Рабочая учебная программа по физике 9 класс, индивидуальное обучение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
городского округа Балашиха
Московской области
Адрес: 143909, Московская область, г.Балашиха мкр. Авиаторов, ул. Летная, д.7.
Телефоны: 8(498)500-40-07, 8(498)500-40-06
e-mail: bal.school30@yandex.ru, сайт:http://balschool30.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Школа № 30»
___________ /С. А. Кузьмина/
«____»_____________2015 г
Приказ от _______ 2015г. №____
Рабочая учебная программа
Физика (базовый уровень)
(индивидуальное обучение)
9 класс
(2014-2015 уч. год)
Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования.Автор программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкина Учитель: Невенченко Татьяна Васильевна
г. Балашиха
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Изучение физики в 9 классе образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
способствовать усвоению идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и законов;
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2012 / 2013 учебном году, являются:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1«Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями)
Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы г. Балашиха Московской области.
Образовательная программа МБОУ «СОШ № 30».
Письмо министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6
«ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ»
Положение об индивидуальном обучении больных детей на дому, утвержденного приказом от 10.01.2012 года №6
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по физике составлена для индивидуального обучения из расчета 17,5 часов в год (0,5 часа в неделю) на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.(Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов -2 –е изд., -М.:Дрофа, 2009)
Место предмета
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Индивидуальный учебный план рассчитан на 18 учебных часов из расчета 0,5 учебного часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на изучение физики в основной школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученику развивать свои способности при изучении данного предмета.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
Информация об используемых учебниках:
Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Пинский А.А, Разумовский В.Г.- 12-е издание – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
ФИЗИКА 9 класс (17,5 часов, 0,5 часа в неделю)
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
освоение знаний о тепловых, электрических и магнитных явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
I.Механические колебания (2 часа)
II.Волны (1,5 часа)
III. Электромагнитные колебания и волны (3 часа)
IV.Световые явления (2,5 часа)
V. Оптические приборы (3часа)
VI. Законы Ньютона (3,5 часа)
VII. Атомное ядро (2 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты,удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки в квартире.
Календарно-тематическое планирование по физике
9 класс (17,5 часов, 0,5 часа в неделю)
№ Тема урока Кол
-во
ча-
сов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки
Вид контроля, измерители Эле-
менты допол-
нитель-
ного содер-
жания Домаш-
нее задание Дата проведения
План факт
Раздел 1.Механические колебания (2 часа)
1 Колебания тела на пружине. Энергия тела в колебательном движении. 0,5ч. Урок изучения нового материала Колебания тела на пружине Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры. Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела. Фронтальный опрос. 1.1, 1.2. 1нед 2 Графическое представление гармонического колебания. 0,5ч. Комбинированный урок. Графическое представление гармонического колебания. Уметь определять по графику зависимости координаты от времени в гармонических колебаниях основные характеристики колебаний. Физический диктант. 1.3 1.6. 2нед 3 Период колебаний пружинного маятника. Свободные колебания. Затухающие колебания 0,5ч. Комбинированный урок. Период колебаний пружинного маятника. Знать формулу периода колебаний. Уметь применять формулу для расчёта периода колебаний. Оформление работы, выводы. 1.4.
Упр.1.4 (1,2) 3нед 4 Математический маятник. Автоколебания. 0,5ч. Комбинированный урок Математический маятник Знать формулу периода колебаний. Самостоятельная работа. 1.5.
Упр.1.5.
(1,3) 4нед
Раздел 2. Волны (1,5 часа)
5 Волна. Длина волны. Поперечные и продольные волны. 0,5ч. Урок изучения нового материала Волна. Длина волны. Поперечные и продольные волны. Знать определения механических волн, основные характеристики волн. Фронтальный опрос. 2.1-2.3. 5нед 6 Звуковые волны. Характеристики звука 0,5ч. Комбинированный урок Звуковые волны Знать понятие «звуковые волны», привести примеры Физический диктант. 2.4. 6нед 7 Резонанс в акустике. Отражение звука. Эхо. 0,5ч. Комбинированный урок Резонанс в акустике. Отражение звука. Эхо. Знать понятие резонанса, особенности поведения Самостоятельная работа 2.5,2.6. 7нед
Раздел 3. Электромагнитные колебания и волны (3 часа)
8 Конденсатор. Энергия электрического поля заряженного конденсатора. 0,5ч. Урок изучения нового материала Конденсатор. Энергия электрического поля заряженного конденсатора. Знать устройство и назначение конденсатора. Фронтальный опрос. 3.1, 3.2. 8нед 9 Энергия магнитного поля катушки с током. 0,5ч. Комбинированный урок Энергия магнитного поля катушки с током. Знать устройство и назначение катушки с переменным током. Самостоятельная работа. 3.3. 9нед 10 Колебательный контур Генератор незатухающих электромагнитных колебаний на транзисторе 0,5ч. Комбинированный урок Решение задач по теме «Колебательный контур» Уметь решать задачи по теме «Колебательный контур» Опорный конспект. Упр. 3.5. 10нед 11 Электромагнитное поле Электромагнитные волны. 0,5ч. Комбинированный урок Электромагнитное поле Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. Фронтальная проверка, устные ответы. 3.7. 11нед 12 Радиосвязь. Радиопередача. 0,5ч. Комбинированный урок. Радиосвязь. Радиопередача. Понимать принцип современной радиотелефонной связи. Фронтальная проверка, устные ответы. 3.9,3.10. 12нед 13 Радиоприём. 0,5ч. Комбинированный урок. Радиоприём. Понимать принцип современной радиотелефонной связи. Фронтальная проверка, устные ответы. 3.10. 13нед
Раздел 4. Световые явления (2,5 часа)
14 Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. 0,5ч. Урок изучения нового материала Закон прямолинейного распространения света. Знать закон прямолинейного распространения света. Фронтальный опрос. 4.1, 4.2. 14нед 15 Корпускулярная и волновая теории света. Скорость света. Интерференция света. 0,5ч. Комбинированный урок. Корпускулярная и волновая теории света. Знать и уметь объяснить корпускулярную и волновую теории света. Тестовая работа. 4.5. 15нед 16 Определение длины световой волны Свет – электромагнитная волна 0,5ч. Комбинированный урок Определение длины световой волны Уметь определять длину световой волны Фронтальная проверка, устные ответы. 4.8. 16нед 17 Дисперсия. Спектральное разложение. 0,5ч. Урок изучения нового материала Дисперсия. Спектральное разложение. Знать понятие дисперсии. Фронтальная проверка, устные ответы. 4.10. 17нед 18 Сплошной и линейчатый спектры. Спектральное разложение. Световые явления 0,5ч. Урок изучения нового материала Сплошной и линейчатый спектры. Спектральное разложение. Знать понятие спектра. Фронтальная проверка, устные ответы. Происхождение линейчатых спектров. 4.11. 18нед
Раздел 5. Оптические приборы (3 часа)
19 Геометрическая оптика. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Линзы 0,5ч. Урок изучения нового материала. Геометрическая оптика. Плоское зеркало. Уметь строить изображения в плоских зеркалах Фронтальный опрос 5.1, 5.2. 19нед 20 Построение изображений в линзах. Построение изображений в сферических зеркалах 0,5ч. Комбинированный урок Построение изображений в линзах Уметь показывать ход лучей в собирающих и рассеивающих линзах Разбор ключевых задач 5.5. 20нед 21 Глаз как оптическая система. Угол зрения. 0,5ч. Комбинированный урок Глаз как оптическая система. Угол зрения. Знать принцип действия глаза Самостоятельная работа 5.6, 5.7. 21нед 22 Фотоаппарат. Проектор, Кинопроектор. Призма. Спектроскоп 0,5ч. Комбинированный урок Фотоаппарат. Проектор, Кинопроектор. Призма. Спектроскоп Знать принцип действия оптических приборов. Физический диктант 5.8, 5.9. 22нед 23 Оптические приборы 0,5ч. Комбинированный урок Решение задач по теме «Оптические приборы» Уметь решать задачи по теме «Оптические приборы» Самостоятельная работа 23нед 24 Урок обобщающего повторения по теме «Оптические приборы» 0,5ч. Урок закрепления знаний Оптические приборы Уметь решать задачи по теме «Оптические приборы» Опорный конспект Повто-
рить
5.1-5.9 24нед
Раздел 6. Законы Ньютона (3,5 часа)
25 Перемещение-вектор. Действия над векторами. Скорость-вектор. Мгновенная скорость. 0,5ч. Урок изучения нового материала Перемещение-вектор. Действия над векторами. Знать понятие: перемещение-вектор, действия над векторами. Фронтальный опрос. 7.1, 7.2. 25нед 26 Первый закон Ньютона Инерциальные системы отсчёта 0,5ч. Комбинированный урок Первый закон Ньютона Инерциальные системы отсчёта Знать содержание 1 закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчёта. Самостоятельная работа. 7.4. 26нед 27 Закон сохранения импульса Второй закон Ньютона 0,5ч. Урок применения и закрепления знаний Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» Уметь решать задачи по теме «Закон сохранения импульса» Фронтальная проверка, устные ответы Упр. 7.6. 27нед 28 Свободное падение тел. Третий закон Ньютона 0,5ч. Урок закрепления и применения знаний Решение задач по теме «Свободное падение тел» Уметь решать задачи по теме «Свободное падение тел» Тест Упр. 7.10.
(3.4) 28нед 29 Движение по окружности 0,5ч. Урок изучения нового материала Движение по окружности Знать:
-природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;
-физическую величину, единицу измерения периода, частоты. Фронтальная проверка, устные ответы. 7.12. 29нед 30 Закон всемирного тяготения 0,5ч. Урок изучения нового материала Закон всемирного тяготения Знать содержание закона всемирного тяготения Самостоятельная работа Закон всемирного тяготения и объяснение некоторых явлений природы. 7.13, 7.14. 30нед 31 Закон всемирного тяготения 0,5ч. Урок закрепления и применения знаний Решение задач по теме «закон всемирного тяготения» Уметь решать задачи по теме «Закон всемирного тяготения» Физический диктант Упр.7.13
Упр.7.14
(4) 31нед
Раздел 7. Атомное ядро. Атомная энергетика (2 часа)
32 Радиоактивность. Атом и атомное ядро. Строение ядра. Ядерные силы 0,5ч. Урок изучения нового материала Атом и атомное ядро. Знать строение атома и атомного ядра, альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) Фронтальный опрос Закон радиоактивного распада 8.1-8.2. 32нед 33 Цепные ядерные реакции деления. Ядерный реактор. 0,5ч. Комбинированный урок. Цепные ядерные реакции деления. Ядерный реактор. Знать устройство ядерного реактора Фронтальная проверка, устные ответы 8.8. 33нед 34 Термоядерные реакции. Энергия Солнца и звёзд. 0,5ч. Комбинированный урок. Термоядерные реакции. Энергия Солнца и звёзд. Знать условия протекания, применение термоядерной реакции. Фронтальная проверка, устные ответы 8.9. 34нед 35 Происхождение планет и радиоактивность 0,5ч. Комбинированный урок. Происхождение планет и радиоактивность Познакомиться с теорией происхождения планет. Фронтальная проверка, устные ответы 8.10. 35нед V. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
.
Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Перышкин А.В.- 11-е издание – М.: Дрофа, 2011 – 192с.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2009 г.
Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2009 г.
Сборник задач по физике. 7-9 классы:пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 25 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику Перышкина А.В. «Физика. 8 класс»/ Громцева О.И. – М.: Экзамен, 2010 – 111с.
Материалы сайтов:
http://www.proshkolu.ru/org/donskoe-z/http://www.twirpx.com/files/http://www.alleng.ru/edu/phys1.htmhttp://class-fizika.narod.ru/test8.htmhttp://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=30http://fcior.edu.ru/«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
___________ /С.Н.Черных/
«____»_____________2015 г. «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________ /О.Г. Азарова/
«____»_____________2015 г.