Статья из опыта работы Плюсы использования мультипликации в работе с детьми

Плюсы использования мультипликации в работе с детьми

Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение), благодаря выразительным возможностям, позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей.
Ценность мультипликации заключается в ее открытости для любых видов деятельности, в способности вобрать в себя и сделать актуальным, личный жизненный опыт. Работая с мультфильмом и над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно функционируют всевозможные "предметы", взаимоотношения, решаются развивающие и воспитательные задачи.
Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают. Они начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.
Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире». Для детей искусство мультипликации – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями.
Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.
Мультфильмы понятны ребенку, поскольку они в доступной форме объясняют многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности.


Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.

Перечисленные особенности мультипликации заставляют смотреть на нее не как на предмет преподавания, а, прежде всего, как на средство всестороннего развития детей.

Учась у героев мультфильмов, дети социализируются, осознают, как надо себя вести. Выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают им подражать, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Ребята начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Отсюда вывод: для эффективного воспитания ребёнку нужно демонстрировать хорошие образцы для подражания

Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать.

Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам.

Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей».
Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования УУД в программы начальной школы, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. Необходимо также выявить и негативный потенциал мультфильмов, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного.