способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.
Поэтому, мультипликация в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех
этапах обучения, а особенно на ступени начального образования.
Объяснением тому служат некоторые психологические аспекты.
Характерная особенность детей младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.
Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания, которая требует игровой мотивации.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов память непроизвольно срабатывает на запоминание
материала.
Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, мультфильмы обеспечивают более легкое и прочное усвоение знаний в их
образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления.
При помощи дидактических мультфильмов можно:
представлять разнообразную информацию,
выступать в качестве основного источника знаний,
формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.,
иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его,
расширять кругозор в той или иной области знаний;
создавать условия для мотивации познавательной деятельности детей;
управлять процессом познания;
обобщать учебный материал;
организовывать самостоятельную познавательную деятельность;
развивать мыслительную деятельность детей.
Все вышеперечисленное позволяет овладеть младшему школьнику универсальными способами деятельности.
Внедрение видео в педагогический процесс современного
образования младших школьников не является чем-то принципиально новым: педагогическая наука накопила определенный опыт применения видеоресурсов в образовательной работе с младшими школьниками.
Целью же моей деятельности стала разработка использования мультипликации в образовательном процессе младших школьников,
предусматривающая:
осуществление отбора мультипликационных фильмов в соответствии с поставленной целью современного образования;
выявление связи между содержанием мультфильмов и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся;
описание способов включения видео в педагогический процесс и их сочетание с другими приемами, методами и дидактическими средствами, видами деятельности младших школьников.
Я считаю, что мультипликационные фильмы способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов.
Это зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие
нового знания.
У многих обучающихся в ходе просмотра мультфильма или после него возникает желание и потребность с кем-либо поделиться впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками – а это формирование коммуникативных УУД.
Данный факт объясняется тем, что мультфильмы оставляют
определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, которыми детям хочется поделиться.
В то же время мультфильм – средство формирования познавательных УУД – если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с понятием или явлением, неизвестным ему, то он тут же стремится получить их объяснение.
А когда ребенок пытается осмыслить, прокомментировать отдельные
события, дать оценку поступкам мультипликационных героев, соотнести поступки героев и реальных людей, провести параллели с повседневной жизнью - это способствует формированию
регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.
Таким образом, грамотное использование средств мультипликации, непременно будет способствовать формированию умения учиться, в ходе которого успешно будут решаться задачи полноценного развития младшего школьника (умственное, нравственное, социальное, психическое), основанного на системно - деятельностном и личностно-ориентированном подходах и обогащение его эмоционально-творческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности)